34
35
36
37
I ТЕХНИКА |TEICT / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ ФОМИНЗа полгода жизни в редакции они успели привыкнуть друг к другу (см. ЗР, 2001, № 10,12). Лазили по грязи, карабкались по песчаным карьерам, а теперь вот отправились вместе на Север, седоков поморозить. Из нескольких маршрутов наиболее интересным показался пробег к берегам Северной /Двины - в окрестности города Котласа. Нас привлекло место, обозначенное на картах как Кладбище звероящеров Пермского периода. Может, динозаврика в Москву привезем? Чтобы не ехать взад-вперед по одной дороге, решили: туда отправимся на Ярославль, Кострому, Пышут и Великий Устюг, а домой вернемся через Сыктывкар, Киров и Нижний Новгород.В гостиК ДИНОЗАВРАМ«НИВА» И «КИА-СПОРТИДЖ» В ПОИСКАХ КЛАДБИЩА ЗВЕРОЯЩЕРОВ*7 |БЫЛИ СБОРЫ НЕДОЛГИ Перед тем как отправиться в дальнюю дорогу, машины привели в порядок. Убедились в исправности всех систем, надели обувь по сезону (шипованную), залили зимнее масло - 0W40 в «Ниву» и 5W40 в «Спортидж», проверили плотность электролита в батареях, углы установки колес, давление в шинах*, еще кое-какие мелочи. С собой прихватили по паре канистр бензина, расширенный набор инструмента, ну и валенки, конечно. Да: прежде чем махнуть на Север, посетили Дмитровский автополигон, где провели некоторые замеры (см. табл.) и приноровились к поведению машин в зимних условиях: на льду, укатанном снегу, в сугробах. Надо же знать, чего ждать от наших подопечных - как они реагируют на действия водителя, где проявляют сильные и слабые стороны. Наконец, на что способны в экстремальной ситуации. В общем, информации о машинах набрали много, но подробнее об этом чуть позже. А сейчас - в дорогу. БЕЗ ЗЕРКАЛА И «ПЯТОЙ» Первые сотни километров не обещали ничего ингерес*У «Нивы» возникли серьезные проблемы со штатными шинами (всесезонными): они наотрез отказывались держать давление и потребовали установки камер. Штатный насос «Нивы» выдержал всего три полных накачивания колес, а штатный домкрат сломался после нескольких подъемов автомо биля. ного - дороги Золотого Кольца нам хорошо знакомы. Разве что инспектор неожиданно выглянет из-за кустиков. А вот дальше... Вскоре после Костромы к своей неподдельной радости увидели большой щит с «правильной» схемой дорог, аж на 400 км вперед по ходу выбранного маршрута. Схему не поленились срисовать - как потом выяснилось, ненапрасно. Она оказалась точнее наших, хотя и довольно свежих атласов. Дорога уводила от цивилизации. Населенные пункты встречались все реже; снега и льда на дорогестановилосьвсе больше и даже маленькие будки с надписью «ДПС» оказывались закрыты. Хотя снега выпало уже достаточно, в наезженных колеях на дороге оставался чистый асфальт. «Спортиджу» пришлось использовать только задний привод (подключать передние колеса в таких условиях нежелательно). Его водитель периодически просил сбавить ход - при обгонах грузовиков или там, где в колею намело снега, машина начинала «плавать». Но вскоре сбросить скорость заставила уже погода. Усиливающийся снегопад ограничил видимость до сотни метров, заставляя вздрагивать, когда из убаюкивающей мглы навстречу вываливался лесовоз. Нашу небольшую колонну возглавляла «Нива»: ближний свет у нее получше, подвеска помощнее, да и на дороге она стоит увереннее. Водитель едущего следом КИА заблаговременно узнавал по рации о подстерегающих на пути неприятностях - колдобинах, резких поворотах на обледенелой дороге и потерянных лесовозами бревнах. Незаметно день подошел к концу, и путешественники остановились на первый ночлег в городе Никольске в 800 километрах на северо-восток от столицы. Пока в гостиничном кафе с согревающим названием «Юг» готовили ужин, обменялись мнениями об автомобилях. Больше всего досталось системам отопления обеих машин. В «Спортидже» проблемы с вентиляцией - обмерзают стекла, в «Ниве» не добиться нормального распределения теплого воздуха: все, что направляется вниз, дует на правую ногу водителя. Тогда мы еще не знали, какие неприятности уготовил следующий день. Утром, седлая «коней», обнаружили, что хулиганы с «мясом» оторвали у «Нивы» левое зеркало. Местные под-Великий Устюг родина Деда Мороза.1Щ Т~П!