189
190
I ЦЕНЫ |«САМАРА» ДОГОНЯЕТ «НЕКСИЮ»РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ ЗА ГОД ПОДОРОЖАЛИ В СРЕДНЕМ НА 14%ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОСообщения об изменениях цен на отечественные автомобили в 2001 году напоминали сводки из района боевых действий, причем «победа» всегда оставалась за производителем, а потребители месяц за месяцем терпели поражения. Хотя в начале года заводы обещали лишь небольшое повышение цен (в пределах инфляции процентов на 10, не больше), но уже к лету стало ясно: слово свое они не сдержат. О повышении цен то на одну, то на другую модель объявляли буквально каждый месяц - понемногу (скажем, на 2000-4000 руб.), но в целом рост получался приличный. Количество «повышений» счету просто не поддается. Так, ВАЗ-21043 в течение года потихоньку дорожал несколько раз ив сумме набрал «сверху» целых 420 долл. (+14%). Самый «демократичный» наш автомобиль - ВАЗ-21053, похоже, скоро перестанет быть народным - цена на него возросла на 430 долл. (+16%). Но рекордсменом роста среди вазовских моделей стала «Нива» ВАЗ-21213 - с 3960 долл. до 4690 (+18%). На ее фоне подорожание «девяносто третьей» (от 4220 до 4560, +9%) и «десятки» (от 5330 до 5740, +8%) - так, мелочь. Не стоит,правда, забывать, что «десятка» почти догнала некоторые иномарки; от «Дэу-Нексия» ее отделяет тысяча долларов... Видимо, покупатели к концу года «уперлись» в психологический барьер: по сообщениям из Тольятти, в начале декабря нераспроданными машинами были забиты все заводские площадки. Руководители АвтоВАЗа уверяли, что это никак не связано с ростом цен, а объясняется лишь «сезонным спадом» (почему-то у дилеров иностранных фирм как раз в это время случился пик продаж), и в январе все машины просто «разлетятся». Но дилеры, на всякий случай, снизили отпускные цены на 100-200 долл., а на самом заводе объявили новогодние каникулы почти на две недели. Автомобили Горьковского автозавода дорожали еще стремительнее: ГАЗ-3110-410 (с двигателем ЗМЗ-402) с 4220 долл. в начале года до 4990 в конце (+17%), ГАЗ-3110-101 (с двигателем ЗМЗ-406) и того круче - с 4370 до 5350 (+22% - абсолютный «рекорд» отрасли!). Да, «Волга», похоже, снова становится автомобилем для элиты. За «лидерами» рванули и остальные автозаводы: так, широко разрекламированная «Ода» ИЖ-2126 - с2660 долл. до 3200 (+18%, надо ведь и рекламу оплачивать!), а «Святогор» с вазовским двигателем 1,6 л - с 2900 и вовсе до 4000 (аж на 38%!). Но если Ижевский автозавод автомобильной погоды в стране еще не делает, то «Москвич» - уже (грустно об этом говорить: бывший автогигант в 2001 году вышел на «небывалый» уровень выпуска - 5000 автомобилей!). Рост цен на новые отечественные автомобили сказался и на подержанных: машины старели, но не дешевели, как положено по всем экономическим законам, а даже немного подорожали: если в начале года двухлетнюю «шестерку» можно было купить за 2,4 тыс. долл., то в конце - за 2,5 тыс.; «девятку» - за 3,4 и 3,5 тыс. соответственно. А тем временем зарубежные производители цены снижали. Так, БМВ318i подешевела с 25 780 до 23 800 долл., «Мицубиси-Кольт» - с 14 985 до 12 900, «Рено-Клио Символ» - с 8500 до 8300 долл., «Сузуки-Гранд Витара» - с 21 990 до 20 800, «Форд-Фокус» - с 15 900 до 13 900; самая дешевая «Шкода-Октавия» в декабре 2000 года стоила 12 650 долл., а в декабре 2001-го - уже 12100. Словом, в течение года разница между ценой отечественных автомобилей и импортных стремительно сокращалась. 1»1СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА НОВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ В МОСКОВСКИХ АВТОСАЛОНАХ В 2001 ГОДУ SCUJA 6000 5000 4000 3000 2000 о - ВАЗ-21102 1000 ! ;СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ 1999 ГОДА ВЫПУСКА SCUIA 6000 5000~*Н> :I |""т*™"*^f* ["]* pО- ВАЗ-21043 О- ВАЗ-21213<l(z^at**^4000 3000 2000f\\ j1000С-ВАЗ-21053 с»» ВАЗ-21213о - ГАЗ-3110 С - ВАЗ-21099- ВАЗ-21103янв. февр.март апр. май июнь июль авг. септ. окт. ноябрь дек. 2001 годянв. февр.