СВОИМИ СИЛАМИ№1 ЯНВАРЬ 2002/РЕГЛАМЕНТВ ЭТОМ ВЫПУСКЕ:РЕГЛАМЕНТ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ(«ВОЛГА» ГАЗ-3110, 3102)УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ«ВОЛГА» ГАЗ-3110, 3102165 Ключи «на 8»,10.12 иОБСЛУЖИВАЕМ «ШКОДУ-ОКТАВИЯ»(ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО)отвертка. 174ТЕКСТ / ОЛЕГ БУДКИНfflСпецинструмент не понадобится; желательны канава или подъемник.-:ч-Время работы 1 час 3D мин.ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИИ СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ(ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ НА «ЖИГУЛИ»)168РЕМОНТ ПОБРЫЗГАЕМ?(ОМЫВАТЕЛЬ)169 181ЗАМЕНЯЕМ ГЕНЕРАТОР(ВАЗ-2110)ПОДГАЗОМ 170ПО ФРАНЦУЗСКОЙ МОДЕ(СТАВИМ ГАЗОВУЮ АППАРАТУРУ НА «НИВУ»)СЕРВИС ВМЕСТО ШВАБРЫ(МОЕЧНЫЙ УЧАСТОК АВТОСЕРВИСА)176ПРИЕМЧИКИ НА НИТОЧКЕ(БЕРЕГИТЕ РЕЗЬБУ)178ТЕСТ КАК ОТРЕЗАЛ!(ТЕСТ АБРАЗИВНЫХ КРУГОВ) РАЗБЕРЕМСЯ С УСИЛИТЕЛЕМ РУЛЯ ВОЛГИ N4 ЯНВАРЬ 2002179Гидроусилители, устанавливаемые на «волги», УАЗы, «соболи», различаются только внешне - принципиальных отличий нет. Выполнены они по интегральной схеме - и распределительное устройство, и силовой ци линдр упрятаны в картер рулевого механизма. Поэтому схожи причины выхода из строя, методы их поиска и устранения. Неисправности гидроусилителя, как «хороший стук», вылезают наружу сами. Вращать рулевое колесо становится все труднее, а при резком маневре кажется, будто руль подклинивает. Появляются посторонние шумы под капотом. Крах гидроусилителя из-за нехватки или отсутствия в нем масла обсуждать не будем: чтобы его избежать, придумали щуп с метками, на который надо поглядывать. Как утверждают опытные механики, в плохой работе гидроусилителей руля чаще всего виноват воздух, попавший в систему из-за ее разгерметизации. В этом случае достаточно устранить утечки жидкости, подтянув штуцеры, при необходимости поменяв под ними медные шайбы, и прокачать систему. Иногда повреждаются шланги высокого давления. Тоже понятно - заменил, прокачал ив путь. На следующем месте по числу отказов стоит насос. Многие его капризы сводятся к законному нежеланию работать в грязи. Что поделаешь - чистюля. Под клапаном скапливаются отложения, и он начинает перепускать жидкость уже при пониженном давлении. А чем ниже оно, тем тяжелее руль. Грязь быстро изнашивает лопасти насоса. Результат тот же - падает давление. Нередко выход насоса из строя объясняется забывчивостью (или нежеланием) строго следовать инструкции по эксплуатации автомобиля. А в ней написано: нельзя дольше трех-четырех секунд держать руль в крайнем положении при работающем моторе! Бывает, что и минутами держат. Вот насосы и не выдерживают. Самый терпеливый узел в системе - интегральный модуль рулевого механизма, так называемый «поросенок» (потому что натурально похрюкивает, повизгивает). Как и обычный рулевой механизм без гидравлики, этот требует регулировок для устранениялюфтов. До кончины дело доходит редко, поскольку все внутренности работают в масляной ванне без экстремальных нагрузок. Однако мороки с рулевым механизмом больше всего. Всякий раз для регулировки его приходится снимать. У станций техобслуживания к ГУРу подход разный. На некоторых, в том числе гарантийных СТО, усилитель не чинят, а меняют в сборе на уже отремонтированный. Неисправный же отправляют на завод для ремонта, потом снова включают в оборот. Станции помельче за ремонт