180
181
СВОИМИ СИЛАМИ /СЕРВИСtПИКТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВОВЫЙ ИНТЕРЕСобъем грядущих работ. Конечно, свести к нулю разницу между предварительной оценкой и суммой в итоговом счете удается не всегда, но некоторое соответствие все же должно сохраняться. Чтобы все это соблюсти, не обязательно забивать участокстендамии приборами «под завязку». Обойдемся самым необходимым. Первым машину встречает тестер суммарного схождения Скромную площадку, расположенную вровень с полом, можно и не заметить. Но игнорировать нельзя! Тензодатчики устройства фиксируют поперечную составляющую силы воздействия колеса на дорогу. А затем по знаку и величине компьютер рассчитывает параметр в миллиметрах. Сравнить его с допуском и принять решение - секундное дело. Потом в работу вступает тестер амортизаторов и подвески. Внешне похож на предыдущий, только площадок у него две и нагрузки вертикальные. Создает их специальный механизм. Электродвигатель разгоняет массивный эксцентрик до тех пор, пока частота колебания площадок не достигнет 25 Гц. После этого связь прерывается и маховик свободно крутитКАК ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ ОБЪЕМ РЕМОНТА/МО?Редкий клиент знает о своей машине все. Еще меньше о ней знает посторонний мастер. Устранить этот пробел призван участок приемки* (аналог пункта инструментального контроля ГИБДД). Здесь владельцу предскажут судьбу автомобиля, а потом подтвердят правильность предсказания. Ответственность велика, высоки и требования к оборудованию. Во-первых, оно должно быть быстродействующим. Это на углубленную диагностику можно потратить весь день. А здесь - очередь. Надо бы уложиться минут в 10-15. Во-вторых - недорогим в эксплуатации. Ведь выявить (а потом устранить) неисправность сервису даже выгоднее, чем клиенту. А кто станет платить за чужой интерес? Поэтому услуга эта, как правило, бесплатная. В-третьих - наглядным. Владелец должен убедиться, что мастер не «впаривает» несуществующий дефект. А по окончании ремонта сравнить распечатки «до» и «после». В-четвертых - точным, чтобы верно оценить* Первый материал из серии о современном оснащении С10-см.ЗР.2(Ю2.Ш1.ся до полной остановки. Тем временем встроенные сенсоры регистрируют поведение подвески. Оценивается общая эффективность ее работы, в том числе состояние амортизаторов и пружин, жесткость и неравномерность. Отрыв колеса от площадки - случай особый, фиксируется отдельно. Скачущая по дороге покрышка обязательно приведет к потере управления - речь здесь уже не о цене ремонта, а о жизни и смерти. Сильный стимул заехать на диагностику! Еще один оплот безопасности - роликовый тормозной стенд. На нем определяют тормозную силу на каждом колесе и всевозможные их сочетания: по сторонам и осям, абсолютную ив процентах. При этомстендувсе равно, какую систему оценивать: основную, запасную или стояночную. Для полноты картины полезно знать и удельную эффективность тормозов (отношение тормозной силы к весу авто) в комплект входят весы. Часто их совмещают с тестером подвески. Еще один маленький безмен надевают на ботинок водителя - давить на педаль надо строго по схеме. В нее входят: предварительное торможение (прогрев колодок), постоянное давление (оценка замедления) и экстренная остановка без блокировки колес (тормозной путь). Все это на скорости 5 км/ч, ее обеспечивают вра- Экран для регулировки о>ар. Важное требование к оборудованию - наглядность. щающиеся ролики. В хорошем исполнении они покрыты специальным составом, не боящимся шипов. А вот против влаги приема нет, колеса должны быть сухими. Полезная опция - замер остаточного тормозного усилия. Он подскажет, не заедают ли исполнительные механизмы привода при растормаживании. Проанализировав всю полученную информацию, мастер определит, что вызвало отклонения от нормы (накладки, диски, барабаны, цилиндры, регулятор и т. д.). Казалось бы, лучше некуда. Но есть у роликового стенда более дешевый и экономичный аналог - стенд площадочный. Для