132
133
ЧЕТВЕРТАЯ СИЛАТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ ФОТО / ФОТОБАНК-ALLSPORT/ФОРМУЛА 1ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГИЕ ГОДЫ В ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПОЯВИЛАСЬ КОМАНДА, СПОСОБНАЯ НАРУШИТЬ ФИНАНСОВУЮ ГЕГЕМОНИЮ ДАВНИХ ЛИДЕРОВВL32автогонках, как, впрочем, и во многих других соревнованиях, действует правило - «побеждает большой бюджет». Самой богатой командой формулы 1в минувшее десятилетие была «Феррари», так что ее триумф в последнее время более чем закономерен. Не первый год в формуле на высоте одна и та же тройка «финансовых лидеров» - кроме «Феррари», в нее входят «Мак-Ларен» и «Вильяме». Разумеется, бывают иу них спады, кризисы - от этого никто не застрахован. Но не провалы. Команды же победнее не только не спорят за титул, но даже на призовые места в Гран-при претендуют робко. Типичный пример - «Заубер». Середнячок со скромными средствами хоть и поднялся на итоговое четвертое место, но сделал это как-то «тихо», без громких успехов. Так что, строя прогнозы на будущий чемпионат, будем плясать от печки, то есть от финансов: кто может больше вложить в исследования и разработки, у кого мощнее производственная база и инженерный штат, тот и построит самый быстрый автомобиль. Цифры своих бюджетов на сезон-2002 никто не публикует, но ни «Феррари», ни «Мак-Ларен» с «Вильямсом» не скрывают, что дела у них идут хорошо. И все-таки может статься, что это последний год господства Большой тройки. На арену вышел четвертый «денежный мешок» - «Тойота». Сколько планирует потратить новая команда в чемпионате, никто точно не знает. «Говорят, у нее самые большие возможности, - делится соображениями один из боссов «Мак-Ларена» Норберт Хауг. - Конечно, это для нее первый сезон, когда приходится вкладывать прежде всего в развитие, на перспективу, а не в конкретные улучшения. Но я думаю, Густав Брюннер хороший конструктор и может построить приличную машину «с листа». Очень вероятно, что «Тойота» удивит всех нас в этом году». Ему вторит Герхард Бергер из «Вильямса»: «Они прикидываются скромнягами. Но мы-то знаем, что это большая, обеспеченная и отлично организованная команда». Готовясь к приходу в формулу 1, «Тойота» несколько лет назад полностью свернула свою раллийную программу, находясь, кстати, в ранге чемпиона мира. Шеф той чемпионской команды Уве Андерссон возглавляет теперь команду формульную. «У нас нет наполеоновских планов, - заявляет он. - Мы даже и не думаем о победах в гонках в предстоящем сезоне. Первостепенная задача - создать боеспособный коллектив». В самом деле, задумай «Тойота» победить мир, уж наверное она пригласила бы других гонщиков. Немало поездивший в формуле 1 Мика Сало звезд с неба никогда не хватал, а Алан Мак-Ниш мало что дебютант, так еше и «престарелый». Правда, 32-летний британец некогда был тест-пилотом «Мак-Ларена» и «Бенеттона», но затем его карьера ушла в сторону «кузовных» гонок на «Порше». Вместе с тем японская команда развернула доселе невиданную в формуле 1 программу подготовки молодых пилотов. «Это не просто поддержка способной молодежи, а именно школа повышения мастерства, - говорит руководитель программы Анье Паскуали. Найти талант - это далеко не все. Наши курсанты пройдут физподготовку, психологический тренинг, выучат языки, научатся общению с прессой и будут участвовать в тестах команды». В поле зрения «Тойоты» попали 20-летний австралиец Райан Бриско, 17-летние француз Франк Перера и швед Алекс Строкенфельд. Похоже, японцы, которым прошлым летом не удалось купить «готовенького» Михаэля Шумахера, решили вырастить своего собственного! Главные преимущества «Феррари» • сезоне2002: психология победителя, высокая надежность техники « «ненасытный» на победы МихаКозырм «Вяльямса»: реальный шанс стать победителем лучший мотор и сильнейшая пара пилотов.Но пока что у признанных лидеров есть немного времени для выяснения отношений без участия четвертой силы. В лучшем положении, конечно же, «Феррари». Итальянцы пошли самым разумным путем - от добра добра не ищут. Никаких радикальных изменений: те же пилоты, тот же конструкторский штат, даже автомобиль и мотор не новые, а «дальнейшее развитие» предыдущей, чемпионской модели. В строю останется самый сильный Ау «Вильямса» наблюдается мощтандем последнего десятилетия: гон- ный психологический подъем. Команшик-компьютер Шумахер и конструкда всерьез поверила, что в 2002-м мотор-стратег Росс Браун. жет выиграть титул. Всеми признано, «Мак-Ларен» озабочен прежде всего что у нее превосходная пара пилотов и выходом из условного кризиса. Условк тому же ожидается лучший мотор. ного потому, что никаких предпосы- Но в бочке меда иной раз не без ложки дегтя, а у «Вильямса» их целых две. Сегодняшияя «Тойота» может похвастаться тольПервая - это отношения между пилоко самой мощной финансовой базой. Но что бутами. Ральф Шумахер и Хуан-Пабло дет завтра?лок для «попадания» в него не было. Просто, что называется, «не пошло». Тем не менее, призван новый пилот Кими Райкконен. Его все чаще именуют «новым Сенной», признавая таким образом, наряду с выдающимися водительскими качествами, некую высокую одухотворенность. Но большим гоночным опытом Кими не обладает, и скорее всего, для «Мак-Ларена» он оружие будущего. Команда сменила поставщика шин - «Бриджстоун» на «Мишлен» и нажимает на «Илмор» изготовителя моторов «МерседесБенц». Двигатель 2001 года был неплох, но заметно уступал «Феррари» и БМВ в мощности.Достоинства «Мак-Ларена»: жажда преодоления кризиса, лучшее шасси, традиционно сильный менеджмент.Монтоя если еще и не враждуют в открытую, то уж точно не окажут друг другу содействия на трассе. О чем оба и заявили. «Я так понимаю свою миссию в команде ив автоспорте вообще выигрывать как можно чаще, - считает Монтоя. - По-моему, это наилучший способ блюсти командные интересы. Не могу пообещать, что пропущу Ральфа на трассе, если того потребует какая-то тактика или стратегия». Вторая неприятность, постигшая «Вильяме» в межсезонье, - уход из команды (в ВАШ ведущего специалиста по аэродинамике Джеффри Уиллиса. Сможет ли кто-нибудь вмешаться в спор Большой тройки в этом сезоне? Исходя из тех же бюджетных соображений, самой серьезной фигурой здесь можно считать экс-«Бенеттон», ставший отныне официальной заводской командой «Рено». По слухам, к сезону2002 «Рено» готовит революционный двигатель - без привычного распредвала (!) с электронной системой соленоидов вместо классической механической системы газораспределения. Команда сперва опровергла эти слухи, но потом должна была признать, что в целом они верны. Кроме того, у «Рено» пара сильных, молодых, амбициозных пилотов - Ярло Трулли и Дженсон Баттен и чемпионские традиции. В 90-х годах прошлого века за титул неизменно сражались только две команды. Сначала «Вильяме» и «МакЛарен», потом «Вильяме» и «Бенеттон», затем «Мак-Ларен» и «Феррари». И вот, наконец, эта традиция ближайшим летом может нарушиться. Тем интереснее ожидания. 1»1