171
рует, шина разрушается все быстрее, и это может закончиться взрывом на ходу! (Как правило, измотанный тряской автолюбитель выбрасывает шину гораздо раньше.) ФАКТОРЫ РИСКА Многие и не подозревают, что металлокордную шину часто губит одинединственный прокол, если в отверстие попадет грязная, соленая вода. Как правило, такое бывает у тех, кто предпочитает колеса с камерами. Привыкли действовать так: заклеить камеру ио покрышке не думать - ну что ей сделается! Кстати, даже текстильный корд может по-своему «гнить». А металлический - тем более. Нередко уже через год о проволочках возле места прокола напоминает только ржавчина. («Вскрыв» такую шину и аккуратно срезав протектор до корда, в этом легко убедиться.) Брекер, который лишился части корда, искривится обязательно причины мы уже назвали. Мораль простая: любой прокол шины желательно герметизировать, хотя, конечно, это лишние хлопоты. Еще один фактор риска - давление воздуха. Следить за ним - в интересах хозяина. Пониженное (чаще всего колеса приспущены у лодыря!) не только увеличивает расход топлива, снижает скорость и т.п., но и ускоряет износ шин, в частности, корда каркаса и брекера, который в смятой шине (рис. 3) дополнительно «заламывается» и сильнее страдает от усталости. Крометого,при работе недокачанной шины выделяется гораздо больше тепла - на ее деформацию (и на внутреннее трение между слоями резины) тратится дополнительная энергия. Шина интенсивно нагревается, а когда температура внутри, между слоями «зашкалит» за 120°С и поползет дальше, необратимых поврежденийне избежать. Прочность корда, особенно текстильного, резко снижается, разрушаются связи, шина расслаивается. Следующий враг металлокордного брекера - сильный удар, сконцентрированный на малой площади. Если на полном ходу наехать на острый камень, плюсы металлокорда становятся минусами: высокий модуль упругости стали не позволяет проволочкам на мгновение чуть-чуть растянуться, сгладить удар. А ослабленные коррозией или износом, они могут попросту лопнуть. Кстати, о каком износе идет речь? Из «убитой» шины, с торчащими из-под протектора проволочками, выньте пассатижами одну. И приглядитесь. На тонкий «буравчик» похожа! Изношена трением о соседние. Посчитаем, сколько оборотов делает «жигулевское» колесо на километре пути? Около 600. А за 10 тысяч?.. Счет пошел на миллионы? Вот сколько раз, как минимум, проволочка сдвигалась, терлась о соседние! О неровностях дороги, увеличивающих этот счет, и не говорим... Значит, как и автомобиль в целом, «пожилая» шина слабее новой и нуждается в более бережном отношении. То, что новой нипочем, двухгодовалую - даже с хорошим, вроде бы, протектором запросто доконает. И о скрытой коррозии не стоит забывать: некоторые повреждения шины - в виде глубоких порезов - оголяют корд, но владелец о них и не знает, так как сквозной дырки нет. Одним словом, тому, кто не избалован лишними деньгами, стоит внимательно относиться к сюрпризам наших дорог. Выехал на разбитое покрытие фазу сбавь скорость. Увидел россыпь бутылочных осколков - постарайся не наехать. А наехал - проверь шины: целы ли, не торчат ли из протектора куски стекла? Вовремя удалить их - это порой спасти шину. 1»1Рис. 3. При качении приспущенной шины увеличивается деформация и риск усталостных повреждений корда.ТЕКСТ / ПЕТР ТОРИЧНЫЙАптечка в автомобиле - вещь, бесспорно, необходимая, что и закреплено в Правилах. Только, оказывается, этот ящичек с медикаментами может таить в себе и опасность. Дело было давно. Работал яв совхозе водителем «Урала». Как-то наша добровольная пожарная дружина (они в те годы были, наверное, в каждой организации) вернулась с соревнований по профилю. Только было сели отметить победу, как с криками «Горим, пожар!» вбегает в раздевалку сторож. Праздник, естественно, пришлось отложить ив полном составе ринуться в ремонтный бокс. Из кабины «Урала», который уже несколько дней стоял на ремонте, валил густой черный дым. Ликвидация очага возгорания заняла несколько минут, но что было тому причиной, еще несколько дней оставалось для нас тайной. Сварочных работ не проводили, аккумулятор уже несколько дней как сдан на зарядку, никто в боксе не курит и огня не разводит. Чудо, что ли? Но обугленные сиденья и обшивка кабины свидетельствовали: внутри что-то загорелось. И этим что-то, судя по всему, была валявшаяся на полюсе автомобильная аптечка - она сгорела почти дотла. Восстановить картину происшествия помог мой приятель, химик-взрывотехник. В тот вечер, по окончании работы, я, как обычно, отмыл руки в ведре с бензином, а чтобы кожа не трескалась, смазал их глицерином. Флакончик положил в аптечку и бросил ее через опущенное стекло в кабину. Думал, на сиденье, да, видимо, ошибся - аптечка упала на лежащие на полике ключи. И вот что значит - не везет! От удара о железки пузырек с глицерином разбился, но разбилась еще и пробирочка с марганцовкой. А дальше все как в учебнике химии. Глицерин, попав на марганцовку, загорелся, поджег бинты и вату, те в свою очередь - дерматиновый футляр аптечки и далее по сценарию. Позже, чтобы убедиться в верности нашего «диагноза», полил марганцовку глицерином. Все сошлось - наука не 31Ш врет. Смешавшись, эти два вещества 171 вполне могут вызвать пожар.