РЫНОК БУМАЖНАЯ ТОНИРОВКАКОГДА ЛОМАТЬСЯ ВЫГОДНОСТОИТ ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗАВОДСКОЙ ГАРАНТИЕЙ?ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ/КАЛЬКУЛЯТОРаводская гарантия - формально услуга бесплатная. Но чтобы ее сохранить, владелец нового автомобиля периодически обязан проходить плановое техобслуживание (ТО). Вот тут приходится раскошеливаться (табл. 1). Сегодня существует и коммерческая альтернатива заводской гарантии. Ее предлагают некоторые продавцы на своих условиях - вступительный взнос, сокращенный интервал между ТО, высокие расценки на работы (подробнее в ЗР, 2001, № 8). Естественно, деньги клиент выкладывает не просто так - в отличие от заводской, коммерческая гарантия выполняется быстро, к тому же часто она рассчитана на более длительный срок. А нет ли смысла вообще отказаться от гарантии? Ведь выгода от нее только, если крупная поломка случится в первый год. Мы предложили калькулятору составить для каждой модели список типичных «гарантийных» неисправностей и подсчитать, во сколько обойдется их устранение, а также техобслуживание вне сети заводских СТО. Расходные материалы (масло, фильтры, тормозные колодки и др.) для простоты вычислений учитывать не будем. Сопоставив полученные результаты и стоимость фирменного ТО, можно сделать вывод: ездить «на гарантию» или отказаться от нее?Зэто чуть ниже, а здесь будем иметь в виду ВАЗ-21093 с карбюратором. ВАЗ-21102 И на «десятках», и на «самарах» впрысковый двигатель может доставить владельцу хлопоты. Уже не первый год система управления страдает от таких скоропортящихся датчиков, как положения дроссельной заслонки, содержания кислорода, массового расхода воздуха. В подвеске 2110 частенько постукивают опорные подшипники передних стоек. Несмотря на немалый конвейерный стаж, «десятое» семейство до сих пор не избавилось от течей в системе охлаждения. «Тосол» сочится изпод патрубков, лопаются расширительные бачки, выходят из строя крышки. Только перестали ломаться вторичные валы к5робок передач, как случилась другая «эпидемия»: на многих машинах заклинивают замки зажигания и «сгорают» стартеры (ЗР, 2001, № 10,11). «НИВА» Не ищите эту модель в таблице. Она уникальна не только конструктивно! И пусть в приватной беседе любой ремонтник оценит ее как машину весьма сложную, по нормативам завода и многих СТО ее должны обслужить быстрее и дешевле, чем «Жигули»! К этому парадоксу добавим ненадежность сильно нагруженной трансмиссии... и сразу сделаем вывод: покупая «Ниву», от заводской гарантии отказываться не стоит. «ВОЛГА» ГАЗ-3110 Завод в Нижнем установил для своих машин самую продолжительную гарантию - под стать ей и список неисправностей. На первых тысячах у большинства «волг» отказывает гидравлика. Главный тормозной и оба цилиндра сцепления приходится менять или перебирать из-за дефектных уплотни-тельных манжет. Болезни трансмиссии в последние месяцы меньше мучают хозяев новых «волг», но все-таки 5-10% машин в гарантийный период требуют замены воющих и хрюкающих задних мостов и коробок передач. Двигатель ЗМЗ-402 со своими хроническими неисправностями постепенно уступает место более мощному и современному агрегату, но иу того болячек ничуть не меньше. В системе управления самыми ненадежными оказались датчики массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости и регуляторы холостого хода. Иногда мотор барахлит из-за окислившихся контактов блока управления. С ровного ритма двигатель сбивают разболтавшиеся дроссельные патрубки; вносят свою лепту гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепей. Часто отказывают стартеры, а из-за неисправных диодных мостов и реле-регулятора не дают ток генераторы. Одно утешает - цены на запчасти ниже, чем, скажем, для «десятки» ВАЗа. ИЖ-2126 Основные и самые серьезные неисправности приходятся на трансмиссию. Примерно 10-15% всех гарантийных случаев - это коробки передач и мосты. Карданный вал тоже не подарок на каких-то нет балансировочных пластин, у других уже с первых километров звенят крестовины. Еще одна беда - негерметичность крана отопителя. Добавим, что в салон через уплотнители ветровых стекол проникает вода, а дверные замки работают нечетко. «ОКА» Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Статистика отказов подтверждает это: «Ока» течет. Случается, капельки (и даже струйки) просачиваются по всему периметру салона.«ЖИГУЛИ» Отработанная десятилетиями конструкция редко подкидывает сюрпризы. Случайные неисправности в период гарантии иногда проскакивают, но серьезных массовых дефектов, тьфу-тьфу, выявить не удалось. «САМАРА» Слава о ней, как о самом надежном отечественном автомобиле, ходит не зря. Правда, впрыск подводит. Учтем1<к *4"?М • $И'?