36
37
38
39
ПРОБЕГ... ПОД КАПОТ ОгШ ^ -; *онт»JP-., . -ТЕКСТ / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ, АНТОН ЧУЙКИНПара отечественных дизельных универсалов пробежала ни много ни мало 130 тысяч километров. Правда, на двоих: на счету ВАЗ21045 - 70 тысяч, у «Волги» поменьше, 60 тысяч. Наши дизели - существа самостоятельные, каждый живет своей жизнью. Но примерно раз в кварталнаступает период (кто сказал «брачный»?), когда они сбиваются в небольшую стаю, чтобы продолжить «Игру в четыре руки» работой «Таксо-мотором», а потом завязать южный «Курортный роман» (ЗР, 2001, №1,4,9). Бурная молодость, тяжелая работа, романы, опять же, - все это не проходит даром. Сегодня мы никуда не по-едем. Сегодня мы поведем машины к «доктору», на обследование. В «Жигулях» и «Волге» уже не осталось, наверное, белых пятен, а вот если захандрит дизель... Такое уже случалось - ничего хорошего, надо вам сказать. Поделимся не только собственным опытом ремонта, но и послушаем специалистов. Ведь профилактика - залог здоровья!ГАЗ-560 Единственный узел, который пришлось демонтировать дважды, - помпа. Первый раз она потекла из-за заводского брака в гарантийный период (соответственно, ремонт не отразился на бюджете редакции). Второй демонтаж проводили в нашем техцентре, когда готовили материал «Своими силами» и заодно меняли подтекающую прокладку на корпусе термостата, объединенного с помпой. Надо сказать, «зарулевские» мастера зубила и кувалды не испугались премудрого мотора и лихо отрапортовали: «Ремонтировать можно...». Была еще одна неисправность - из разряда курьезных. Мотор неожиданно потерял тягу, перестал набирать обороты. Редакционный консилиум грешил на турбокомпрессор, и лишь консультация Главного Газовского Дизелиста помогла поставить диагноз: соскочила тоненькая трубочка с датчика давления наддува. Ремонт занял две минуты и не стоил ничего. Всю жизнь мотор потреблял дизельное топливо без каких-либо дополнительных присадок и полусинтетическое масло «Спектрол» группы CF-4 вязкостью 10W40. Расход топлива от 7J7 л/100 км при неторопливой езде по шоссе до 9,8 в городе зимой. Что такое расход масла, бывший «Штайр» пока еще не знает. В гарантийный период дизель обслуживали на СТО «Даниан», потом - своими силами. С ремонтом мотора (если, конечно, не надо лезть внутрь моноблока, менять поршни) справится опытный двигателист, знакомый, скажем, с ЗМЗ-406.ВАЗ-341 На 35-й тысяче мотор перенес капремонт: поршни в зоне канавок оказались недостаточно прочны (заводской брак), так что кольца, разбив их, изрядно попортили цилиндры. В общем, год назад в техцентре «За рулем» специалист из Барнаула руководил переборкой двигателя: заменили блок, коленвал, поршневую группу. Помимо этого, за 70 тысяч пришлось менять форсунку (ЗР, 2000, № 11), трубки слива топлива, блок управления свечами накаливания. Мелочи вроде заклинивающих термостатов, известные по карбюраторным «жигулям», опущу. Ныне ВАЗ-21045 потребляет в городе топлива 6,9 л/100 км; масла «Лукойл» класса CF-4 доливаю между ТО примерно 3 л. Запчасти, за которыми до этого надо было отправляться в Тольятти или Барнаул, наконец-то появились ив столице: сеть салонов «Инком-Лада» приняла ВАЗ-341 под свое крыло. Самое приятное, что здесь же поддерживают гарантию. Свершилось!.. Кстати, проблемы с топливной аппаратурой, буде таковые возникнут, можно решить на станции «Бош-сервис», и не только в Москве. Ах да, есть же еще заводские СТО... Формально они обязаны работать с дизелем, получать запчасти, оборудование. Кое-где к этому готовы, но большинство станций будет учиться на моторе первого настырного