124
125
126
127
МЫ И АВТОМОБИЛЬ_™Ч!^ЯяЩ,j1ДО2АЛJ&*'•j ini •»ЕВРОПЕЙСКАЯ «ОРБИТА»НА ИЖЕ - В ИТАЛИЮ? ЗАПРОСТОТЕКСТ / МИХАИЛ ГОСИН, ЕЛЕНА СТРЕЛКОВА, МОСКВА/ПУТЕШЕСТВИЕозапрошлым летом мы с автобусным туром побывали в Италии. Однажды, предаваясь воспоминаниям, вдруг подумали - не повторить ли поездку? Только уже не на автобусе, а на своем ИЖ-2126. Он почти новый едва минуло два годика и 18 тыс. км должен сдюжить, хотя пока дальше дачи мира не видел. Подготовка была и хлопотной, и приятной. Получили визы - транзитную словацкую (двукратную) и итальянскую на 15 дней, оформили медицинские страховки и «грин-карту». Так как останавливаться собрались в кемпингах, купили палатку, складные столик и стулья, туристские коврики, газовую плитку, а также продукты, медикаменты и кое-какие запчасти. Вещей набралось очень много - полный багажник, да еще в салоне! Кстати, десятилитровая канистра с бензином оказалась балластом. Из Москвы выехали рано утром в субботу и до белорусской границы домчались на одном дыхании. Для российских пограничников мы не представляли ни малейшего интереса. Белорусы взяли 260 рублей за страховку машины на месяц и $20 за транзит на все формальности ушла 21 минута, что и зафиксировано в бортжурнале. Дороги в Белоруссии ухоженные, на полях пасется непривычно много коров и лошадей. Вечером прибыли в £22^ Брест и по улице Московской напра| гул вились к погранпереходу «Варшав_ __ ский мост». Здесь очередь из 70-80 маПшин - мы решаем ехать на Домачево, это около 30 км. О чудо - нет никакой очереди! Платим $10 за непоправимый ущерб, нанесенный экологии Белоруссии. Досматривали поверхностно, спросили о цели поездки - и мы, забыв, что со служащими на границе не шутят, ответили: мол, едем в Италию купаться. С чувством юмора у них плохо! Написали в талончике, который выдается на каждый автомобиль: «Цель поездки купаться», вместо положенного «транзит». Таможенник, кивнув на коробки с запчастями, изрек: «На этом сарае вы до Италии не доедете» - так он про нашу-то машиночку! Поляков проскочили без задержки, на все про все 59 минут. Сразу за шлагбаумом какой-то дядька с пивным «выхлопом» содрал $2 на благо польской экологии - еще и не хотел брать, требовал злотые.знакомому с прошлого года «Старому мету» и с чувством выполненного долга поехали дальше на юг по красивым горным дорогам. Незаметно оказались у погранперехода «Закопане» - 30 минут и мы в Словакии. Ночевали в городке с труднопроизносимым названием Тврдошин. За те же $13 достался очень приличный номер с телевизором-ванной-туалетом-балконом. На следующий день к обеду были в Братиславе и, заправившись последний раз относительно дешевым бензином, подъехали к переходу «Китзее». Тут выяснилось, что мы не оплатили словацкие дороги - как назло, на нескольких заправках, где спрашивали, этих наклеек не оказалось. В конце концов, махнув рукой, пограничники нас выпустили. Австрийцы традиционно уединились в будке с нашими паспортами, потом посмотрели баНемного ошалев, едем непонятно гажник и, услышав о цели путешесткуда, в сторону Варшавы. Указателей вия, зацокали языками: мол, долгая, на Италию нет, даже ноутбук с «электрудная дорога. На этой границе потронным» маршрутом не особенно потратили 25 минут. Мы в «настоящей» мог. Позвонили домой по «мобильниЕвропе. ку» - МТС не подвел, роуминг работал. В Австрии с непривычки показаПоздно вечером с трудом нашли нелось, что все несутся с безумной скоробольшой отельчик, где нас приютили стью. Но, набрав 100 км/ч, мы переза $15 (ночлег стоил $13 и, естественно, стали выделяться из потока и вскоре в злотых, сдачи не было). Спали как были в Вене. Припарковались на набеубитые, но проснулись в восемь утра - режной и пошли бродить по городу. сказалась разница во времени. Душ, Попробовали снять деньги в банкомаплотный завтрак - и вперед, к новым те, но оказалось, что по-английски он подвигам и впечатлениям. «не говорит», а с немецким у нас туго. На первой же заправке ВР купили Тем более, что