*£• r»l_ I РЫНОК IТеперь об агрегатных течах. Смазка пользоваться гарантией (табл. 1). Что выходит из двигателя через прокладку же получается? Владельцы «жигулей» и карбюратормасляного насоса: деталь копеечная, но ремонт очень трудоемкий и дорогой. ных «самар», желающие сэкономить, Маловероятно увидеть новую коробку могут гарантией пренебречь. Тем более, передач без жирных потеков. Положеесли плановые ТО они выполняют своние спасает только замена всех проклаими силами. От случайностей никто не док и дополнительное уплотнение гер- застрахован, но вероятность серьезных неисправностей невелика. метиком. В электрооборудовании пригрелись Загадочный ВАЗ-2110 постоянно подстарые «тараканы». Что такое катушка кидывает хозяевам сюрпризы. Ломается зажигания - знает даже очень далекий в общем-то немногое, ремонт не сильно от техники владелец «Оки». Второе слазатратный, но вот запчасти очень доробое звено - коммутатор. На третьем меги. Даже если вы неплохо разбираетесь сте - белорусские стартеры: многие не в автомобилях, присмотрите все же хослужат и 20 тысяч. рошую СТО. Во многих случаях выгодХватает нареканий ик тормозам: кона даже коммерческая гарантия. робятся тормозные диски, чудит «колОбычно хозяева новых «волг» преддун». Список неисправностей завершапочитают не пачкаться и пользуются усют стуки в рулевых рейках. лугами сервиса, сохраняя право на гарантию - дорогое это удовольствие! И все же даже частые и накладные визиСЧИТАЕМ И СРАВНИВАЕМ Цены на запчасти, ремонт и плановое ты на фирменные станции в большинобслуживание в московских магазинах стве случаев окупаются - уж больно и недорогих СТО (гаражного толка) замного неисправностей обнаруживает носим в табл. 2. Теперь сравним эти сум«Волга». Выгадать здесь можно в единмы с затратами наТО,которые предлаственном случае, если все ремонтные гает фирменный сервис, если вы хотите работы выполнять своими силами.ТАБЛИЦА 1. МОСКОВСКИЕ РАСЦЕНКИ НА ПЛАНОВЫЕ ТО (без стоимости материалов)-Жигули» Заводская гарантия Периодичность ТО, км Стоимость ТО-1, руб. Стоимость ТО-2, руб. Стоимость ТО-3, руб. Стоимость ТО-5, руб. Итого за гарантийный пробег, руб. 30 000 км или 1 год 10 000 1900 2100 2400 «Самара» 30 000 км или 1 год 15 000 1800 1200 ВАЗ-21102 30 000 км или 1 год 15 000 1600 1300 ГАЗ-3110 50 000 км или 1 год 5000 2000 1400" 1600** 4000*** 20 200 ИЖ-2126 25 000 КМ или 1 год 10 000 1700 1800 2000 «Ока» 20 000 км или 1 год 15 000 1500 1200Владельцу «Оды» или «Оки» тоже лучше держаться поближе к гарантийным станциям. Беспроблемными эти автомобили никак не назовешь, а частые ремонты заставят солидно раскошелиться и без того небогатых хозяев. НА ПРАКТИКЕ Наш неугомонный калькулятор предлагает проверить теорию на одном автомобиле - новой впрысковой «девятке», накрутившей за год 25 тыс. км. Хозяин ее отказался от гарантии, а ремонт и обслуживание по возможности выполнял самостоятельно: затраты, без учета масла и фильтров, приведены в табл. 3. За весь гарантийный срок владелец «девятки» потратил 2910 руб. Из случайных неисправностей - прогоревшая прокладка. Остальные дефекты - на счету системы управления двигателем. Сэкономил он... 90 рублей и энное количество нервных клеток, которые неминуемо сгорают на СТО. Кстати, будь это не Москва, а, например, Ульяновск, где цены в три-четыре раза ниже, - вероятно, оказался бы в минусе. Впрочем, учесть все условия эксплуатации «Калькулятор» не в состоянии. Мы, скажем, для наглядности приняли, что за год машины пробегают как раз гарантийные 20, 30, 50 тыс. км. Но ведь так не у всех. Гарантия - это страховка от неисправностей, которая избавит владельца автомобиля от возможных расходов. А заключать ли договор и на каких условиях - каждый может посчитать... по нашей методике и на собственном калькуляторе. * * * Обратили внимание - у нас новый калькулятор? Гарантия на него целый год, но надеемся, она не понадобится. ИМ64003000290055002700' *' ТО-7. ' Столько же стоит ТО-4.6.8.10. " Столько же стоит Столько же стоит ТО-9.ТАБЛИЦА 2. ЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ И ТО. ВЫПОЛНЕННЫЕ <НА СТОРОНЕ» В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД (без стоимости материалов), руб.«Жигули» Запчасти Ремонт Плановые ТО 2400 2400 «Самара» ВАЗ-21102 9200 1070 ГАЗ-3110 8170 7900 7000 23 070 ИЖ-2126 2400 4350 2400 «Ока» 1840 3270 1400 6510140014001400116709150ТАБЛИЦА 3. ТО И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ BA3-21Q93iПробег,и2500 2600 11 300 13 000 15 200 22 000 24 000Операции инерции Регулировка зазоров в механизме газораспределения, проверка натяжения ремня ГРМ и генератора, регулировка токсичности Проверка углов установки передних колес Замена прокладки коллектора и выпускной трубы Замена модуля зажигания Регулировка углов установки передних колес Замена датчика положения дроссельной заслонки Замена датчика массового расхода воздуха (с диагностикой) Итого:Стоимость Стоимость деталей*, руб. ремонта*, руб.350 25010 900 150 900 1960250 100 950-г/грог78* Расценки на момент выполнения работ