замеров он использует инерцию автомобиля, поэтому собственный привод ему не нужен. Качественная оценка параметров у конкурентов одинаковая. Но результаты выражены в разных системах и сравнить их напрямую не получится. Так что махать «площадочной» распечаткой на «роликовом» ПИКе бесполезно... Следующий необходимый элемент - ножничный подъемник с двойным выходом. Такое сочетание дает возможность осмотреть низ автомобиля в разных положениях подвески разгруженном и сжатом. Посильную помощь мастеру окажет встроенный детектор люфтов. Состоит он из двух площадок с четырьмя гидроцилиндрами каждая. Включив нужную пару, площадку можно двигать в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Кнопки управления встроены в ручку мощного фонаря. Стоя под автомобилем и манипулируя кнопками, легко обнаружить «конченые» шаровую, рулевую или сайлент-блок. Вернув авто на землю, проверяем фары. Главные параметры - яркость дальнего и ближнего света и углы установки. Тестер состоит из линзы, фотоэлементов и экрана. Необходимые цифры выводятся на дисплей.Центральная стойка - всему голова. Финальный аккорд инструментального контроля - проверка двигателя. Ведущая роль По этим кривым судят о состоянии двигателя. здесь отведена газоанализатору. Не какомунибудь двухкомпонентному (СО, СН) - он хорош только для экологов. Приемщику нужен КИСЛОРОД (0 2 ). Надежный показасерьезный четырехкомпонентный (СО, СН, 0 2 , тель состава рабочей смеси. При норС0 2 ) прибор. Скажем, в выхлопе много СН. Помальном сгорании в выхлопе остается просту говоря, несгоревшего топлива. «Пере1-2% кислорода. Изменение в больливает» система питания? Смотрим кислород шую или меньшую сторону указывает (0 2 ). Его больше нормы. Значит, воздуха для на нарушение соотношения воздух-тогорения было достаточно, переобогащения пливо либо неисправность системы засмеси нет. Стало быть, происходят пропуски жигания. вспышек. Регулировкой это не устранить - поУГАРНЫЙ ГАЗ (СО). Образуется при жалуйте в ремонт. А уж там разберутся поднеполном сгорании рабочей смеси Выробнее. К сожалению, газоанализатор для ди ­ сокое содержание СО означает богатую зеля не годится. Придется приобрести и дымосмесь, засорение воздушного фильтра, мер. неисправность клапана вентиляции картера или низкие обороты холостого Все оборудование участка связано в единую хода. При обширных перебоях в зажисеть и замыкается на центральной стойке. Отгании топливо не сгорает и СО не обрасюда мастер управляет терминалами, сюда же зуется. Чрезвычайно низкая концентрастекается вся информация. Здесь она обрабация характерна для моторов с проготывается и хранится. Получить ее можно в люревшим глушителем либо при подсосе бом виде: цифровом и графическом, на экравоздуха в уже приготовленную смесь. не и принтере. УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СС^). НормальОсобняком стоят лишь две вещи. Это устное содержание в выхлопе - от 13 до ройство для вытяжки отработавших газов и 15%. Снижение до 8% связано, как столик приемщика. Первое необходимо при правило, с пропусками вспышек или замерах с работающим двигателем. Ведь инадырами в выпускной трубе. Количече не сделаешь анализ отработавших газов и не ство С02 обратно пропорционально заставишь работать усилители тормозов и руконцентрации СО. ля. На втором оформляются документы, среди УГЛЕВОДОРОДЫ (СН). Образуются которых - акт наружного осмотра и комплектпри неполном сгорании топлива и ности автомобиля. Конечно, в хорошем сервиповышенном расходе масла на угар. се жуликов не держат, но с документом споВысокое содержание СН указывает койнее. им на неисправность свечей, высоковольтных проводов, нарушение угла установки зажигания, отклонения от нормы состава смеси. Косвенно свидетельствует о низкой компрессии.РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗАО «СФЕРА-СЕРВИС» ЗА ПОМОЩЬУсилие на тормозной педали под контролем.Четырехкомпонентный газоанализатор.В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.