72
73
1 ЭКОНОМИКА |дет означать, что через очень короткий отрезок времени (2-5 лет) отрасль будет вынуждена на нашем внутреннем рынке конкурировать на равных с автопроизводителями других стран, - говорит председатель Общественного совета при Президенте РФ по вопросам присоединения к ВТО, депутат Госдумы Константин Ремчуков. - Выдержат ВАЗ и ГАЗ прямую конкуренцию с «Фольксвагеном» или «Тойотой»? - Мы слишком долго жили в изоляции от всего мира, и чтобы поднять конкурентоспособность нашего автопрома до мирового уровня, нужны время и деньги, - считает Константин Ремчуков. - Ведь «пустить под нож» отрасль, где работает почти 2 млн. человек и которая приносит около 10% поступлений в бюджет, - нельзя. Все страны, даже самые высокоразвитые, заключая подобные договоры, стараются в первую очередь защитить своего производителя. Когда премьер-министр Канады и президент США подписали в 1988 году соглашение о создании зоны свободной торговли, они предусмотрели полную отмену двусторонних таможенных тарифов... через девять лет. Или другой пример. Недавно после долгих переговоров (они длились 15 лет!) было подписано соглашение о вступлении в ВТО Китая, который, между прочим, оговорил при этом очень высокий уровень защиты своего автопрома: импортные пошлины, например, составляют 80-200%. Это в стране, где позади все основные системные реформы, действуют законы о защите инвестиций, да и само государство в последние годы осуществляло гигантские вложения в инфраструктуру (дороги, связь, аэропорты, гостиницы и т. д.)! И не случайно, наверное, многие автомобильные концерны готовы вложить в Китай деньги! «Джи-Эм», к примеру, объявил недавно, что намерен инвестировать сюда 1,5 млрд. долл. А что у нас? Есть ли хотя бы государственная программа развития автомобильной промышленности на ближайшие 15-20 лет? Увы... Прежде чем ломиться в дверь ВТО, считает известный экономист Михаил Делягин, государство должно обнародовать программу, призванную сориентировать инвесторов - как российских, так и иностранных, какие отрасли мы считаем приоритетными.• е сi ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО тктП/ВЫБОР ЦЕЛИНУЖНА ЛИАВТОПРОМУВТО?«ЗА» И «ПРОТИВ»ереговоры России (а до этого СССР) о вступлении во Всемирную торговую организацию ни шатко ни валко продолжались много лет. В самом деле, стать ее полноправным членом престижно и выгодно наконец-то можно выйти из международной изоляции, открыть для отечественных товаров весь необъятный мировой рынок, забыть о дискриминационных законах и поправках... Обычно приводят три главных «за» в пользу вступления в ВТО: возможность резко снизить потери российских экспортеров от антидемпинговых преследований, «вписать» наши предприятия в мировые технологические цепочки, надежно защитить отечественную интеллектуальную собственность. Что ж, доводы более чем весомые. Руководитель делегации России на переговорах, первый замминистра экономразвития Максим Медведков убежден, что Россия может стать членом ВТО уже в 2002 году, и фазу на нее прольется буквально «золотой дождь» - потери российских экспортеров только от антидемпинговых расследований сегодня составляют 2-2,5 млрд. долл. в год. Активнейший сторонник «рывка в ВТО» и глава «Северстали» Алексей Мордашов - руководитель рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по вступлению в ВТО; он считает, что делать это надо незамедлительно. «Вопрос о вступлении России в ВТО может быть решен в течение года, поддерживает его председатель подкомитета Госдумы по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Валерий Драганов. - Это будет очередной серьезный экзамен для нашей страны, по результатам которого можно будет судить о ее способности говорить с мировым экономическим сообществом на принятом здесь языке». Однако все чаще и чаще раздаются и другие голоса, которые призывают нет, не отказаться от вступления вообще, но сначала тщательно взвесить все «за» и «против». Потому что при варианте «ускоренного» вступления в эту влиятельную международную организацию под угрозой могут оказаться цеге отрасли нашей промышленности. Автомобильная, например. - Ускоренное вступление в ВТО бу Потом - определить защитные барьмы «врываемся» в ВТО, все рынки страны останутся добывающие отрасеры, способные стимулировать иношироко распахиваются для