^Ъ«Техническое совершенство или надежность? В Москве и Котласе ответы могут не совпасть».«За тысячу километров от столицы иначе относиться к уже знакомойтвердили: в последние год-два «раздевание» машин стало делом обыденным. Повезло еще, что стекла не разбили. Будто бы даже известно, кто это делает - городишко-то небольшой. Не в курсе лишь местная милиция. Помог бы ей кто-нибудь, что ли. Но как ни горька потеря (попробуй найди такое зеркало), надо ехать. Сто километров, двести... бац: у «Нивы» начала выскакивать пятая передача. Скоро пришлось от нее вовсе отказаться - дальше ехали на четырех. Но и на этом беды не кончились. Когда до цели поездки оставалось каких-нибудь 20-30км, опять-таки на «Ниве» начал посвистывать ремень привода генератора. А ведь его не так давно натягивали. Остановились, подтянули вредное изделие (делать это крайне неудобно). Очередной сюрприз: ход генератора вдоль направляющей оказался выбран практически до упора. Что же за ремень поставили на заводе? В общем, в тот день водитель «Спортиджа» чувствовал себя на коне. Самое страшное, что может проявиться на Севере, - ненадежность отечественной техники - принесло КИА небывалое количество выигрышных баллов. I ТЕХНИКА |ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ И ВЕСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»)-и?<Убгг±,ел/ J^r/сле. &€><:/*>?/,*&€, . 4 Tg* Te&fH/S лбр,алась в расчет. Теперь к реальной эксплуатации. Наши дороги общего /эк< пользования предъявляют дополнительные требования: здесь нужна курсовая устойчивость ив некоторых случаях - повышенная проходимость. «Заднеприводный» характер зимой на обледенелом покрытии оказывается некстати В очередной раз смогли убедиться в этом, сравнивая поведение «Нивы» и КИА. Если первая просто ехала, не заставляя водителя делать липших движений, то второй - постоянно требовал собранности и аккуратности в работе газом и рулем, правильного выбора передачи. Даже с полным приводом «Спортидж» частенько заносило. Есть в том вина не слишком цепких шин «Купер Везер-Мастер S/T» и явно слабых амортизаторов, из-за которых на неровной дороге при большой скорости колеса с трудом сохраняют кон-Вазовский полноприводник ведет себя несколько иначе. Этот тяготеет к пеВАЗ-2123 Спортидж. реднеприводным повадкам с той же Снаряженная масса, кг 1539 1402 мягкостью и неторопливостью реакНагрузка на век в* (%): ций, что и КИА. Только заныривание в 872(57) переднюю 756 (54) поворот здесь происходит не при доба646 (46) 667 (43) заднюю влении, а при сбросе газа. С заблокиро165 ванным дифференциалом это проис245 под защитой картера 235 205 под передним редуктором ходит несколько позже (медленнее), но 205 205 под задним мостом зато, попав в управляемый занос, ма220* 215 шина с блокировкой ведет себя мягче под резонатором под лонжероном (рамой) 240 270 (позволяет лучше контролировать ма285 320 под порогом \jaewp). Шины 205/65R15* 205/75R15 У «Спортиджа», несмотря на восточ'Стандартные шины 205/7081! ное происхождение, явно западный ук'' Защита раздаточной ко робы лон. Его полный привод - только для А что все-таки со звероящерами? плохих (в смысле скользких) дорог. В Блуждать в поисках пришлось недолго. случае, когда под колесами асфальт, Повстречавшийся водитель кобылы предполагается, что водитель будет бевнятно объяснил, где цель нашего путеречь трансмиссию, топливо и шины. шествия, и даже рассказал историю наВозможность того, что на километре ходки. Однажды подмытый высокий дороги асфальт может трижды смеберег Северной Двины обрушился и ниться льдом и обратно, похоже, не обнажил останки живших когда-то на земле существ. Начались раскопки, о которых ныне напоминает лишь искусственный овраг почти квадратной формы. Да и было это давно, на месте захоронения успели вырасти деревья. Как мы и ожидали, никакой памятной таблички не оказалось - даже