клиента. ГАЗ-560Топливная аппаратура. Чешские насос-форсунки «Моторпал» по дефектам изготовления выходят из строя редко. Обычно это происходит в гарантийный период. Наиболее распространенная причина - низкокачественное топливо, которое забивает отложениями тончайшую фильтрующую сеточку на входе в насос-форсунку. Плунжерная пара работает в условиях топливного голодания и быстро изнашивается. То же самое происходит при снижении давления в топливной магистрали из-за отказа редукционного клапана или топливного насоса. Как это ни удивительно, при неисправном насосе двигатель, пусть «через пень-колоду», Генератор на ГАЗ-560 объединен с вакуумным насосом, а у того есть сальниковое уплотнение, которое изнашивается после пробега примерно 150 тыс. км. Масло вместе с дорожной пылью попадает на щеточный узел и... готовьте денежки. Радует, что намечается выпуск отечественных генератора и насоса. Эти будут подешевле. Турбокомпрессор. Независимо от производителя (ККК, Германия, или С12 российско-чешского СП «CZ Турбо») служит свыше 200 тыс. км. Если 14 ле. Требуется класс качества не ниже CF-4, и никаких подделок из ларька с обочины! Система управления двигателем. Импортную электронику сломать сложно. Разве что контакт где окислится. А так живет вместе с мотором весь ресурс - 350-400 тыс. км. Единственное, пожалуй, слабое звено - электромагнит, управляющий рейкой подачи топлива. Симптом его неисправности - неожиданно глохнущий двигатель, который потом обычно пускается. Срочно в ремонт! Когда откажет совсем, ехать невозможно. Не путайте отказ с неисправностью датчика частоты вращения: без последнего двигатель не заведется вовсе. Фильтры. Что будет, если через топливный фильтр попрет грязь, описано в главе «топливная аппаратура». Если нет возможности использовать родные фильтры, можно жить ис камазовскими, только менять их надо вдвое чаще. На место масляного фильтра по присоединительным размерам подходит «жигулевский», только площадь шторы у него маловата, да и характеристики перепускного клапана не рассчитаны на «дизельное» давление масла. Результат «экономии» - проблемы с турбокомпрессором и поршневой группой. Цена отечественного фильтра «Заря» около 100 рублей. О стоимости поршня можно справиться в таблице. О езде с порванным воздушным фильтром или без него нечего и говорить. Просто представьте себе процесс замены моноблока...но работает! Кстати, забастовавший электронасос можно заменить аналогом от впрысковой бензиновой «Волги». Это выйдет куда дешевле, чем комплект насос-форсунок. Достаточно 100-150 км пробега в описанном выше нештатном режиме, чтобы загубить дорогостоящую топливную аппаратуру. Первый признак грядущих проблем с насос-форсунками - затрудненный пуск прогретого мотора. Если вышла из строя одна форсунка, двигатель заметно потеряет в мощности, но проехать пару сотен километров до места ремонта вполне допустимо. А вот самостоятельно разбирать прецизионный узел категорически не рекомендуется. Да и вряд ли придется: при грамотной эксплуатации он служит 250 тыс. км. Электрооборудование. Стартер и генератор («Бош» или «Искра») вполне надежны. Стартер можно спалить длительной работой. Допускается не более трех попыток пуска по 15-20 с, после чего перерыв минут на десять. Но чаще «пускача» губит замок зажигания, заклинивший в положении «Стартер».цел маслопровод, подводящий к нему смазку, то загубить «воздуходувку» можно только экономией на маеПРИМЕРНЫЕ ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ЗАПЧАСТИ К ДВИГАТЕЛЮ ГАЗ-560Деталь (узел) Масляный фильтр Топливный фильтр Ремень ГРМ Датчик положения распредвала Свечи накаливания, комплект Помпа в сборе с термостатом Электровентилятор Насос-форсунка Турбокомпрессор Поршень с кольцами • Нижний Новгород/Мосаа. Цена, руб.