182
183
I ЦЕНЫ |ИНОМАРОЧНЫЙ БУМ 2001-гоМИНУВШИЙ ГОД ОТМЕЧЕН РЕЗКИМ РОСТОМ ПРОДАЖ ИНОМАРОК КАК НОВЫХ, ТАК И ПОДЕРЖАННЫХТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОПо официальным данным ГТК РФ, только с января по сентябрь прошлого года в страну ввезено около 340 тысяч машин (из них новых 78,9 тыс.); таможенных платежей за это время собрали 23 млрд. руб. (по предварительным подсчетам за год около 35 млрд.). Для сравнения - за весь 2000 год было ввезено 208 тыс иномарок. Есть несколько причин автомобильного бума. Во-первых, росли доходы населения. Во-вторых, в растаможхе наведен долгожданный порядок - объявлены доступные тарифы и отменены абсолютно ВСЕ льготы, позволявшие просочиться через их «игольное ушко» доброй половине покупателей. В-третьих, сказался чрезвычайно благоприятный курс европейских валют и, в частности, марки к доллару. Машина, предлагаемая в Германии за 10 тыс. марок, лет пять назад обходилась примерно в 7000 долл., а теперь лишь в 4500. Итоги трех кварталов подтверждают тенденцию к росту продаж. Так, компания «Дженерал моторе» в январе-сентябре 2001 года в 2,44 раза увеличила сбыт легковых автомобилей и вседорожников по сравнению с январем-сентябрем 2000-го, «Форд» - в 2,9 раза, «Ауди» - вдвое, БМВ - в 2 ^ раза, «Даймлер-Крайслер» и «Тойота» - в 1,7, «Мицубиси» - на 50%, «Фольксваген» - в 2,2, «Ниссан» - в 2,3 раза, «Сузуки» - на 90%, «Рено» - на 76%, «Пежо» - в 3,1, «Хёндэ» - в 3,2, а «Вольво» и вовсе в 33 раза! По мнению экспертов, продажи новых и подержанных автомобилей иностранного производства в России и дальше будут расти. Так, согласно прогнозам Минэкономразвития, в 2005-2010 гг. поставки легковых автомобилей из дальнего зарубежья составят 400-500 тыс. штук в год. Цены на новые иномарки в России у официальных дилеров не изменялись или имели тенденцию к небольшому снижению (в связи с резким ростом продаж); некий рост «средних» цен был вызван только появлением новых моделей. Зато цены на подержанные автомобили резко колебались в течение года. Кроме обычных сезонных всплесков (весной и осенью), на их рост сильно по-ЦЕНЫ НОВЫХ ИНОМАРОК $США 18 000 16 000 14 000 12 000 «Шкода-Октавия Классик 1,6» 10 000 8000 6000 «Шкода-Фабия Классик 14» «УзДэу-Нексия 1,5 GL»I IIILянв. февр.март апр. май июнь июль авг. сект.окт.ноябрь 2001 годВЛИЯЛО ожидание изменения таможенных пошлин. Впервые об этом было объявлено в июне, и уже в июле был отмечен рост. Он продолжался и осенью, причем даже более быстрыми темпами; многие перегонщики к началу зимы стали придерживать уже ввезенные иномарки, рассчитывая на еще больший всплеск в начале 2002 года. Тенденции роста можно проследить на примере нескольких относительно свежих иномарок 1997 года, которые в категорию «старых» (и, значит, под повышение пошлин) не попадают. Многие автомобили малого класса вместо того, чтобы подешеветь, росли в цене! Так, «Ниссан-Алмера» в январе продавался в среднем за 6,8 тыс. долл., а в ноябре стоил уже 7,6 тыс; «Рено-19» подорожал с 3,9 тыс. до 5, «Рено-Меган» -с7 до 7,6, «Шкода-Октавия» - с 8,4 до 9,2, а «Сузуки-Балено» - с 5,5 до 7$. Одна из самых распространенных у нас иномарок - «Дэу-Нексия» тоже не очень спешила дешеветь, как раньше: 4,4 тыс. долл. в январе и 4,0 тыс. - в ноябре. Автомобили среднего класса в основном не дорожали, но и не дешевели. Так, «трешку» БМВ в январе можно было купить за 13,5 тыс. долл., в начале лета - за 13, а к ноябрю она снова «подросла» до 13,3 тыс. «Мицубиси-Галант» оценивался в январе в 13,5 тыс., в июне - 10,5, а под Новый год - в 11,8 тыс. долл. Самое любопытное - вдруг резко начали расти в цене дорогие вседорожники престижных марок. «ДжипГран Чероки» за 10 месяцев 2001 года - с 15—18 тыс. долл. до 20 тыс., «ЛендРовер Дискавери» - с 16,7 до 17,4, «Лексус-GS 300» - с 21 до 24, «МицубисиПаджеро» - с 16,3 до 19,5, «НиссанПатруль» - с 15 до 22, «Опель-Фронтера» - с 12,2 до 14,8. Тенденция не очень приятная. К сожалению, для подержанных иномарок прогноз цен на 2002 год пессимистический: пересмотр пошлин вызовет новый виток роста. Только вот сможет ли казна ив будущем собирать такие средства на таможне? Маловероятно... 