148
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ IМ03Г0ВЕДЫТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН/ДИАГНОСТИКАНА ЧТО СПОСОБНЫ «КАРМАННЫЕ» ТЕСТЕРЫКаждому владельцу впрыскового ВАЗа известно, что для проверки электронной начинки двигателя требуется диагностический прибор. Когда-то существовал лишь один такой - тестер ДСТ-2М. Профессиональный, для работы в автосервисе. Стоит он около $400 плюс картриджи - свой для каждой машины, по $70. Покупать такой для проверки только своего двигателя - неразумная трата денег. Иное дело - новые маршрутные компьютеры. Самый простой из них - «Штат» ценой 780 руб. Предназначен для вазовских «десяток» с контроллерами «Бош Ml .5.4», «Бош M1.5.4N» и «Январь 5.1». Весьма компактный, размещается на центральной консоли под кнопкой рециркуляции или аварийной сигнализации. При желании его можно установить и на «Самару». Питание - от разъема бортового компьютера (ВАЗ-2110...2112) или от прикуривателя (ВАЗ-2108...21099). Провод «последовательных данных» - в гнездо «М» диагностической колодки. Все провода помечены - устанавливай самостоятельно. Включаем зажигание - компьютер заработал. Вся информация выводится на маленький красный дисплей. Правая кнопка - для выбора режимов, левая - для сброса на «0» счетчика расхода топлива. Возможности прибора невелики, это не ДСТ-2М, но те параметры, что ему доступны, помогут найти неисправность. Например, можно легко проконтролировать температуру включения вентилятора, следить за расходом топлива, напряжением в бортовой сети, а главное, «Штат» позволяет считывать коды неисправностей (прилагается таблица кодов). Для проверки мы сняли разъемы с нескольких датчиков системы управления, и прибор тут же засек неполадки. Но не все - не обнаружил сбоев в цепи управления форсунками,хотя в инструкции эта функция оговорена. Вероятно, туда она попала по ошибке, вместе с кодом неисправного датчика фазы (0340). Второй участник нашего мини-теста - диагностический прибор «Микротестер» (ИНЖВАЗ). В отличие от «Штата», он невстраиваемый. Питание от прикуривателя, а связь с контроллером через диагностический разъем. Руководство содержит много полезной информации и цветные фотографии. Для удобства пользователя на передней панели прибора есть шпаргалка. Все данные выводятся на дисплей. Прибор позволяет считывать информацию из контроллера, регистрировать коды неисправностей и стирать их, а еще - регулировать СО и управлять исполнительными механизмами. Для проверки его возможностей мы поступили так же, как и со «Штатом», - сымитировали неисправности. Тестер их успешно отловил. Чтобы стереть ошибки из памяти контроллера, необязательно снимать клемму с АКБ - достаточно перейти в другой режим и очистить память. Информации, выводимой на дисплей, здесь больше, чем у «Штата», но вся она для специалиста. К примеру, значения коэффициента коррекции времени впрыска или массового расхода воздуха без соответствующих знаний и навыков могут только запутать. А вот режим управления исполнительными механизмами поможет избежать замены исправных узлов. Например, можно включить вентилятор системы охлаждения, проконтролировать работу топливного насоса и регулятора холостого хода. Но проверить модуль зажигания уже не получится - тогда тестер должен находиться в моторном отсеке. Из-за коротких проводов сделать это невозможно. Работать придется вдвоем. Отметим неудачный адаптер провода питания - при отключении можно выдернуть его вместе с корпусом2. «Микротестер» (ИНЖВАЗ).3. Тестер ДСТ-2М. прикуривателя. Разброс цен на «Микротестер» очень большой: от 1660 до 3500 руб. Все зависит от аппетита работников торговли. Итак, если хотите, чтобы ваш двигатель был под постоянным контролем, но не собираетесь диагностировать другие моторы, самый простой способ достичь этого - установить бортовой компьютер «Штат». Тем, кто занимается ремонтом и решил освоить диагностику систем впрыска, можно купить переносной «Микротестер». А профессионалу - прибор посерьезнее - такой, как ДСТ-2М. 1»1