и карточкой-то мы до карту Польши за 17 злотых ($4) по карэтого пользовались мало. Пришлось точке «Виза-Электрон». Варшава - менять наличные, благо обменников транзитом, в Кракове побродили по там полно. Разбогатев, первым делом наелись мороженого, немного передохнули и пошли обратно. Тут у нас случился острый приступ топографического кретинизма. Впрочем, надо честно признаться, эта болезнь сопровождала нас всю дорогу. Слава богу, машину нашли - догадались записать название улицы. Сложнее оказалось отыскать кемпинг - по-немецки он называется «кемпинг» или «кампинг платц». Пригодилась купленная совершенно случайно книжка «На автомобиле по Европе» (автор С Дубинец) - мы хотя бы знали, что и где примерно искать. Поплутав по пригородам и изредка находя указатели на кемпинги, но не находя их самих, остановились в раздумьях. Тут подлетает микроавтобус с синими мигалками, оттуда выпрыгивают четыре полисмена и одна «полисвумен». Долго оживленно общаемся, причем каждый на своем языке, потом выясняется, что у нас проблемы - «права» не интернациональные и вам предлагают следовать за полицейской машиной. Ну все, думаем, приплыли - в мыслях возникли штрафплощадка, а то и КПЗ. Однако все разрешилось как нельзя круче - с полицейским кортежем под мигалками нас привели прямо к воротам кемпинга. Ура, мы никакие не преступники, а всего лишь ненормальные русские автотуристы! Китаец на «рисепшене», глянув в паспорта, сказал: «Россия, Путин, хорошо», и выдал листок с нашими данными - его кладут в машину под стекло - и табличку, которую вешают на палатку. Паркинг и поляна для палаток здесь разделены - наша машина оказалась метрах в тридцати и добираться до нее через кучу чужих растяжек оказалось непросто. Неподалеку оказались кухня с газовыми плитами, душ с горячей водой, туалет - за все около $24 в сутки. Судя по номераммашин и речи, население кемпинга было очень интернациональным: немцы, итальянцы, французы, даже американцы и британцы. Следующий день посвятили Вене: рядом с кемпингом автобусная остановка, потом метро - и через двадцать минут мы в центре. Сделав изрядный крюк, отметились в Германии, и вот, наконец, перед нами табличка «Италия» - и никаких таможенников. Белорусские погранцы отдыхают со своими пророчествами. Мы достигли цели! Решив сэкономить на платных автомагистралях, свернули на обычную дорогу и поплатились. После непродолжительной езды по альпийским серпантинам застучало в правом переднем колесе - перегрелся и покоробился тормозной диск. Решив, что здоровье, время и нервы дороже денег, возвращаемся на автобан. Система оплаты за проезд простая: подъехав к шлагбауму, нажимаешь большую красную кнопку и получаешь талончик с указанием времени и места въезда. На выезде у таких же шлагбаумов отдаешь талончик служащему в будке и на табло высвечивается стоимость проезда. Что удобно, платить можно и наличными, и кредитной картой. К вечеру были у Вероны, заночевали в кемпинге «Ромео и Джульетта», куда от бензоколонки нас проводила общительная компания итальянских парней на своем ФИАТе. Наутро в первую очередь отправились к дому, где жила Джульетта, увидели балкон, с которого она строила глазки Ромео много веков назад. Осмотрели непримечательное с виду здание с табличкой «Дом Ромео». Все очень здорово и романтично! Далее наш путь лежал во Флоренцию. На улице страшная жара: в тени еще ничего, а на солнце днем просто невыносимо. В открытое окно на ходу дует горячий ветер и облегчения неприносит. Спасают лишь многочисленные тоннели в горах: там прохладно, а в самых длинных успеваешь даже замерзнуть. Заехав на заправку со значком «i» (здесь - информационный офис для туристов), бесплатно разжились картой Флоренции с окрестностями и информацией о стоянках - выбрали кемпинг «Микеланджело» на большущей горе, откуда виден весь город. От Флоренции час езды до Пизы - с падающей башни уже сняли обруч и растяжки - реставрация закончена. (В декабре 2001-го башню открыли для посещения - ред.) Погуляв немного, вернулись к машине, перекурили. Я чуть не уехал с забытой на крыше бутылкой воды. Итальянец на велосипеде обратил на это наше внимание, хотя сперва изрядно напугал оживленной жестикуляцией и попытками перегородить дорогу велосипедом. А теперь - в Рим! Ехали вдоль моря, дорога сказочная: слева горы, справа море. На ночь остановились в роскошном кемпинге «Калифорния» - там был даже бассейн с фонтаном и свой пляж. Наша палатка стояла на берегу моря! Побросав вещи, побежали купаться - вода теплая и прозрачная, на дне мелкий песок. В этот вечер устроили праздничный ужин - жареная подмосковная картошка и сухое итальянское вино при свечах! Утром, вволю накупавшись, двинулись дальше. Подъезжая к Риму, как всегда, на бензоколонке уточнили ситуацию со стоянками - отзывчивость и доброжелательность итальянцев беспредельны. А потом нас догнал маленький джип оказалось, водитель слышал, как мы уточняли направление и решил проводить до кемпинга «Роман Ривер», что расположен на берегу широкого иЩ грязного Тибра. Отсюда микроавтобус -i »yi по первому требованию бесплатно (!) В ЕВРОПУ - С ЕВРО!ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ1 января 2002 года на территории двенадцати стран - участниц Европейского валютного союза введены в обращение наличные евро (Euro), которые последние тригодаиспользовались там в качестве единой валюты при безналичных расчетах. Новая денежная единица представлена семью бумажными банкнотами номиналом 5,10,20,50,100,200,500 евро, а также восемью монетами: 1,2 евро и 1,2,5, 10, 20, 50 центов (1 евро=100 центов). за пять минут доставит (и встретит) к море. Здесь стоят в основном итальянБанкноты одного достоинства идентичближайшей железнодорожной станцы и, судя по кемперам, огромным каны, а изображенные на них отворенции «Прима порта», а от нее 20 минут раванам и просторным комфортаные ворота и мосты символизируют отна электричке до центра Рима. бельным палаткам, - не по одной недекрытость и сотрудничество стран. У Вечный город... Вершина путешестле. Вечером спать нам не дали и мы монет сходны только лицевые стороны вия. Слов нет описать наши чувства. присоединились к общему веселью с - обороты различаются в зависимости Оказалось, так просто сюда приехать - а песнями и танцами. Больше всего удиот страны чеканки. Из стран - членов Шенгенского соглашения национальведь год назад это представлялось не бовило отсутствие пьяных. лее реальным, чем полет на Марс. Если Последний пункт -маршрута - Вененые валюты сохранили только Дания и чего-то сильно захотеть и целенаправция: вода плещет в закрытые двери Швеция. С Нового года цены на бензоколонленно к этому идти - все получится. первых этажей, влажный воздух с легках, в магазинах и кафе указаны не в Гуляли до позднего вечера. Вновь ким запахом тины. обошли все знакомые места и успели Обратная дорога была грустной, марках, франках или лирах, а только в облазить множество новых: красивейуезжать не хотелось. К тому же из-за евро. И хотя национальные валюты ший фонтан Треви и гигантскую арку ошибки в «грин-карте» Словакия окаеще принимаются к оплате (как правиКонстантина, величественный Колизалась для нас закрытой (в первый ло, до 28 февраля), сдачу выдадут уже зей и древний мавзолей Адриана. Да раз пропустили по недогляду). Прив евро по раз и навсегда зафиксированчто там - кажется, у любого камня на ятно, что страховая компания оказаному курсу. Позже устаревшую наличмостовой тысячелетняя история! лась очень порядочной и без всякого ность можно будет обменять на новую Культпоход в Ватикан чуть не сорвалскандала оплатила ущерб в размере только в национальных банках - как ся - в шортах не пускали, пришлось $200 - нам пришлось возвращаться минимум, до 2012 года, то есть на пропокупать «панталони» в ближайшей через Германию. Время поджимало, тяжении еще десяти лет. Россияне молавочке - похоже, для ее владельца это поэтому летели без остановок. Но гут приобрести евро за рубли в российважная