80
81
I РЫНОК IВАШЕМУ АВТОМОБИЛЮ ПОНРАВИТСЯ НЕЛЮБОЕ ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛОО ЧЕМ поют мосты/ЭКСПЕРТИЗАТ КТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН ЕСГоворя огорюче-смазочныхматериалах для автомобиля, прежде всего имеют в виду топливо и моторное масло. Трансмиссионки вниманием не балуют. А зря. От них тоже зависит здоровье машины, в частности, ее трансмиссии. Сегодня мы решили обратиться к наиболее распространенным из этих продуктов, предназначенным для «Жигулей», «Волги», «Москвича», «Нивы». На наш суд попало десять образцов трансмиссионных масел группы ТМ-5 по российской или по GL-5 - зарубежной классификации с классом вязкости 85W90 и 90. Это одноклассники известного с незапамятных времен ТАД-17И. ТАД ИЛИ НЕ ТАД? До сих пор автомобилистов интересует, а куда делось старое доброе ТАД17И? Все очень просто. Существовавшее в то время ТУ на этот продукт исходило из точно оговоренной рецептуры с обязательной импортной присадкой «Англомол-99» от фирмы «Лубризол». Несколько лет назад ее перестали заказывать - появились иные присадки, как самого «Лубризола», так и других компаний - «Инфиниум», «Шелл». Новым наши производители отдавали предпочтение. Изменились присадки, стала другой рецептура, а стало быть, изменились ТУ и... названия готовых продуктов. Тем не менее, совсем недавно хорошо известную ранее присадку вновь стали закупать для производства трансмиссионки, но поскольку стандарты на маркировку масел изменились, вместо ТАД-17И теперь на канистрах ТМ-5-18. Подобную маркировку могут иметь масла разных производителей, если они соответствуют группе ТМ-5 (аналог импортной GL-5) и имеют вязкость «18» (аналог группы 85W90 или 90 по зарубежной классификации).НАСЛЕДНИКИПродолжателям славных традиций ТАДа мы поставили три задачи. Упрощенно - способность противосто£ -~ *-£•** Ш£?~ ~ J* &*":_Ьять задирам и заеданиям в механизме, а также сохранять работоспособность при низких и высоких температурах. Первую из трех проверок проводили на стандартной машине трения. Здесь определяли нагрузку сваривания - условно говоря, силу в паре трения, при которой произойдет сваривание трущихся поверхностей. Хорош или плох результат, можно понять довольно легко. По требованию нашего стандарта для масла группы ТМ-5 этот параметр должен быть не ниже 3280 Н. По требованиям АвтоВАЗа - не ниже 3483 Н (355 кгс), а коробке «Москвича» нужно и того больше - 3924 Н (400 кгс) или выше (см. ЗР, 2001, № 5). Среди проверенных нами масел разброс весьма велик - от 2607 до 4635 Н. Программу-максимум (3924 Н) выполнили шесть из десяти претендентов, еще один недотянул всего 4 Н, или 0,1%. Будем считать, что с поправкой на погрешность измерений и этот попал в отличники. А вот остальные... Неожиданно низкий результат показало масло ТНК, не дотянув до требований группы ТМ-5. Дальше - больше. Продукты, маркированные «Агат» и ТМ-5-18 (см. фото), показали нагрузку сваривания 2764 и 2607 Н соответственно - на уровне группы ТМ-3 или моторных масел. Уж эти точно по назначению лучше не использовать. Вторым по значимости фактором, определяющим работу трансмиссии, будем считать низкотемпературные свойства масла. При низкой температуре окружающего воздуха переключение передач, как известно, затруднено. Специалисты считают пороговыми значениями вязкость (динамическую) 20 000 и 150 000 мПа-с. При достижении первого значения переключаться коробке трудно, при втором - небезопасно. Во всяком случае, применение силы будет плохо влиять на срок службы КП. Для масел выбранного нами классавязкости допустимой считают температуру минус 12°С, дальше - по желанию производителя. Мы решили проверить вязкость при минус 20 и минус 30°С, а не на соответствие стандарту: для того, чтобы самому сделать выбор - это интереснее. Результат? Как и следовало ожидать, при 30градусном морозе большинство масел «задубели» и проверить себя не дали. Цифры выдали лишь четверо, причем у троих результат оказался ниже 150 000 мПас. При минус 20°С «отстрелялись» все. Но разброс в показателях вязкости - от 10 788 до 205730 - почти двадцатикратный (!). Вот вам и одна группа. Еще раз повторим: стандарт не нормирует их вязкость при такой температуре. Но от того результат еще интереснее. Самым густым оказался лидер по предыдущему показателю «ЛУКОЙЛ». На зиму такое масло в коробке передач лучше заменить. В мостах можно оставить, но будьте готовы - пока масло не прогреется, катится на «нейтралке» машина будет очень неохотно. Самое «жидкое» из масел с нормальной нагрузкой сваривания - Liqui Moly. Из представленных образцов оно для зимы наиболее предпочтительно. Хороший результат показал отечественный «Спектрол», импортные Esso и незагущенный Castrol. На десерт обратимся к вязкости масел при высокой температуре (на сей раз кинематической). Специалисты считают нормальным значение выше 5 мм 2 /с. Меньше - нежелательно, больше - хорошо. Здесь сюрпризов нет, хотя некоторые цифры любопытны. Скажем, при 100 и 150°С вязкость у некоторых образцов «поменялась местами» - было более вязким одно, стало - другое. Это говорит о том, что кроме стандартной вязкости масла при 100°С, используемой при классификации, важно и ее изменение при дальнейшем нагреве. Он возникает, когда трансмиссия работает в тяжелых условиях. 1»1н.ЩЩ*..^ЛЪ^исаП/iQ/jbZTIfZ* РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛНагрузка сваривания, Н Вязкость динамическая Вязкость кинематическая при низких температурах, при высоких температурах, 2 мПа-с мм /с при-20'С при-30°С приШ0°С при 150° САД «^Liqui Moly, SAE 85W90 150 руб. «Спектрол-Круиз», SAE 85W90 40 руб. Castrol ЕРХ-90, SAE 90 135 руб. Esso Gear Oil GX-D, SAE 85W90 120 руб. «ЛУКОЙЛ», SAE 85W90 50 руб. «Нордикс Гипоид», SAE 85W90 45 руб. «Консол-Трано SAE 85W90Liqui Moly GmbH438121551126 75517,15,7ПГ «Спектр-Авто»438159 077528 91815,55,1Deutsche Castrol Vertriebsges GmbH4136106 206(- загустело уv.17,05,6Exxon Mobil Corporation4136115 924/загустело\17,35,3ООО «ЛУКОЙЛВолгограднефтепереработка» ЗАО «Дизельнефтепродукт»4635205 730чзагустело;21,76,84381158 052С загустело )17,85,8000 «Виал-Ойл»392090 705(загустело18,05,8145 руб. «ТНК Транс-Ойл Гипоид», ТМ-5-18 45 руб. «Агат Гипоид», SAE 85W90 30 руб. ТМ-5-18, СП «ТНК-Техасо»2930115 924( загустело17,35,6АООТ «Рязанский НПЗ», расфасовано ООО «Технопласт» «НовоУфимский НПЗ»276459 077528 91817,45,4|260710 78857 80012,84,8EEL22 руб.WcT.e Ят^~^~глгг> Псе & U/г ге-К? * Я ^~%/Р^,ОчЛ jсё&ъ