66
67
68
ЭКОНОМИКАso'•т»тг.'<»- МАСЛО ПОДДЕЛЬНОЕ ДЕЛО ПОДСУДНОЕВТО: МИРОВОЙ КУПЯТ ЛИ АВТОЗАЗ РЫНОК ИЛИ ЗА 10 МЛН. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП? ДОЛЛАРОВ?172ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО174дали в аренду ЗАО «Форд мотор комфициально первый «Фокус» с пани». Размеры «ангара», как именуют табличкой Made in Russia сойдет здесь корпус, немаленькие - больше 2с конвейера только в апреле. По 50 000 м (да еще земли 30 га!). В нем этому поводу, конечно же, устроят оборудованы три цеха - сварочный, большой прием для официальных лиц окрасочный и окончательной сборки. и представителей СМИ, наверное, буГотовы административные, бытовые, дет фейерверк. Но сегодня, за пару складские помещения, душевые, стомесяцев до праздника, все, что делаетловая, работает медсанчасть. ся за забором нового предприятия, окПо конвейеру туда-сюда «гуляют» ружено строжайшей тайной. Так притри десятка кузовов (хэтчбек, седан, нято на западе у солидных фирм-проуниверсал) разной степени сборки. изводителей- И все-таки очень хочется Прибыли они из Испании и Германии в узнать - а что же там происходит? конце осени и теперь на них отрабатывают технологические операции. По планам уже в феврале на заводе нач«ОКНО В ЕВРОПУ» Когда в начале 90-х, на волне перенется сборка предсерийной партии - до мен, Ленинград снова стал Санкт-Пеконца I квартала должна быть подгототербургом, область неожиданно для влена первая промышленная партия всех решила сохранить старое имя. 300 автомобилей. В продажу они не Попробуйте произнести: «Санкт-Пепойдут: одни отправятся на тесты, друтербург - столица Ленинградской обгие - на сертификацию. И только когда ласти» - невольно улыбнешься. Но не все необходимые документы будут повсем до улыбок, когда город на Неве лучены (предположительно - к маю), представляется теперь как некий форроссийские «форды» поступят к роспост России в Европе, а регион - чуть сийским же дилерам. Такой завод ли не цитадель консерватизма. Слава единственный не только в СНГ, но ив богу, все не так. Именно в области неВосточной Европе, но пока что его просколько лет назад принят пакет закодукцию будут реализовывать только в нов о защите иностранных инвестиРоссии. Расчет - на наш рынок, и оптиций, чуть ли не самый прогрессивный мизм менеджеров небезоснователен: за в стране. За три года здесь открыли 11 месяцев 2001 года у нас официально свои предприятия «Катерпиллер», продано 3719 новых «фордов», причем «Филип Моррис», «Крафт Фудз» и в лидерах, естественно, «Фокус». другие. А теперь вот и «Форд»... В нынешнем году с конвейера во От окраины Санкт-Петербурга до Всеволожске должно сойти примерно Всеволожска всего 24 км. Дорога сов5 тыс. автомобилей. Сколько они бусем не плохая, только несколько передут стоить? Тут руководители завода и представительства ездов все портят - на любом из них сотрудники можно запросто «зависнуть». Но если «Форд» в России единодушно отмалповезет, то минут через двадцать вы чиваются. Тем не менее подсчитать попадаете в обыкновенный наш гороможно и самостоятельно. Если сегодня док с памятником Ленину на центавтомобиль в «базовой» комплектации ральной площади. Цель поездки - да(двигатель 1,6 л, гидроусилитель руля, же не город, а маленькая деревенька подушка безопасности, центральный Щеглово: несколько покосившихся дозамок) стоит примерно 14 тыс. долл., миков соседствуют с длинными темто собранный в России будет значиными корпусами завода «Русский дительно дешевле. А если развернуть зель», где продолжают клепать что-то производство до плановых 25 тысяч оборонное. в год да найти отечественных постав, За последние годы аппетиты ВПК щиков комплектующих?.. сильно поуменыпились, и с лета 1999 В этом, кстати, самая большая загода один из заводских корпусов перегвоздка. Сегодня одно из наиболее ,О67 I ЭКОНОМИКА 1важных по значению подразделений «Форд мотор комиани» в России - отдел по локализации. Двадцать пять его сотрудников в Ленинградской области и других регионах страны заняты