статья дохода. один раз не удержались и заехали в ских банках и обменных пунктах Из Рима отправились на восточное гигантский супермаркет под Дрезде(26,5 руб. за 1 евро на момент подготовпобережье. Под Римини посетили веном. Такой кучи различных товаров, ки номера) или в странах Евросоюза за ликолепный аттракцион «Италия в сосредоточенных в одном месте, мы любимые доллары ($0,88/1 евро). Пеминиатюре»: тут и водяные горки, и не видели никогда в жизни. Причем реход на единую валюту значительно крошечная Венеция сгондолами,и мацены почти на все значительно ниже, облегчит жизнь автотуристам, которые за одну поездку, как правило, стремятленькая Флоренция с площадью Рима, чем в Москве. где идут представления для детей, и ...Польша, Белоруссия - нудный ся посетить несколько стран и потому итальянский полуостров-сапог в центбесконечный дождь. Наконец, Россия вынуждены были иметь дело со мно1»1 ре. В общем - фантастика!!! - вот мы и дома. С трудом верится, что жеством национальных валют. К вечеру остановились в кемпинге последнее утро у нас начиналось в ФИКСИРОВАННЫЕ КУРСЫ «Рубикон», купались в Адриатическом Польше. Да и вообще - неужели все НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ СТРАН это было наяву? ЧЛЕНОВ ЕВРОСОЮЗА. ЗА 1 ЕВРО РАСХОДЫ НА ПОЕЗДКУ, долл. P.S. Перед поездкой были опасения отСтрана КУРС Бензин 393 носительно надежности машины. Но 1. Австрия 13,7603 австрийских ШИЛЛИНГОВ Гостиницы 67 ИЖ-2126 показал себя неплохо. За 15 2. Бельгия 40,3399 бельгийских франков 224 Кемпинги 1,95583 немецких марок дней и 7936 км в мотор УЗАМ долили 3. Германия Дорожные карты 23 340,750 греческих драхм литр масла, а кроме перегретого тор4. Греция 87 Платные дороги 0,787564 ирландских фунта 76 мозного диска, случились лишь две не5. Ирландия Питание" 166,386 испанских песет 64 Сборы (транзиты, страховки, экология) приятности (обе на обратном пути, бу6. Испания 7. 1936,27 итальянских лир Общественный транспорт 35 квально перед самой Москвой) - проколоИталия 8. Люксембург 40,3399 люксембургских франков 201 Сувениры, подарки ли колесо и ... отвалился глушитель. 1170 Итого 9. Средний расход бензина составил всего Нидерланды 2,20371 голландских гульденов 10. Португалия 200,482 португальских эскудо * Основной запас взяли из лот. 6,4 л/100 км. 1»1С11. Финляндия 12. Франция5,94573 финских марок6,55957 французских франков На правах рекламысш>- ЧТО НОВЕНЬКОГО ИЗ ФРАНЦИИ?ТЕКСТ/Р.БЕЛИЕНКО"•"-'= шми. Например, если это супермаркет «Карефур», то большинство товаров на прилавках, будь то чипсы или одноразовые бритвенные станки, будут носить название «Карефур». Роберт Дюран начал по такому же принципу продавать им моторные масла. Схема сработала: сегодня «Дюран Продкжсьон» является лидером по продаже смазочных материалов под марками дистрибьюторов и занимает 8% французского рынка моторных масел. Если разобраться, моторное масло «Арека» является симбиозом крупнейших мировых концернов. Дело в том, что в Европе существует практика, когда нефтеперерабатывающие гиганты делают поставки базовых масел и присадок не только своим «дочерним» маслосмесительным заводам, но и другим, независимым производителям. Главный там складов, мсье Дюран рассказал мне дотехнолог предприятия Жан Делемм перечислил ближайших и основных поставщивольно интересную историю. Прежде это был семейный бизнес С1945 ков: нефтеперерабатываю1пий завод в городе года семья Дюран импортировала во ФранДанкерк, эксплуатируемый вместе с «Эссо» цию нефтепродукты, которые реализовыва- группой «Тоталь-Фина-Эльф»; «Шелл» в Пелись под торговой маркой «Nord Essense» различным предприятиям, а также через собственную сеть автозаправочных станций. В 1986 году Роберт Дюран решил продать эту сеть концерну «Total-Fina-Elf» и основать новое предприятие по производству смазочных материалов — «Дюран Продкжсьон». Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, Роберт Дюран повел нестандартную по тем временам маркетинговую политику. Дело в том, что «Дюран Продкжсьон» с самого начала специализируется в производстве смазочных материалов под марками дистрибьюторов. А дистрибьюторы, это распространен- ти-Куронн, «Любризол» в Руане, «Шеврон» в ные в Европе фирменные сети супермаркетов Вале-де-ля-Сен и так далее. Выбор поставщии автоцентров. Десятилетиями нарабатывая ка зависит от географического расположеклиентуру, они предпочитают продавать ния и установившихся на рынке цен. товары под собственными торговыми маркаМимо меня снова проносятся автокары: французы тоже любят погонять. Я с трудом успеваю читать надписи на паллетах То и дело мелькает «Арека». На погрузке мне объясняют, что эта торговая марка неплохо продается в большинстве стран Европы, а также в странах т Азии, Африки и Ближнего Востока - география продаж самая широкая. А в последнее время растут поставки ив Россию. Французы считают этот рынок очень перспективным Я возражаю им — у нас конкуренция на рынке моторных масел не меньше, чем в Европе. Они в ответ реA RKA зонно заявляют, что, помимо качества, имеют другое веское преимущество — конкурентоМой путь из Парижа в Антверпен пролегал через Арн — небольшой провинциальный городок, что расположен неподалеку от границы с Бельгией, в двухстах километрах от французской столицы. Зная, что именно здесь находится «Дюран Продкжсьон», я не мог удержаться от соблазна посетить этот завод. Во-первых, это всегда интересно, во-вторых, это хорошая возможность рассказать читателям «За рулем» о том, как рождается «Арека». Тем более, что в России это моторное масло пока что имеет статус новичка. Глава концерна мсье Роберт Дюран с удовольствием согласился показать мне завод. Как и следовало ожидать — кругом чистота и порядок. Рабочие, впервые видя меня, обязательно здороваются — французы очень приветливый народ. Уворачиваясь от автокаров, то и дело снующих по лабиринспособные цены Это еще один маркетинговый ход, когда прибыль делается не за счет высокой наценки, а за счет оборота По словам мсье Дюрана, российское представительство, расположенное в Ростове-на-Дону, придерживается такой же политики. Признаться, встретив как-то у нас в продаже масло «Арека», я был несколько обескуражен ценой (около $11 за пятилитровую канистру «полусинтетики») У нас ведь как — если дешево, значит что-то здесь не то. Но те[ перь все сомнения развеялись сами собой. Чтобы окончательно убедить меня, Роберт Дюран привел некоторые цифры и факты. Например, несмотря на общее снижение производства моторных масел в Европе, всего лишь за несколько лег оборот компании вырос на 60 %, что по европейским меркам очень круто! С другой стороны, мсье Дю-1ГщГ^/ШШг^ВВг^^^^^^^:1 IkИ;™ARECAран не вкладывал и не собирается вкладывать огромные средства на проведение рекламных кампаний, например, спонсировать «Формулу-1» или запускать видеоролики по европейскому телевидению. Все эти затраты скажутся на отпускных ценах, что противоречит стратегии «Дюран Продкжсьон». Неожиданно я услышал русскую речь... На погрузку заехал огромный ярко-желтый MAN с российскими номерами. Я и опомниться не успел — за каких-то 15 минут, пока я беседовал с водителями, кузов был весь заполнен паллетами с моторным маслом, охлаждающими и тормозными жидкостями «Арека». Напоследок Роберт Дюран продемонстрировал мне сертификат качества ISO9002 и официальные допуски к применению масла «Арека», выданные европейскими производителями автомобилей — «Фольксваген», «Мерседес-Бенц», «Вольво», «Даймлер Крайслер», «Ман» и др. Я поспешил попрощаться, так как еще I до конца дня хотел попасть в Антверпен, a По дороге то и дело мелькали нефтепере- I рабатывающие заводы. И я подумал: на I примере того же «Дюран Продкжсьон» можно убедиться, что в Европе моторные масла бывают только качественными Те же французы понятия не имеют, что такое подделка, в их головах не укладывается, как вообще можно продавать некачественный товар. Остается надеяться, что когда-нибудь и российские производители придут к этому.