1»1 Андрей БАРАКИН и Сергей РОМАНОВ, торговый комплекс «Автогарант» (крупнейший в России авторынок; ежедневно здесь выставляется на продажу около 2,5 тыс. подержанных автомобилей) Основное влияние на рост продаж и цен во втором полугодии оказало предполагаемое повышение таможенных пошлин. Наверняка с введением новых тарифов нас ожидает и всплеск коррупции на таможнях: ведь год выпуска, обозначенный в индексе VIN буквой, начинается с сентября предыдущего. Всегда есть соблазн «договориться» с таможенником, чтобы автомобиль попал в ценовую нишу «до 7 лет». Основной довод тех, кто ратует за пересмотр тарифов, - защита отечественного производителя. В 2001 году его дополнительно не защищали, но средняя цена на российские автомобили возросла на 500 долл. Как только их начнут «защищать», отсекая конкурентов, - по нашим прогнозам, она фазу еще более вырастет. Ажиотаж в ожидании повышения таможенных платежей вкупе с подорожанием моделей ВАЗа и ГАЗа привел к росту цен на подержанные иномарки в среднем на 1000 долл. Если повысят пошлины, практически прекратится ввоз иномарок старше 7 лет - это будет невыгодно. Но с рынка они не исчезнут - будут перепродаваться те, что пригнаны раньше. Цена на них возрастет или останется на прежнем уровне (вместо того чтобы упасть со сменой календарного года). Те, кто скопил на покупку автомобиля 6-7 тыс.долл., видимо, вынуждены будут «повернуться лицом» к отечественным моделям - скажем, моделям «десятого» семейства ВАЗа. Но это - пока не пройдет первый испуг. К сожалению, поскольку качество этих машин по-прежнему оставляет желать лучшего, часть покупателей предпочтет подержанные иномарки, и спрос на них упадет несильно - наши граждане уже поняли, что такое хороший, комфортный автомобиль. Зато цены, конечно, еще вырастут.Александр СОКОЛОВ, фирма «СИМ» (официальный дилер японских компаний «Исудзу» и «Сузуки») В августе было внесено изменение в постановление правительства, и таможенная ставка на новые импортные автомобили с объемом двигателя до 1,5 л уравнена со всеми остальными (с 20 до 25%) - якобы в свое время «вкралась опечатка». Таможенное оформление автомобилей этого класса подорожало на 300-350 долл., но мы не стали поднимать розничные цены - пошли на уменьшение собственной прибыли. Если в течение года менять цены несколько раз, это может негативно сказаться на уровне продаж, особенно в секторе малых, недорогих автомобилей. Мы не привязываем свои цены к росту стоимости отечественных авто или новым постановлениям по подержанным, а стараемся четко придерживаться выбранной линии. Программа развития у официальных дилеров рассчитывается теперь на несколько лет вперед. Мы, к примеру, знаем, какие модели ожидать через два года, как будет складываться ситуация с запчастями, сервисом и т.д. Продажи в 2001 году заметно выросли. У нас, дилеров иностранных компаний, конкуренция очень жесткая, тем более что сейчас практически нет проблем с сервисом (особенно в Москве), запчастями, а большинство дает гарантию на три года. За счет больших объемов реализации удается снижать цены. На самом дешевом автомобиле фирмы прибыли продавца минимальны (если есть вообще), зато он «пропагандирует марку». Увеличение пошлин на подержанные автомобили никак не скажется на машинах высокого класса, а вот недорогие, неновые ввозить станет невыгодно. Мы считаем, что в такой ситуации может сильно возрасти покупательский интерес к новым недорогим иномаркам, а за счет «вала» цены на них удастся еще немного снизить.ДИНАМИКА СРЕДНИХ ЦЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИНОМАРКИ 1997 ГОДА ВЫПУСКА В 2001 ГОДУ (ДОЛЛ. США)[модель «Ауди-АЗ» I БМВ 5-й серии «Дзу-Эсперо» «Дэу-Нексия» «Хонда CR-V» «Хёндэ-Акцент» «Джип-Гран Чероки» «Лексус-ЁБЗОО» «Мазда-626» | «Мерседес» Е-клзсса «Мицубиси-Галант» «Мицубиси-Паджеро» Ниссаи Алиера» «Ниссан-Патруль» «Опель Фронтера» I «Пежо-406» «Рено-19» «Шкода-Октавия» «Тойота-Лендкрузер» «Фольксваген-Гольф» •Вольво540. 25 333 8670 3900 3950 8467 25 833 8620 11 950 26 300 9900 11250 11167 25 058 13 513 16 375 6851 15 000 11 000 27171 12 470 14 850 7641 10 550 26 282 12 995 21643 7657 28 000 12 200 8700 4350 10313 4493 8944 25 567 8883 11 827 9936 4319 9483 35 000 8507 13 686 8314 25 000 8213 15 000 Январь 13 367 20 263 5607 4414 17 600 Февраль 13 500 21204 5632 4444 19 000 5000 18 000 21500 9167 25 323 12 448 Март 11 767 20 883 5857 4458 18 119 5000 Апрель 13 740 18 937 5491 4158 17 650 4900Май15 400 18 573 5767 4108 10 250 5100 19 082 25 500 9419 24 827 11808Июнь 14 475 18 501 5919 4114 16 441 5600 20 070 26 000 9914 23 641 10 474 19 605 7533 21000 15 625 11133 4461 9346 23 622 9233 13 880Июнь 14 044 18 463 5821 4089 16 507 4933 20 527 22 800 10150 23 226 12 697 20 345 7563 17 900 15 692 8655 4446 9193 21 917 8935 11 833Август 12 680 18 899 5207 4085 16 377 5000 19 625 26 000 10 050 23 525 12 478 20 715 6795 27 843 15 167 10 616 4490 6800 24 315 8898 11 000Сентябрь 12 933 18 264 5471 3982 16 369 4885 19 841 24 000 10139 23 355 12 003 19 488 7627 23867 15 250 9125 4190Октябрь 12 417 17 959 5548 4016 16 382 5101 23125 9881 22 964 11 723 19 516 7378 22 000 14 769 9193 4291 9436Ноябрь 12 040 17 937 5429 391124 000 10 250 23 03376558307 5060 9230 845825 277 9517 11 31825 468 8843 11 100