российли. Но, во-первых, они, как известно, странных инвесторов вкладывать ского сырья, металла и т. д. (впрочем, подвержены колебаниям (вчера барденьги в России. Отмени их вовсе - ниони и до этого не закрывались), а наш рель нефти стоил 20 долл., а сегодня кто капиталы в Россию не повезет: вырынок, в свою очередь, открывается уже 10) и строить экономическую погоднее продавать готовый товар, сдедля иностранных товаров, в том числитику государства, ориентируясь ланный в более теплых странах ис ле недорогих автомобилей. Хорюшо только на конъюнктуру сырьевого меньшей стоимостью труда. это для потребителя? Да! Только бурынка, по меньшей мере опасно. Во- Конечно же, в государственной дет ли он, потребитель, в состоянии вторых, смогут ли сделать потребипрограмме должны быть определены купить даже недорогую иномарку? тельскую «погоду» в бедной стране не только защитные барьеры, но и Ведь его завод закрылся, не выдержав полмиллиона относительно хорошо конкретные сроки их отмены (скажем, конкуренции, а вместе с ним все осзарабатывающих нефтяников и газо7-10 лет), - считает К. Ремчуков. - Угтальные предприятия, работавшие виков? Словом, ничего хорошего сей роза открытия рынка будет стимулираньше на автопром. Годовой оборот сценарий не обещает. ровать инвесторов идти на радикальих составлял около 300 млрд. руб. в Вариант второй, мягкий: мы вступаное обновление технологий, добиватьгод (а это продукция, услуги, зарплаем в ВТО, имея систему защитных мер ся повышения производительности та работников и т. д.); теперь этих де(например, как в Китае, где правительтруда, улучшать систему управления. нег в стране нет. И не только у тех, кто ство обязалось постепенно сократить Между прочим, не стоит смущаться, работает в автопроме, но ив сфере высокие таможенные пошлины), и в то предлагая защитные меры - мол, прообслуживания, управления и т. д. Соже время принимаем привлекательстите нас, это все от бедности. Когда в кратятся доходы иу тех, кто получает ные для инвесторов законы, стимули80-е годы промышленность США педеньги из госбюджета, потому что он руя тем самым приток капиталов в реживала затяжной экономический резко «похудеет» - налоги от одной наш автопром: начинаем производстспад, их рынок потихоньку стали затолько отрасли (не считая смежниво иномарок, скажем, в Казани, Рязахватывать японцы - они готовы были ков) составляют около 30 млрд. руб. ни и Чите (подобно тому, как было, к экспортировать сюда до 8 млн. автомоСобственно, единственным источнипримеру, в Индии или том же Китае). билей в год. Поначалу (пока кризис, ком реальных поступлений в бюджет Сегодня трудно сказать, к какому только усугубившийся от остановки варианту склоняется наше правительавтомобильной промышленности, не ство: проекты соглашений о вступлеСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ привел к снижению доходов граждан) нии в ВТО держатся в строжайшей Если Россия вступит в ВТО, ю. потребитель, наверное, от этого только тайне. Но есть надежда, что победит выиграл бы - у него появилась возвсе-таки мудрость, а не сиюминутный можность покупать дешевые и качестинтерес... венные машины. Но под давлением P. S. В конце 2001 года в Москве прошли Конгресса правительство США ввело парламентские слушания по проблемам так называемое добровольное ограниавтомобилестроения, где обсудили около е чение экспорта в отношении Японии 15 новых законопроектов, связанных с заATION не более 2,2 млн. автомобилей в год. щитой отечественных производителей. Американцы модернизировали свой Эти предложения предполагается вынеавтопром, а японцы построили в Штасти на обсуждение Госдумы. А уже в февтах несколько автосборочных заводов. рале 2002 года там состоится специальЧто нам мешает обратиться к подобное заседание по вопросам вступления РФ ному сценарию? в ВТО, охватывающим проблемы машиностроительных предприятий: членство в этой организации предполагает низНАПРАВО ПОЙДЕШЬ, кий уровень ввозных пошлин, а интересы качество машин улучшится, НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ... <возрастет а выпуск нашего автопрома, по мнению большинСегодня трудно сказать, как будут заводы не выдержат конкуренции ства депутатов, требуют ровно протиразвиваться события, но возможны Е2 резких изменений не произойдет воположного. 1»1 как минимум два варианта. Первый -SKSSffi