28
29
30
I ТЕХНИКА |fa* ppj /b UtKWHJ«ОДА» ДЛЯ ЛЮБЫХРОССИЙСКИЙ ЛЕГКОВОЙ ПОЛНОПРИВОДНИК НА ИСПЫТАНИЯХ В РЕДАКЦИИТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ ФОТО / Г ЕОРГИЙ САДКОВДОРОГприятно удивит и, быть может, заставит задуматься - брать ли «Оду» 4x4 или подкопить на тольяттинскую... Все, молчу, молчу. Сейчас ижевские полноприводники проходят сертификационный цикл. Мы рады сообщить читателям, что не отстали от жизни и начинаем свои, потребительские испытания новинки.ождались! В нынешнем году Ижевский автозавод наконец-то начнет серийный выпуск полноприводников на базе «Оды». Тех самых российских 4x4, что должны занять пустующую нишу между доступными легковыми типа вазовскойД«классики» или той же «Оды» и вседорожником «Нива». Причем речь идет не только о проходимости, грузоподъемности, комфорте, управляемости, простоте обслуживания и прочих потребительских качествах, но ио цене машины. Конкретную цифру просили не называть - это пока коммерческая тайна. Но уверяю, цена новинки всех1т.I Да, да, в редакции появился предсерийный экземпляр «Оды» 4x4. Такие или почти такие же автомобили вскоре будут продаваться в автосалонах. Тесты, пробеги, сравнения, оценки управляемости и проходимости - все это у нашего «ижачка» впереди. Сегодня давайте поговорим о его начинке. Ведь внутреннее содержание незатейливой внешне машинки весьма любопытно. Редакция стала обладателем автомобиля в спартанской комплектации, с карбюраторным двигателем ВАЗ-2106 и 13-дюймовыми колесами. Зато трансмиссия - самый свежий и, похоже, окончательный вариант. Выходит, существовали и другие? Совершенно верно. Разработкой и мелкосерийным производством полноприводных «орбит» ижевцы занимаются давно (первые 4x4 появились на дорогах еще в 1995 году). Так что времени для продаточным числом главной передачи 4,22. Карданный вал связывает его с раздаточной коробкой. Последняя собственная разработка ижевских конструкторов, причем весьма самобытная. Здесь не обойтись без сравнения с аналогичным узлом «Нивы». Так вот, в отличие от нее, в кабине «Оды» нет рычагов управления трансмиссией - понижающая передача в «раздатке» отсутствует, нет и ручного управления межосевой блокировкой. Это делается автоматически - внутри очень компактной раздаточной коробки нашлось место дифференциалу повышенного трения «Квайф», который заведует распределением крутящего момента по осям. Еще одно отличие - отказ от «нивовской» схемы связи «раздатки» с коробкой передач и, как следствие, преодоление ее недостатков. У «Оды» обе коробки объединены. Такая конструкция обеспечивает необходимую жесткость и соосность валов. Заодно избавились от шарнира равных угловых скоростей, оставив лишь эластичную муфту и короткий промежуточный вал. Плюсы такого решения - высокая надежность, способность передавать больший крутящий момент, пониженный шум и вибрации. Кстати, передаточные числа усиленной коробки передач омского производства изменены под полноприводную модификацию «Оды»: первая, вторая, третья и пятая «короче», чем у легковоговерки тех или иных технических решений у них было предостаточно. Тем, кому интересна история создания полноприводного ИЖ-2126, рекомендуем посмотреть «нашу справку». Остальным сообщим, что конструкторы опробовали разные схемы компоновки: устанавливали силовые агрегаты продольно и поперечно (!), делали заднюю подвеску независимой или оставляли штатный задний мост, использовали «нивовскую» раздаточную коробку, а потом сделали свою, оригинальную. В результате появилась несложная полноприводная трансмиссия, пригодная для массового производства. Пройдемся вдоль нее с кормы автомобиля до его носа. Задний мост «родной» от фургона ИЖ-2717 с пере ТЕХНИКАНАША СПРАВКАРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕР ЭВ -ЗА РУЛЕМКРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИГЪэлноприводные и переднеприводные автомобили на базе ИЖ-2126. 1995 4x4; двигатель - ВАЗ-21084, 1600 см3, расположен спереди продольно; коробка передач - АЗЛК; полузависимая задняя подвеска. 1996 Передний привод; силовой агрегат - «Хёндэ-Бета 1,8D», расположен спереди поперечно; 4x4; двигатели - ВАЗ-2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка ВАЗ-2121; задняя подвеска - мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 1998, № 6); 4x4; двигатели - ВАЗ-2106,21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка ВАЗ-2121; независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 2). 1998 4x4; двигатель - «Хёндэ-Бета 1,8D», расположен спереди поперечно; коробка передач - «ТойотаRAV4», независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 6); передний привод, двигатель ВАЗ-21084,1600 смЗ, расположен спереди поперечно; 4x4; двигатели - ВАЗ-2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с подключаемой межосевой блокировкой, но без понижающей передачи; задняя подвеска мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 2000, № 11). 2001 4x4; двигатели - ВАЗ-2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с понижающей передачей; мост - на продольных и поперечной тягах; 4x4; двигатели - ВАЗ-2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка объединена с коробкой передач; автоматическая межосевая блокировка; дифференциал повышенного трения «Квайф»; задний мост - на продольных и поперечной тягах.Погодные условия: температура t^C, давление 730 мм рт. ст., (данные произ 50ДИТ8ЛЯ! покрытие - сукой асфальтобетон Рабочий объем двигателя, с м3 1569 Динамические качества Мощность, кВт/л. с. 54,8/74,5 (Нагрузка частичная - 2 чел+25 кг) при об/мин 5400 Разгон, с Крутящий момент, Н-м 116 0-40 км/ч 4,3 при об/мин 3000 0-60 км/ч 7,7 Максимальная скорость, км/ч 140 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-400 м 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра, % Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) Выбег, ж 120-50 км/ч 50-0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2 с 80 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2 39,3 6,28 60,1 19,84 39,81 12,7 20,7 37,7 21,5 (101,8 км/ч) 40,4 (124,2 км/ч) 132,8 Разгон 0-100 км/ч, с Тормозной путь с 80 км/ч, м2043,210886 4446,4ИЖ-2126. Это позволило разгрузить сцепление и улучшить тяговые возможности автомобиля. От «раздатки» к передку тянется еще один карданный вал. Дальше - закрепленный на подрамнике редуктор ВАЗ-2121, от которого через «нивовские» же приводы с наружными шарнирами равных угловых скоростей ВАЗ-2108 крутящий момент передается на передние колеса. Вот, собственно, и вся трансмиссия. Остается добавить, что она хорошо адаптирована именно к «Оде». Для вживления полного привода в легковой автомобильСПРОСИМЧИТАТЕЛЕЙКакой автомоби \ь чучше отвечал бы вашим потребностям?• легковой с приводом 1 не одну ось 41 % легкий полноприводный , «паркетник» 128% «настоящий» джиппотребовался минимум переделок. Даже передний подрамник крепится к лонжеронам в точках монтажа штатной поперечной балки. Как же ездит «Ода» 4x4? Очень неплохо: на асфальте - почти легковушка, на проселке - почти вседорожник. Временами ижевский полноприводник даже вызывает чувство вседозволенности. Подробно об особенностях поведения машины на дорогах с различным покрытием мы расскажем в следующих публикациях. А пока предлагаем сравнить результаты наших замеров с данными изготовителя. Как видите, с поправкой на необкатанный мотор и ходовую, автомобиль близок к заявленным характеристикам. ИМ