берутся, но, учитывая высокие требования к чистоте и аккуратности, владельцу автомобиля стоит присмотреться к рабочему месту слесаря, прежде чем доверить ему починку. Часто отказывают в ремонте, ссылаясь на отсутствие запчастей. К сожалению, это правда. Например, почти невозможно купить набор уплотнительных колец (три штуки). Если такой встретится, спешите приобрести! Нельзя сказать, что гидроусилитель руля устроен так уж просто. Однако и расхожий стереотип - «лучше туда не лезть, только хуже сделаешь» - не всегда верен. Если неисправность связана с поршнем-рейкой, в ы полненными заодно с шариковой гайкой и винтом рулевого механизма, надо менять узел в сборе. В гаражных условиях вряд ли подберете нужные детали. Например, шарики должны отличаться друг от друга не более чем на 0,004 мм. А вот обслуживать гидросистему усилителя собственными силами вполне реально. В регламент входят замена масла через каждые 60 тыс. км, но не реже чем через каждые два года эксплуатации, и прокачка системы. Одновременно с маслом меняют бачок со встроенным фильтром. Обслуживание гидросистемы проведем на примере «Волги» ГАЗ-3110. Автолюбитель, способный держать в руках гаечные ключи, впервые столкнувшись с гидроусилителем, потратит на работу час-полтора. Машину лучше поставить на смотровую канаву или использовать подъемник. Если же работа ведется на земле, то надо вывесить передние колеса, установив автомобиль на надежные подставки. Снимаем аккумуляторную батарею. Ключом «на 10» отворачиваем гайку хомута крепления бачка гидроусилителя....пробка от бутылки и т. п.Ключом «на 12» ослабляем затяжку винта крепления натяжного ролика ремня привода агрегатов.Чтобы заглушки не выпали, зажимаем их хомутами. Отверткой ослабляем затяжку винтов хомутов крепящих шланги к бачку.Ключом «на 10», вращая против часовой стрелки винт натяжного ролика, ослабляем натяжение ремня...Торцевым ключом «на 8» отворачиваем шесть винтов крепления брызговика двигателя и снимаем его. Установив на полку аккумуляторной батареи емкость и наклонив над ней бачок, снимаем отводя щий шланг (он большего диаметра). ...и снимаем ремень. Вращая шкив насоса, несколько раз энергично поворачиваем рулевое колесо до крайних положений для полного слива масла из шлангов. Собираем гидросистему в обратной последовательности, установив новый бачок с фильтром. Залив свежее масло, прокачиваем гидросистему. Для этого вновь поворачиваем рулевое колесо пять-шесть раз до крайних положений. Затем, зафиксировав в среднем, пускаем двигатель на 10-15 секунд и останавливаем, чтобы долить масло. Вновь пускаем двигатель и на холостом ходу плавно поворачиваем рулевое колесо по очереди в обе стороны до упора, но ни в коем случае не задерживая его в крайних положениях. После того как в масляном бачке прекратится выделение пузырьков воздуха, останавливаем двигатель и, при необходимости, доливаем масло, проверив его уровень по щупу. Не заливайте в гидросистему что попало! Используйте только рекомендованное заводом-изготовителем масло от проверенных производителей. Конечно, с учетом «качества» наших ГУРов у вас может появиться соблазн купить что-то подешевле - все равно, мол, вытечет! Ну, а вдруг повезет и ГУР окажется вполне приличным? А от плохого масла даже идеальный механизм откажет очень быстро. 1»1Чтобы не проливать масла, вставляем в шланги заглушки - это могут быть болты подходящего диаметра...