* 140/30/800/1200 400/1200 1000/1100 3000/2500 2500/4600 6000/9000 9500/2500/- ВАЗ-341блоке и маховике (слева внизу). Будьте внимательны: для дизеля сбитые фазы - катастрофа! Зазора между поршнем и клапанами здесь почти нет... Свечи накаливания ржевского предприятия «Элтра». Срок их службы по сервисной книжке 30 тыс. км, хотя наши проходили все 70 тысяч. Правда, покидали свои места с большой неохотой - мешал наросший кокс. Для замены потребуФильтры. Воздушный - обыкновеншем моторе приется длинный торценый «жигулевский»; найдете с маркишлось регулировой ключ «на 12». ровкой 21213 - смело ставьте, такой еще вать всего два клаЕсли свечи вклюлучше. Невзирая на оговоренный серпана! А вообще инчаются ненадолго висной книжкой срок службы фильтструкцией предили не с первого раза рующего элемента 10 тыс. км, меняйте писано проверять - почти наверняка его в два раза чаще! Расход воздуха у зазоры каждые 30 виноват блок управдизеля больше, так что фильтр быстрее тыс. км. ления (выпускает чезасоряется, что приводит к подсосу Ремни. Внешмасла из картера. Кстати, такое его коний, поликлиноВАЗ-341:1 - шкив коленвапа; 2 - генератор; боксарская «Элара», маркировка 25.3763), личество, как на фото (набежало за вой, который при3 - шкив распредвала; 4 - шкив ТНВД; 5 - шкив вакуумного насоса. А - метки; размещенный на мо5 тыс. км), - еще далеко не криминал. водит вакуумный Б - отверстие для технологического штифта. торном щите слева насос, позаимствован у восьмиклапанных «десяток» (или вверху. Для начала почистите контакты наоборот). Генераторный - «жигулевразъема, но рано или поздно блок приский». Распредвал вращает зубчатый дется менять. Наш, например, прослуремень 2112. Срок службы отечественжил 60 тыс. км, последние десять - уже ного ремня определен в 40 тыс. км, имс трудом. ТНВД (Bosch 0 460 484147) лучше допортного - 60 тыс. км. Каждые 10 тыс. км положено регуливерить специалистам. Впрочем, порой ровать его натяжение; придется снитребуется регулировать эту тонкую мать электровентилятор - иначе плаштучку прямо на машине. Если мотор Масляный фильтр - 2101, так назыстиковый кожух, защищающий реначал глохнуть на сбросе газа, подкорваемый «высокий». Топливный - оримень, не пройдет лабиринт шкивов. ректируйте начальное положение рыгинальный, с подогревом; фильтруюВращая эксцентрик ролика, добиваютчага управления. Винтом цикловой пощий элемент - «Биг-фильтр» GB-655. ся, чтобы верхняя ветвь ремня под усидачи (на «корме» насоса) можно устраПримерно раз в 2-3 тысячи надо отволием 10 кгс прогибалась на 5,5-6 мм. рачивать снизу топливного фильтра Для замены ремня надо демонтиропластиковую ребристую крышечку вать радиатор. Со шкивом коленвала (разъем с нее можно раз и навсегда придется попотеть - гайка легко не подснять - это от датчика наличия воды, дается. Перед тем как снимать ремень, никуда, увы, не подключенного) и, отустановите метки и вставьте фиксатовернув и покачав рычаг, слить примерры в 6-миллиметровое отверстие шкино 100 мл топлива. С ним уйдет и пова и кронштейна ТНВД и отверстие в павшая в систему вода. Не забудьте наПРИМЕРНЫЕ ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ нить неровность в работе, уменьшить качать топливо в фильтр, закрепив ЗАПЧАСТИ К ДВИГАТЕЛЮ ВАЗ-341 или увеличить дымность (подача топкрышку! (прейскурант «Инком-Лады») лива растет, если винт заворачивать!). Клапанный механизм такой же, как Цена, руб. Деталь (узел) Вращайте винт очень понемногу, добиу моторов