фотографии на память не получилось. ПРИВОД НЕ ПО СЕЗОНУ Возвращение домой прошло буднично - без сюрпризов, поломок или выдающихся открытий. Дух авантюризма незаметно улетучился и настала пора посвятить читателей в официальную часть наших испытаний. Поговорить об управляемости, приспособленности машин к условиям Севера, надежности. Нетрудно догадаться, что, имея разные схемы трансмиссий, развесовку, конструкцию подвесок и прочее, машины различаются и управляемостью. Напомним, у «Нивы» - постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала. У «Спортиджа» - постоянный задний привод с жестким подключением передних колес в случае необходимости. Но даже в варианте 4x4 поведение КИА ближе к заднеприводному автомобилю. При добавлении газа в повороте его начинает медленно, но верно заносить. Занос мягкий, легко контролируется рулем и тягой, так что при желании машину можно пустить в поворот «веером» (почти боком).* > такт с покрытием. Были небольшие проблемы ис проходимостью. Съезжая вслед за «Нивой» на снежную обочину с уклоном, КИА иногда норовил застрять. При добавлении газа машина сползала задними колесами с дороги, и только развернувшись на пол-оборота, соглашалась выкарабкаться на дорогу. В таких условиях трансмиссия по схеме «Нивы» оказывается предпочтительнее. НЕ МОРОЗЬ МЕНЯ Настоящих морозов, как нам хотелось, не застали. Самая низкая температура, зафиксированная нашими приборами, - минус 27°С. Впрочем, для выводов этого оказалось достаточно. Система отопления КИА была эффективна до минус 20°С (при скоростях движения до 100 км/ч). При более низких температурах «печки» хватало лишь на оттаивание ветрового и небольшой части передних боковых стекол (в машине ехали двое). При меньшей скорости движения внутри становилось теплее. При больших холодах и скоростях по трассе приходилось ехать в валенках. У «Нивы» «печка» заметно лучше правда, без установленного фильтра салона. Из четырех скоростей вентилятора пользовались лишь первыми двумя. Но, как ни странно, ноги иногда мерзли ив «Ниве», хотя и по другой причине. Здесь все тепло достается правой ноге водителя. Когда, простите,трем ногам водителя и пассажира еще холодно, от правой ноги шофера - хоть прикуривай. Либо приходится терпеть жар, либо, будьте добры, обувайте валенки. Кстати, в «Спортидже» так ехать удобнее - по-видимому, из-за более короткой подушки водительского сиденья и большей свободы под рулевой колонкой.I обнаружили, что хулиганы iу «Нивы» левое зеркало.ДАЛЕКИЕ И БЛИЗКИЕ Люди нередко видят то, что хотят видеть. Поклонники отечественной техники убеждены, что «Нива» почти во всем переигрывает «Спортидж», вот только бы качество подтянуть. Те, кто давно отвернулся от российского автопрома, напротив, не могут понять, за что люди готовы платить свои деньги - за набор «Умелые руки»? Отрешимся от радикальных взглядов и попробуем взглянуть на вещи объективно. «КИА-Спортидж» действительно не лишен недостатков и не претендует на борьбу во многих полноприводных номинациях. Но два бесспорных козыря выделяют его из массы подобных. Это один из самых доступных вседорожников импортного происхождения, далеко оторвавшийся по цене (вниз!) от ближайших конкурентов. Вместе с тем, его качество сборки находится на недосягаемой пока для отечественного автопрома высоте. Эти аргументы способны перевесить плохую вентиляцию салона, неудачную подвеску и скромный дорожный просвет. Новая «Нива»? Это один из самых совершенных и доработанных отечественных автомобилей с точки зрения технических решений. Увы, качество сборки он унаследовал от старой «Нивы». Но главная проблема даже не в этом: коробка передач не выдерживает работы с полноприводной трансмиссией на тяжелом автомобиле (см. табл.). Дай бог, чтобы к началу серийного выпуска машин проблемы решили хотя бы с помощью «Дженерал моторе». Наверное, тогда тенденциозные мнения отпадут и машины можно будет рассматривать как прямых конкурентов - без скидок на российское качество или корейскую школу автомобилестроения. 1»1гтУ• вV