122
123
124
МЫ И АВТОМОБИЛЬ Игорь Твердохлеб из контрольноразрешительного отдела ГИБДД Москвы (в чьи обязанности входит контроль «Я ХОЧУ ТЕБЯ, СОЛОДОВ» за рекламными носителями) так проКто такой Солодов? Я месяц ездил комментировал ситуацию: «Дикий рыпо городу и гадал. Известно было нок. Бардак. Мы не можем контролилишь одно: этого парня кто-то сильно ровать содержание плакатов. Только хочет. Настолько сильно, что не жалко два раза потребовали снять рекламу: денег на рекламу. Вскоре надпись на одна напоминала знак «СТОП», на друуличных плакатах сменилась - «Я жду гой был нарисован инспектор ГИБДД в тебя, Солодов». Похоже, что-то случивиде снеговика с красным носом...» лось... Наш собеседник забыл сказать о Каждый месяц «яйцеголовые» дельбольшущем электронном табло возле цы от рекламы подкидывают нам пиметро «Аэропорт», которое вечером щу для размышлений. «Кто здесь хозяслепит водителей сильным светом. О ин?» - появилось как-то на столичных том, что вся кольцевая дорога обклеепроспектах. Невольно задумаешься: на лозунгом «Не тормози!» и о многом неужели под Лужкова копают? Или подобном. «Что такое Шангри-Ла?» Вот уж не Есть в уличной рекламе много хорознаю... Может, страна такая в Африке шего. Она украшает город, делает сеесть небольшая? рые улицы радостными, нескучными. Впрочем, и не такое бывает. Еду как- Бывает даже эстетичной ис юмором. то в районе Красносельской, а над доЧасто реклама просто полезна - дает рогой нависает гигантских размеров нам нужные адреса и телефоны. Но женская грудь с лозунгом «Удовольствот когда ее слишком много и она вие без конца». Оказалось - реклама слишком назойлива - невольно ощущаешь: это несовместимо с безопасношампанского. Жестоко... Над рекламой работают профессиостью движения, чревато серьезными налы, они лезут из кожи вон, чтобы последствиями. плакат привлекал, манил, соблазнял. Почему же столичная ГИБДД «мыИ будьте уверены, их работа «броситшей не ловит»? Ведь если открыть ся» вам в глаза. Однако водителю нуж«Временные требования к размещено совсем другое - как можно меньше нию рекламы на автомобильных дороотвлекаться от дороги. гах...» (принятые МВД еще в 1995 гоЧтобы оградить наше внимание от ду), то не 20 процентов, а больше полоопасного вмешательства, в Думе еще вины всей рекламы на законных осносемь лет назад приняли закон «О реклаваниях можно в Москве убрать. ме». В нем сказано: «...реклама не В чем же дело? Просто столичные должна иметь сходства с дорожными власти федеральных требований не знаками и указателями, ухудшать их випризнают (наш собеседник из ГИБДД димость, а также снижать безопасность Москвы о них даже не слышал!). движения». Следить за придорожными Слишком уж жестоки «федералы». Защитами (и давать разрешение на их успретили, например, ставить рекламу тановку) тот же закон обязал ГИБДД. на мостах, ближе 150 метров от остановок общественного транспорта. Установили, что расстояние между соЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, седними рекламными информациями НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ... Не так давно московские власти редолжно быть не меньше 150 метров... шили снять 20 процентов уличной ре1/20 кламы в городе. На Ленинградском ГОСТ ОБРЕЧЕН? проспекте на 1 километр дороги приФормально реклама никому не меходится в среднем... 90 плакатов! шает: не хочешь - не смотри. Развивай 12ТЕКСТ / ДМИТРИИ ЛЕОНТЬЕВ «ОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ МЫ И АВТОМОБИЛЬсилу воли и «мощь» внимания. К тому же аварийной статистики, хулящей рекламные носители, не замечено. (Еще бы! Где найдете такого водителя, кто свидетельствует против себя: «Простите, виноват - засмотрелся... задумался...».) Да и городу нужны деньги. Вот недавно появился щит с надписью: «Для больших и маленьких дел». Оказалось - рекламный лозунг магазина сантехнических изделий. «Куда ушла жена?» - спрашивал троллейбус своим правым боком. «Где взять деньги?» - рубил по живому плакат на тро«Правила размещения средств наружной рекламы...». Правда, документ обречен еще до своего «рождения». Москва не наделена правом принимать свои правила. Это исключительная компетенция федеральной власти. Пока правительство Москвы тратит деньги налогоплательщиков на беспоСветофоры и знаки постепенно сливаются с окружающей их рекламой. Если быть предельно внимательным, от ваших глаз не ускользнут ни красный сигнал, н желтого цвета знак. Н вио движении время на разглядывание придорожной действительности резко сокращается.I шОрганизацию движения контролир «ет- бизнесУ\ 1 ? л ,',\ \ ''ми^к\Vv 4 vY\туаре. А что будет, если московское «по-маленькому» превратится во всероссийское «по-большому»? Погнавшись за большими деньгами, Москва позволила рекламщикам заполонить улицы своими творениями без всякой меры. А теперь сама начинает с ними борьбу. В недрах московского правительства даже готовят новыелезное нормотворчество, Госстандарт РФ и РосДорНИИ готовят общероссийский ГОСТ по наружной уличной рекламе. Именно он должен определять основные параметры размещения плакатов, растяжек и щитов. Скорее всего, ГОСТ появится в середине года. Но не ждет ли его судьба закона «О рекламе»? 1»1Закон РФ «О рекламе» гласит: нормативные акты, связанные с регулированием рынка рекламы, находятся в компетенции федеральной власти. Несмотря на это, 18 мая 1999 года было принято столичное постановление «Об утверждении Правил размещения средств наружной рекламы и инфраструктуры в городе Москве» № 442-ПП. Установив свои требования к рекламе, Москва откровенно превысила полномочия. Следить за соблюдением законности в нашей стране должна прокуратура. Именно в ее обязанности входит обращаться в суд с требованием прекратить применение нормативных актов, принятых с нарушением законодательства. Перед выходом статьи мы подготовили заявление в прокуратуру. Надеемся на полноценную проверку столичных «фокусов». Ну, а пока водители, попавшие в ДТП в результате ослепления яркой рекламой (или из-за того, что не заметили знак, светофор, закрытые придорожным щитом), могут смело предъявить претензии к ГИБДД Москвы, которая дала «добро» на размещение подобного «искусства».I