март апр. май июнь июль авг. сент. окт. ноябрь 2001 год I ЦЕНЫ |НИКОЛАЙ ЛЯЧЕНКОВ, первый вице-президент первый заместитель генерального директора ОАО «АвтоВАЗ» Рост отпускных цен на автомобили в 2002 году составит, по нашим прогнозам, 10-11%. Основные его факторы - инфляция и изменение курса рубля к доллару. ВАЗ, тем не менее, будет продолжать удерживать пены в нише до 6 тыс. долл. Наша задача в ближайшие годы заменить «классику» новым автомобилем, но в этой же ценовой нише, поскольку завод стремится обеспечить автомобилями все слои населения. Мы никоща не ставили перед собой цель заработать сверхприбыль - тем более, что в российских условиях это практически невозможно: рост цен на продукцию монопольных поставщиков задает тон всем отечественным производителям. Нас чрезвычайно тревожит, что естественные монополии диктуют свои условия всей экономике. Ведь рост тарифов на электроэнергию, газ и транспортные услуги повлечет за собой рост цен на комплектующие и материалы, что катастрофично для промышленности. Мы ищем различные пути, чтобы снизить это бремя для АвтоВАЗа, потому что главным критерием считаем покупательную способность населения. Мы работаем прежде всего на российский рынок и четко отслеживаем динамику спроса. Естественно, АвтоВАЗ уже ищет пути обеспечения энергией через альтернативных поставщиков.РУСТЕМ ШИЯНОВ, управляющий Д0А0 «Ижмаш-Авто» Повышение цен на автомобили ИЖ в 2001 году было связано с объективными причинами. Во-первых, с удорожанием материалов и комплектующих; во-вторых, с теми же проблемами, что иу остальных производителей, - ростом тарифов на энергоносители, транспортные услуги и т. д. Несмотря на то, что в марте-апреле заявки от дилеров вдвое превышали месячный объем производства на тот период, на предприятии не торопились поднимать отпускные цены. В 2001 году мы реализовали практически все произведенные автомобили и сохранили за собой позицию производителя самых «демократичных» машин в России. В 2002 году планируем дальнейшее увеличение объемов производства и реализации автомобилей ИЖ. Улучшая их потребительские качества, будем стараться не поднимать отпускные цены. Мы хотим, чтобы ижевские автомобили оставались доступными для российского потребителя. От редакции. По планам, в 2001 году на «Ижмаш-Авто» намечали выпустить около 65 тыс. автомобилей, однако в течение года цифры были ско ректированы в сторону уменьшения -до 50 тыс.; в 2002 году в Ижевске долж ны собрать 90-120 тыс. машин ИЖ-2126 разных модификаций (в том числе полноприводных) и ВАЗ-2106. В течение 2001 года цена базовой «Оды» в росла с 2660 до 3200 долл. (+18%). Руководители предприятий, не сговариваясь, ссылаются на объектив причины роста цен: дорожают электроэнергия, транспорт, комплекту щие. .. Что ж, это - чистая правда. Но правда и другое - цены на отечествен ные автомобили уже близки к нынешнему пределу платежеспособности на ления. Новые «жигули» и «волги» теперь конкурируют не с 7-10-летним иномарками, а с 5-7-летними европейскими и японскими моделями гольфкласса и вплотную подошли к новым «корейцам». Так что уже в этом году российским заводам придется выбирать: столкнуться с затовариванием бо искать пути кардинального сокращения расходов.ДИНАМИКА СРЕДНИХ ЦЕН НА НОВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ В МОСКОВСКИХ АВТОСАЛОНАХ В 2001 г. (в ДОЛЛ. США)1 Модель ВАЗ-21043 I ВАЗ-21053 ВАЗ-21093 I ВАЗ-21102 ВАЗ-21213 I ГАЗ- 3110-411 ГАЗ-3110-101 Январь 3070 2730 4200 5330 3960 4220 4370 Февраль 3630 3070 4280 5260 4020 4380 4610 Март 3500 3050 4240 5250 3980 4500 4560 Апрель 3560 3150 4320 5400 3870 4580 4560 Май 3550 3250 4360 5500 3360 4540 4630 Июнь 3580 3420 4450 5540 3850 4420 4510 Июль 3560 3430 4420 5630 3860 4490 4800 Август 3560 3370 4490 5550 3840 4530 4770 Сентябрь 3600 3330 4560 5630 4160 4770 5380 Октябрь 3610 3320 4790 5980 4940 5150 5070 Ноябрь 3640 3260 4900 6020 4880 5010 5430 Декабрь 1 3490 3160 4560 5740 4690 4940 5350ДИНАМИКА СРЕДНИХ ЦЕН НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ 1999 ГОДА ВЫПУСКА (в долл. США) Модель ВАЗ-21053 ВАЗ-2106 ВАЗ-21093 ВАЗ-21099 ВАЗ-21103 Январь 2300 2400 3500 3900 5200 3300 3100 Февраль 2300 2300 3500 3900 5200 3200 3100 Март 2300 2400 3600 3900 5100 3100 3300 Апрель 2200 2400 3500 3800 4900 3400 3000 Май 2300 2500 3500 3800 4800 2800 3400 Июнь 2500 2500 3300 4000 (7Я 3100 3400 Июль 2400 2500 3500 3900 5000 3000 3400 Август 2400 2400 3600 3800 4700 3100 3300 Сентябрь 2400 2400 54'. с 3900 4300 3100 3300 Октябрь Ноябрь 23М 2500it,-.:2500'•--/:.:-:/.3900 5100 3200 33003700 4700 3100: • : : .пВАЗ-21213 ГАЗ-3110и