переднеприводного семейстТопливный фильтр 110 ваясь, чтобы на постоянной скорости ва, стойразницей, что кулачки - как на Свечи накаливания, комплект 600 (около 60-70 км/ч) дым был едва замеладони. Для регулировки подойдет доБлок управления свечами 450 1900 Форсунка топливная тен. Не выходите за пределы, обознаработанное по месту «восьмое» приТрубки высокого давления, комплект 560 ченные «бошевским» пломбировочспособление; шайбы также 2108. Зазо150 ным кольцом. И помните, что, вмешавры для впускных клапанов - 0,2 мм, Прокладка головки блока Поршень 550 шись в работу ТНВД, вы рискуете гадля выпускных - 0,4 мм, допуск Двигатель в сборе 53 000 рантией. 0,05 мм. Кстати, за все 70 тыс. км на на- РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ" С разницей в год дизельные автомобили промчались по динамометрической дороге полигона. Как видите, характеристики «Волги» практически не изменились - даже более широкие шины не сказались на результатах. Чуть худший разгон мы списываем на нечеткость коробки передач. «Четверка» в январе пережила капремонт, что благотворно отразилось на таком «опорном» показателе, как «максималка» - она совпала с паспортной. Кроме того, вмешавшись в настройки механического ТНВД можно увеличить скорость на несколько километров... но дымить машина будет почище паровоза. В целом краткое путешествие в Дмитров подтвердило: обе машины - в полном здравии. А значит, скоро состоится давно задуманный тест «Мороз»: мы планируем пробег на север, чтобы оценить поведение дизелей при очень низкой температуре. Если не отморозим пальцы - отпишемся в одном из весенних номеров ЗР... Дизельный двигатель для многих россиян - в новинку. Брать его или не брать? Прежде стоит тщательно взвесить все «за» и «против». Не станем повторять прописные истины о том, что дизель (в большинстве случаев) - более шумный и менее шустрый. Экономичный, говорите? Смотря как оценивать экономию. На правах рекламыГАЗ-ЗК 221400 2000 2001 ВАЗ -21045 2000 2001Пробег, тыс кмSДинамические качества (Нагрузка частичная 2 чел. * 25 кг) Разгон, с: 0-100 км/ч 0-1000м Максимальная скорость, км/ч Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) Выбег, и: 120-0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м 51,8 1924 14,0 21,7 19,5 39,6 148,550256S20,9 40,4 150,030,8 44,8 120.028,3 44,3 125324,6 21,3 1929 44,8 1316 н.д. 163054,553,555,2Если заправляться «солярой» с ближайшего трактора, масло покупать у «камазистов», а фильтр приспособить от МАЗа, экономия будет большой, но короткой, а сэкономленных средств может не хватить на ремонт... Дизель - он не для жмотов, а для людей расчетливых. Какова разница в цене бензина и дизтоплива в вашей местности? Сможете ли вы без проблем приобретать расходные материалы и мелкие запчасти (фильтры, ремни, свечи накаливания)? Куда вы обратитесь, если возникнут специфические «дизельные» проблемы: с топливной аппаратурой, например? Вопросов пока больше, чем ответов. И уж коли отечественные заводы взялись делать дизельные моторы, то им и отвечать. Итак, возвращаемся к неисчерпаемой (и, увы, грустной) теме сервиса. На родине мотора ив столице дизель худо-бедно починят, а в провинции? А запчасти сколько ждать где-нибудь в Соликамске? Надежность - хорошо! Экономичность - отлично! С немалой ценой народ пока мирится. Даже реклама стала проскакивать - ну просто Европа! Только лучшая реклама отсутствие проблем у потребителя. И не на бумаге, а в реальности. 1»1 РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ТЕХЦЕНТР «инкомЛАДА» З АПОМОЩЬВ ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ -Б РАЗДЕЛЕ «ЦЕНЫ»