104
105
I РЫНОК IБЕЗОГОВОРОЧНОЙ ПОБЕДЫ «СИНТЕТИКИ» НЕ ПОЛУЧИЛОСЬТЕКСТ / А ЛЕКСАНДР БУДКИН/ЭКСПЕРТИЗАгарантированного (!) холодного пуска для масел 5W40 - минус 22-24°С, для с 0W40 - минус 24-29 С. Хотя слово «гарантированный» не означает, что вам удастся пустить машину, в которой нет бензина или выкручены свечи. Теперь коротко о сегодняшних претендентах. В который раз великолепно отрабатывает «Шелл» - рекордные показатели фазу по нескольким номинациям. На очень высоком уровне «Мобил» и «Кастрол». Заслуживают похвалы «Лукойл» и ТНК. Хотя первый многие компоненты закупает за границей, а второй вообще лишь расфасовывает продукт, поставляемый партнером («Тексако»), получается неплохо и, что для многих потребителей важно, недорого. Если внимательно пройтись по таблице, заметим, что лучшие результаты показывают фирмы, осуществляющие полный цикл производства масел, начиная с добычи нефти. Тому есть объяснение: сложный технологический процесс требует контроля на всех стадиях. НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА В очередной раз, правда, теперь уже с вескими доводами в руках, журнал пишет, что ничего фантастического и нерукотворного в синтетических маслах нет. Да, они хорошие, а подчас и очень хорошие, но кроме неоспоримых преимуществ имеют и недостатки, пусть даже малозаметные. Наверное, существенное снижение вязкости при низких температурах и высокая стойкость основы перевесят небольшое ухудшение стойкости присадок и чуть болыггую химическую активность (до уровня групп SC—SH). Но вот окажется ли приемлемой возросшая цена? На этот вопрос каждый ответит для себя сам. Теперь-то уж информации для этого достаточно. Кстати, пока проходил наш масляный марафон, успела появиться следующая группа масел - SL. А значит, когда-нибудь мы доберемся и до нее. 1»1орога к Олимпу во все времена была долгой. Вот и наш рассказ о маслах длился почти полтора года. В ЗР, 2000, № 9 мы проверили моторные масла группы SF, затем в ЗР, 2001, № 1,4, 7 рассказали о представителях групп SG, SH и SJ и, наконец в ЗР, 2001, № 10 подвели итоги длинного марафона. Правда, пару козырных карт мы себе оставили - решили наиболее именитых выпустить на старт отдельно. И вот их черед настал. «Синтетика» сдала суровый экзамен экспертам, и нам ничего не остается, как приступить к «разбору полетов».Ддля недорогой «минералки» нормой можно считать маркировку 15W40, а для более дорогой - 10W40, то «синтетика» покрывает диапазон 0W40 или 5W50, вплоть до 0W5O. Еще достоинства «синтетики»? Пожалуйста. Синтетические компоненты обладают большей стойкостью к окислению. Есть и недостатки. В теории чуть большая химическая активность, заставляющая вводить больше присадок. А на практике... ХОЛОДНЫЙ ДУШ Первый взгляд в таблицу с результатами слегка удивляет. В одних столбцах неожиданно хорошо, в других... Судите сами. Оптическая плотность наиболее общий показатель качества масла - на уровне 0,1-0,2 (меньше лучше), а у «полусинтетики» той же группы SJ (см. ЗР, 2001, № 7) было 0,17-0,32. Выходит, синтетическая основа после испытаний чувствует себя примерно так же, как «полусинтетическая» до них. А вот присадки... Если у «полусинтетики» щелочной запас за время испытаний снижался с 9,0-10,0 до 7,5-8,5, то у «синтетики» - с 10,0-11,0 до 3,5-6,0. Падение, согласитесь, более стремительное. Вторят этому и другие