143
/ОКОЛЬЦЕВАЛИСТАЛЬНЫЕ НАСТУПАЮТУ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ СВОИ НОВАЦИИОиз-за меньшей высоты колец могут быть толще и прочнее. При всех этих очевидных преимуществах до недавних пор из стали если и делали, то только составные маслосьемные кольца. С компрессионными - не получалось: сложно было избежать «прихватов и нагиров». Сталь, в отличие от чугуна, бедна скользким графитом ик тому же плохо удерживает смазЧугунное маслосъемное кольцо. Внутри ку на поверхности. - расширитель. Этот недостаток удалось устранить, защитив рабочую поверхСтальное сборное четырехзлементное ность колец специальными износомаслосъемное кольцо с радиальным расстойкими и антифрикционными ширителем, упирающимся в дно канавки покрытиями путем оксидирования, на поршне. фосфатирования и т.д. Кроме того, притупляют и профилируют «острые» кромки колец. На сегодня ведущие изготовители (Goetze и Schottle Motorenteile из Германии, Nippon Piston Ring и Riken Piston Ring из Японии, Perfect Circle из Франции и Dana из США) уже довели выпуск стальных поршневых колец до 40-50% общего производства. В России со сталью работают ВАЗ (по лицензии Riken Piston Ring), мичуринский и ставропольский заводы, но делают только маслосьемные сборные кольца. Лишь завод «Стакол» (Петушки, Владимирская область) выпускает и компрессионные, и маслосьемные кольца из стали. Более того, здесь при ругость и термостойкость существенно участии НАМИ освоено производство выше, поэтому стальные кольца работаоригинальных маслосъемных колец с ют стабильнее и дольше. Форма цилинкомбинированным расширителем. Он дров не бывает идеальной - в производработает ив осевом, и в радиальном стве неизбежны отклонения по овальнаправлении, поэтому упругость издености и цилиндричности, кроме того, лий не зависит от глубины канавки, как цилиндры (особенно «мокрые» гильзы) у привычных сборных колец. Компрессионные в Петушках делают деформируются при затяжке головки блока и прогреве двигателя. Сделанные из проволоки, протягивая ее через из стали кольца лучше приспосабливафильеры и получая дополнительно упются к этому, сокращая прорыв газов в рочненный профиль, который навивакартер, угар масла и вредные выбросы. ют на оправку и режут на кольца. И это еще не все. Благодаря большей Обычно кольца штампуют из листа, запрочности и упругости, высоту стальнотем обтачивают. Впрочем, все это больше интересует го кольца можно делать на 20% меньше, чем чугунного, сэкономив на трении, а конструкторов и производителей. А что заодно и облегчив. Появляется возможможет получить рядовой потребитель ность форсировать двигатели, увеличив ремонтник, автовладелец? В НАМИ были проведены сравниих теплонагруженность, поскольку перемычки между канавками на поршнях тельные испытания отечественных том, что поршневые кольца делают из чугуна, что они хрупкие и при замене их нужна осторожность, наслышаны многие. Конструкторы знают за ними и другие грешки. Поиски достойной замены чугуну не прекращались ив свое время привели к стали. Ее уп-Т КТ / СЕРГЕЙ АФИНЕЕВСКИЙ, НАМИ ЕСКомплект колец «Стакол» в двух упаковках - с собственным именем и под торговой маркой Motor Depot стальных колец и серийных чугунных. Сначала проверяли противозадирную стойкость без предварительной обкатки. Приработка прошла хорошо на зеркале сохранились следы хона, и все поршневые кольца избежали прижогов и грубых рисок. Затем определили расход масла на угар при работе двигателей в номинальном режиме и прорыв газов в кар тер. По этим показателям стальные кольца опередили своих чугунных оппонентов, заметно снизив и прорыв газов, и угар масла.Стальное маслосъемное кольцо «Стакол» с двух функциональным расширителем.Вот вам и реальная выгода от стальных колец вообще и продукции владимирцев в частности. Добавим, что комплект стальных Goetze или SM стоит 400-600 руб., стандартный российский 200-300 руб., а «Стакол» - 150-200 руб. Кстати, его коробка защищена от подделок голографической наклейкой и снабжена инструкцией по установке колец (подробнее см. ЗР, 2001, № 6). 1»1