поисками поставщиков комплектующих. Пока названо два: Борский стекольный завод (он займется изготовлением боковых стекол) и компания «ЭластТехнологии», где будут делать коврики и брызговики. Прежде чем попасть в список официальных партнеров «Форда», российские предприятия и их изделия прошли строгие проверки. Даже в несчастные коврики пришлось внести конструктивные изменения по требованию фордовских инженеров, например, «нарастить» бортики, дабы не пачкать ворс салона. Заметим, немалую роль сыграло то, что Борский завод получил сертификат ISO 9001, а компания «Эласт-Технологии» эту процедуру проходит сейчас. Собственно, желающих сотрудничать с именитой западной фирмой хоть отбавляй. Вот только требования у «Форда» больно жесткие - и к внешнему виду, и к материалам, безопасности, экологичное™, срокам поставки. А также к людям, которые все эти требования обязаны соблюдать. КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ Из заводских ворот пока еще не выходят новенькие автомобили, но каждое утро в 8.40 заступает рабочая смена. Приезжают из Всеволожска и Санкт-Петербурга на специальных автобусах-челноках, переодеваются все как один в фирменные синие комбинезоны и каски (да-да, это обязательно - еще не закончены монтажные работы!) и отправляются на свои рабочие места. Сегодня в штате завода - 350 человек; две трети - жители Всеволожска. Устроиться на «Форд» - престижно, но не просто: конкурс на каждое рабочее место. Учитывают возраст, профессиональные навыки, личные качества, желание работать именно на «Форде». Конечно же, о каждом кандидате наводят справки: где работал, почему ушел... Словом, получить фирменную синюю спецовку (и зарплату, по слухам, одну из самых высоких в регионе) - отнюдь не просто. Мало того, совсем не важно, кем ты был раньше, все равно придется учиться.Учебный центр «Форда». Первая именная стипендия «Форда» - студентам вузов Петербурга.Этим летом «Форд» переоборудовал один из корпусов сельскохозяйственного колледжа во Всеволожске (в ремонт здания, оборудование и библиотеку вложили 270 тыс. долл.) и открыл свой учебный центр. Каждый работник проходит здесь практику (на западный манер это называют «трейнинг») - от 5 дней до 4 недель. Занятие ведут преподаватели колледжа, специалисты завода во Всеволожске и других европейских предприятий «Форда». Мастера, руководители подразделений проходят стажировку на европейских заводах. Только 13 из 350 работников ЗАО «Форд мотор компани» - иностранцы, но, по словам генерального директора Мюррея Гилберта, со временем их останется двое. Остальных заменят российские специалисты, которые пока числятся дублерами. Скажем, от главного менеджера по качеству (по-нашему - начальника ОТК) шведа Андерссена (8 лет в отделе качества «Вольво» - это не шутка!) его коллега Валерий Никольский просто ни на шаг не отходит - времени до пуска остается совсем немного, а еще учиться и учиться... Пусть еще не бегает по российским дорогам ни один наш «Фокус», но в одном небольшом городе жизнь уже изменилась. Построена новая дорога, отремонтирован колледж, каждый день на улицы Всеволожска выезжают несколько новых «транзитов» - они обслуживают школы, детские сады, больницы. Главное же, у многих появилась цель в жизни - связать ее с новым заводом. Четыре студента из Всеволожска обучаются в питерских вузах с именными стипендиями «Форда»; в новом году обещают, что их станет больше. Много все это? Мало? Трудно сказать. .. Для маленького российского городка - немало. Чтобы оценить по масштабам России, осталось подождать совсем немного. Посмотрим через год, как изменится автомобильная жизнь в России, когда на ее дорогах появятся современные «фокусы» по доступной цене. P. S. Как нам стало известно, существует техническая возможность увеличить мощность завода до 100 тысяч в год - при относительно небольших финансовых вложениях. При таком развитии событий цена российского автомобиля «Форд» практически сравняется со стоимостью «десятки». Но не будем забегать вперед. им