показатели. Так, если для «полусинтетики» нейтрализация искусственного загрязнителя была 0,25-0,40 (меньше - лучше) с отдельными выпадами до 0,8, то у «синтетики» дела хуже - 0,55-0,75. «Там» нормальной была коррозионная активность 5-8 г, а «здесь» - 7-10 г. Конечно, все эти результаты лежат между хорошо и очень хорошо, но выявленная закономерность еще раз напоминает: нет ничего практичнее хорошей теории. Большая химическая активность требует вводить больше присадок, и они чуть быстрее срабатываются. Основа же, как и предполагалось, выше всяких похвал. В полном соответствии с ожиданиями порадовала оценка пусковых свойств. Расчетная температураНЕОЖИДАННОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? Прежде чем обсуждать результаты испытаний, не грех вспомнить об известных из теории отличительных особенностях синтетических компонентов. Один из недостатков «минералки», подтолкнувший к выпуску синтетических масел, - неспособность нефтяной основы работать в широком диапазоне температур. Если подобрать продукт с необходимой вязкостью при рабочей температуре (условно принимается равной 100°С), оно будет слишком густым зимой. Если, наоборот, брать «жидкую» базу, для обеспечения «горячей» вязкости потребуется загуститель. Выбирают последнее, но даже при этом температурный диапазон оказывается далек от запросов требовательных автомобилистов. Радикальный способ решения проблемы - синтетическая основа вместо нефтяной (разговор о гидрокрекинге и прочих современных технологиях улучшения нефтяной основы оставим на будущее). Одно из ее главных достоинств больший индекс вязкости, проще говоря, не столь резкое ее изменение в зависимости от температуры. Благодаря этому у синтетических масел куда более широкий рабочий диапазон. Если ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛ№ п/п ОбразецЩелочное Зольность, Оптическая % число*, плотность, мгКОН/г (меньшеотн. ед. (меныие-лучше) (больше-лучше) лучше) Коррозия металла, г (иеньшелучше) Изменение Нейтрализация вязкости, искусственного %** загрязнителя, отн.ед. (меньше-лучше) (меньше-лучше) 1 5 ТЫС. КМ Расчетная температура холодного пуска, °СShell Helix vJ!ДоПосле15 тыс. км 15 тыс. кмп1Ultra Цена 1100 руб. 11,8 Mobil 1 До6,8 После1,160,101,8-26,9 15 тыс. км0,50-2915 тыс. км 15 тыс. км«Ы1»Цена 1300 руб. 9,55,2 После0,960,1812,0-32,6 15 тыс. км0,60-27•A'VCastrol RSДо15 тыс. км 15 тыс. км]' Цена 1300 руб. 11,25,4 После1,350,137,0-49,5 15 тыс. км0,60-27Д Н , TeboilDiamond PlusДо15 тыс. км 15 тыс. км1 1Цена 1000 руб. 9,8 «Лукойл До3,4 После1,150,1810,3-50,1 15 тыс. км0,50-2715 тыс. км 15 тыс. км1Синтетик»*** Цена 700 руб. «ТНК Ультра» Цена 600 руб. Statoil Laser Way*** 8,6 До 3,9 После 0,96 0,15 6,0 -31,5 15 тыс. км 0,83 10,3 До 4,5 После 1,24 0,17 4,3 -33,3 15 тыс. км 0,76-2415 тыс. км 15 тыс. км]В%ГшШ--2715 тыс. км 15 тыс. км1Цена 1000 руб. 10,0 Liqui Moly Synthoil Hightech*** Цена 1200 руб. 10,0 Shevron Delo-400*** Цена 1100 руб. 12,0 До До3,4 После1,110,177,1-28,2 15 тыс. км0,70-2415 тыс. км 15 тыс. км]4,5 После1,040,207,1-23,1 15 тыс. км0,53-2215 тыс. км 15 тыс. км3,6 После1,300,2110,0-40,0 15 тыс. км0,60-22п9Motul Ester 8100До15 тыс. км 15 тыс. кмЦена 1700 руб. 8,53,90,880,2116,0-43,30,66-27*" 'Класс вязкости 5W40, остальные - 0W4 ения. "Знак минус - снижение вязкости, плюс - увеличение 'Данные до и после окисл> .