56
57
I ТЕХНИКА /ДИНАСТИЯВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТРУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ФИАТтекст / МАКСИМ САЧКОВПреемственность поколений и совершенствование конструкции в этот раз покажем на примере «ФИАТ-Пунто», который в 1993 году сменил морально устаревший «Уно». Менее чем за десятилетие молодой итальянец успел обновить кузов, перепробовать разные моторы, примерить несколько вариантов коробок. Но разговор сегодня пойдет о рулевом управлении - изменения тут произошли если уж не глобальные, то, по крайней мере, довольно любопытные. ЗА ШТУРВАЛОМ С 1993 года на конвейере устанавливали трехспицевые рули, которые органично вписывались в интерьер салона и удобно лежали в руках. На заказ предлагали баранку с подушкой безопасности; она отличалась пухлой ступицей и надписью. Обновляя в 1999 году верхний гардероб для «Пунто И», итальянцы освежили также интерьер салона. Волшебная палочка дизайнеров коснулась и рулевого колеса, сделав его посовременнее. Кстати, с этого момента все баранки стали одинаковыми, независимо от того, уложена ли внутрь подушка. Каркас (опять же в угоду безопасности) выполнен из более легкого, но в то же время прочного магниевого сплава. А рулевая колонка спроектирована и расположена так, что неприятные вибрации от двигателя и дороги почти не передаются на штурвал. ДВИЖУЩАЯ СИЛА До сих пор на многих «пунто» водитель поворачивает колеса без помощников. Некоторые автомобили первого поколения оснащали гидроусилителями, а для «Пунто II» появился выбор между электроусилителем и доставшейся от предшественника гидравликой. Впрочем, в Россию автомобили с «Дьюэл-драйв» (так итальянцы окрестили электронную систему) пока официально не поставляют. Как бы то ни было, будущее за электроусилителем. По крайней мере, этокасается моделей младших классов, к которым относится и «Пунто». Насос, все время поддерживающий давление в гидроусилителе, отбирает у двигателя 5-7% мощности, а электроусилитель включается в работу, только когда нужно повернуть колеса. Экономия топлива около 3% - это равносильно лишним 50 кг на борту. Другой важный момент - настройка усилителя. Найти правильные нелинейные характеристики для гидравлического устройства весьма сложно, куда проще «играть» электронными калибровками. Не требуются хитроумные и крупногабаритные системы незначительные изменения в программе обеспечат на любой скорости нужное усилие на руле и четкие реакции на команды водителя. «Дьюэл-драйв» позволяет водителю выбрать удобный режим: мощный го- родской - для частых парковок и загородный, более чувствительный. При быстром движении по трассе легкий и нечеткий руль может навредить. Поэтому блок управления вовсе отключает электрическую поддержку, когда автомобиль достигает скорости 70 км/ч. Необслуживаемый электроусилитель, в отличие от гидравлического коллеги, не вынуждает хозяина проводить лишнее время на СТО. И еще одно немаловажное достоинство - простота рециклинга. Гидравлика подлежит переработке на 85%, а при утилизации системы «Дьюэл-драйв» вторую жизнь обретают 95% компонентов. Устройство нового электроприбора не сложнее рейки с гидроусилителем. Рулевой вал разрезан на две части, которые соединены чувствительным элементом - торсионом. При повороте он закручивается, тем самым подавая сигнал блоку управления. В зависимости от угла поворота руля и скорости автомобиля электромотор подкручивает выходной вал, снижая усилие. Работает электромотор и на обратном ходе он помогает возвращать колеса и руль в начальное положение. Торсион при поворотах всегда остается немного скрученным, иначе руль станет совсем легким и водитель не будет чувствовать дорогу. Электроусилитель сам следит за своим техническим состоянием. При поломке он сообщает компьютеру код неисправности и переходит в аварийный режим (попросту отключается).Схема рулевого управления модели «ФИАТ-Пунто» с электроусилителем 1 - рулевой механизм; 2 - выходной вал; 3 3 - входной вал; 4 - электроусилитель.ях руль вращается легко - это облегчает парковку и развороты в тесных дворах. Однако за ЗУБ ЗА ЗУБ такую помощь приходится расплачиСовременные «пунто» в простой ваться лишними поворотами штурвакомплектации довольствуются реечла. Когда колеса стоят прямо, к рулю ным рулевым механизмом без усилинеобходимо прикладывать большее теля, но с переменным передаточным усилие, зато управление становится отношением. В отличие от прежней более чувствительным. конструкции, зубья на рейке нарезаны Очевидно, автомобилям с электрос разным шагом. В крайних положени- усилителем не нужны рулевые механизмы с переменным шагом. Умный прибор обеспечит нужное усилие на руле и четкую обратную связь. Поэтому «непостоянную» рейку заменил обычный механизм. * * * Как правило, разрыв между поколениями составляет у зарубежных моделей 5-7 лет. «Пунто» подтверждает это собственным примером. Видимо, через два-три года в этом классе появится новый ФИАТ. Интересно, какой путь развития выберут преемники, в какую сторону повернут. В любом случае без нового рулевого управления им не обойтись. Кстати, у ФИАТа уже есть принципиально иные системы, где руль связан с колесами только проУстройство электроусилителя руля: 1 - трехфазный синхронный электводами, и они уже испытаны на авторомотор; 2 - ротор; 3 - обмотки статора; 4 - датчики положения ротора; 5 мобилях (ЗР, 2001, № 4). Когда-нибудь - шестерня; 6 - рулевой вал; 7 - эвольвентный червяк. мы сравним их серийные образцы с тем же электроусилителем. 1»1Усилие на руле возрастает - но довести 900-килограммовый «Пунто» до сервисной станции сможет даже миниатюрная барышня.