103
СТРОЖЕ, НО ВЫПОЛНИМЕЕТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ/ПО-НОВОМУТеперьна техосмотредополнительно[ВАРЯ 2002 ГОДА ЗАРАБОТАЛ СТАНДАРТ ТЕХОСМОТРАСколько лет потребовалось, чтобы понять: ГОСТ, который применяется при проверке технического состояния (а с 1995 года - при инструментальном контроле), мягко говоря, не соответствует реальности, а попросту, ни в какие ворота не лезет! Он разрабатывался в застойные времена с установкой «на опережение технического уровня». Отсюда - ничем не оправданная жесткость одних его требований и полное отсутствие других, не менее необходимых. Отсюда - бесконечные проблемы у автомобилистов, проходящих инструментальный контроль, драконовские требования проверяющих при недостаточной эффективности самого техосмотра. Об этом не раз писал журнал «За рулем». И вот, наконец, новый стандарт (ГОСТ Р 51709), которым отныне будут руководствоваться при государственном техническом осмотре. Его подготовили специалисты НИИАТ, НИЦИАМТ и НИЦ ГИБДД МВД РФ.- Стандарт унаследовал от свонего вида: в ГОСТе есть соответстего предшественника направленвующая табличка и ничего сверх ность, структуру и основные треуказанного в ней проверяющие бования, - говорит ответствентребовать не вправе. ный исполнитель разработки ноБольше всего автомобилисты вого ГОСТа Сергей Мороз. - Но возмущались тем, как проверяли содержание его разделов во мнокоэффициент неравномерности гом изменено и дополнено. тормозных сил и эффективность Вот основные из этих нововветорможения. Эти нормативы были неоправданно завышены, тредений. бования к удельной тормозной Теперь на техосмотре будут досиле и установившемуся замедлеполнительно проверять: нию - не капают ли рабочие жидкости были жестче, чем к новым и масло из агрегатов и систем; транспортным средствам! Новый ГОСТ более лоялен (только для - эффективность запасной торполуприцепов коэффициент немозной системы; равномерности ужесточен), хотя - работоспособность автоматислишком радоваться этому не ческого регулятора тормозных сил стоит: теперь требования к эффеи АБС; ктивности торможения старых -механизм инерционного тормоавтомобилей точно такие же, как за прицепов для легковых автомобидля новых. лей; - регулятор уровня пола (кузова)В документе исключена притранспортных средств с пневмовязка требований к дате начала подвеской; производства автомобиля - эта - герметичность соединений цифра весьма условна. Ведь при в проверке чаще приходится орисистеме вентиляции картера двиентироваться на начало произгателя, предотвращающей выброс водства шасси, оборудованного раскаленных щгтерных газов в атконкретной тормозной системой. мосферу; А - механизмы перемещения сидеэто, особенно для иномарок, как нья и регулировки положения спинправило, неизвестно. ки и сиденья; Зато старый стандарт допус- тягово-сцепные устройства чечрезмерные поперечные откал тырех основных конструкций; клонения автомобиля от курса - подголовники и пр. при торможении в нормативных Появились четкие требования условиях: 1,25 м для легковых безопасности к количеству, разавтомобилей и 1,75 м для автобумещению и размеру зеркал задсов! Не надо объяснять, насколько это опасно, когда скорость 80, а не 40 км/ч, и дорога не пустая, сухая и чистая, как при проверке, а загруженная и мокрая. При нынешнем многорядном движении в плотном потоке это грозит тяжелейшей аварией! Новый ГОСТ теперь допускает отклонение в поперечном направлении до 0,7 м для легковых автомобилей класса «Жигулей» или «Самары» и до 0,25 м для автопоездов и автобусов. По-другому будут измерять суммарный люфт в рулевом управлении, используя нормативы изготовителя, указанные в эксплуатационной документации. И только если их нет, ориентиром послужат установленные стандартом предельные значения. Отменено запрещение использовать световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели (было в старом ГОСТе и такое!) от транспортных средств других марок и моделей. Нет больше требований «надежного закрепления» аптечки, обязательного пломбирования спидометра и пр. Требования к светопропусканию стекол почти не изменились: те же 75% для ветрового стекла, не менее 70% для передних боковых и 60% для остальных стекол. К пленке требования такие же, как ик тонированным стеклам. - В ГОСТ Р 51709 свыше ста отличий от старого стандарта! - сообщил Сергей Мороз. - Но даже опытному автомобилисту нелегко разобраться в содержании этого документа. А ведь, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен - прежде чем идти на техосмотр или начинать подготовку к нему, совсем нелишне ознакомиться с требованиями. Именно поэтому выпущены Комментарии к ГОСТу, уяснить которые по силам каждому. Надеемся, новые требования будут способствовать безопасности на наших дорогах и вызовут понимание у автомобилистов. 1»1проверять:- не капают ли рабочие жидкости из агрегатов и систем; - эффективность тормозной системы; - герметичность соединений в системе вентиляции картера двигателя: - механизмы перемещения сиденья и регулировки положения спинки и сиденья.По-другому будут измерять суммарный люфт в рулевомуправлении.Разрешена использовать световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели от транспортных средств других марок и моделей.1,70010