30
31
32
33
*г+<*, V4*4TWf -Ш'>5^•4*3602\ ^/КРЭШ ТЕСТ«ПЯТЕРКА >В КУБЕВПЕРВЫЕ: ДВА ВАЗ-21053 РАЗНОГО ВОЗРАСТА В ОДНОЙ АВАРИИТ КТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ ЕС ФТ / АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ, ОО ГЕОРГИЙ САДКОВЗта война мирного времени - самая страшная. Конца ей не видно, а число жертв огромно. Ежегодно в автокатастрофах погибают десятки и получают ранения сотни тысяч россиян! Жуткие цифры. Оказывается, что каждый водитель или пассажир - солдат дороги, а любой автомобиль - оружие и доспехи одновременно. Последние должны хоть как-то защищать... Предмет нашего интереса - «классика» Волжского автозавода. ВАЗ-21053 машина широко распространенная и, пожалуй, самая доступная. К тому же, наряду с ближайшими родственницами - «четверкой» и «семеркой», представительница самого многочисленного вазовского семейства. Для начала устроим крэш-тест новенькой из автосалона - посмотрим, соответствует ли произвольно выбранный экземпляр заявленным показателям. А напоследок стукнем о куб «старушку» той же модели. Часто менять личный транспорт удается далеко не всем. Вот и узнаем, как груз прожитых лет отражается на прочности и защитных свойствах машины. ПРАВИЛА ЖИЗНИ Способность автомобиля спасать людей регламентирована определенными требованиями, соответствие которым проверяют в ходе испытаний на пассивную безопасность, или проще - крэш-тестов. Ни одна модель не получит «добро» на производство в обход этой неприятной процедуры. Причем самое ответственное испытание - фронтальный удар, имитирующий лобовое столкновение. Думаю, каждому автомобилисту нелишне знать, какие шансы уцелеть оставляет ему отечественная машина при подобной аварии. Но прежде чем крушить металл, давайте определим, как бить. Ломать не строить: шмякнуть автомобиль о куб или, по-научному, о железобетонный блок массой 100 т - делов целом не хитрое. Особенно эффектен кософронтальный удар на большой скорости по современным зарубежным методикам. Одна беда - «народные» российские автомобили, кузова которых спроектированы 20-30 лет назад, столь изощренных издевательств не выдержат. Итог, увы, известен заранее - полное фиаско. А потребитель будет еще больше напуган и усвоит твердо: все наше - барахло. Вот тут - короткое отступление. К сожалению, цена человеческой жизни в нашей стране много ниже, чем на Западе. И все, что связано с автомобилями и дорожным движением - не исключение. Так вот, безопасную по зарубежным меркам машину сделать, в принципе, можно; правда, стоить она будет дорого - большинству не по карману. Поэтому отечественные заводы вынуждены предлагать массам компромисс изделия, отвечающие не слишком жестким нормам безопасности, зато за доступную цену. Сейчас в России действуют Правила ЕЭК ООН № 12-03 и № 33.III 111bidJFl-Hil^vJ» ^mi\_V " ^ ^ V ^ V" V .11bt+.+ * *-».> e :t >_^^"I4 - -- •iiS kЛ ^ > ik v• 1 Eft^s^^s liHMUIIIIU Hi.Si\;l llilllllllllllill|•1 l• 1л 'IW• 1<\Ъперед редакцией наконец-то появилась та самая «старушка»: 1994 года рождения, пробег - 77 тыс. км, из первых рук, на ходу, все работает. Антикор хотя бы один раз делали, но несколько зим вне гаража не прошли бесследно. Состояние кузова можно оценить на «четыре с минусом». Краска сохранилась хорошо, а вот металл неидеально. Кое-где снаружи очаги ржавчины - косвенный признак коррозии, развивающейся ив скрытых полостях. А значит, силовые ПОМНЮ, элементы несущего кузова уже ослабЯ ЕЩЕ МОЛОДУШКОЙ БЫЛА Приобрести новый автомобиль нынлены процессом «гниения». Подробноче не проблема - были бы деньги. А вот сти видны на снимках. Добавлю лишь, найти нужного нам ветерана оказалось что эта «пятерка» как нельзя лучше очень не просто. Выяснилось, что до нас подходит на роль среднестатистическопассивную безопасность «отцов» и «дего автомобиля, бывшего в руках у ботей» еще никто официально не сравнилее-менее рачительного хозяина. К тавал. Отсюда - повышенное внимание кому же мнению пришли и специалиспециалистов и ряд жестких требовасты, придирчиво изучавшие машину. ний к образцу, побывавшему в эксплуатации. Коли создаем прецедент - нужУТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ но быть предельно корректными. ОтВыполнены предварительные замекровенные «лохматки» и «гнилушки», ры, на кузовах автомобилей нанесены равно как и великолепно сохранившиеспециальные метки, включены софися «музейные» экспонаты, забраковали ты, фото и видеоаппаратура готова рефазу. Для сравнения требовался некрагистрировать события. «Пятеркам» шеный, небитый, без следов сварочных уготовлена верная смерть - после лоработ аппарат восьмилетнего возраста бового столкновения восстановить их (объявленный заводом срок службы) с невозможно. Да, да, скорость чуть пробегом от 70 до ПО тыс. км, желательменьше 50 км/ч, а целых деталей почно с честной родословной. Пожилой ВАЗ-21053 на первый взгляд перенес На поиски ушло две недели. И вот удар лучше.Они нормируют перемещение рулевого колеса внутрь салона и сохранение жизненного пространства на месте водителя и пассажира при прямом фронтальном столкновении с бетонным кубом на скорости 483 км/ч. (Некруглая цифра - не что иное, как 30 миль в час, принятые некогда в США, а затем ив Европе). Им должны соответствовать все выпускаемые в России легковые автомобили - значит, по ним корректно проверять пассивную безопасность.Новый ВАЗ-21053. Аппаратура зафиксировала полет ветрового стекла.•••llV'ЙГ1L^ > -\ - к v к" »» 4 444I;>А_к. т» ч чч ^ч!>-* _к^ч»чь _кчкч чкi—ив.а| 0% •и)ный автомобиль с включенными фарами и аварийкой отправляется своим ти не остается. Даже задний мост сги-_ ходом в последний путь... Творение бается, получив через кардан удар от рук человеческих, откровенно говоря, сместившегося силового агрегата. жалко - через несколько минут машиОписывать сам крэш-тест нет смыс- на ударится о бетон. На душе скребут I ла - фотографии сделают это куда накошки, хочется сказать «прости и прогляднее. Да и не хочется - вот исправ- щай». Но это было бы кощунством «Старушка» сохранилась неплохо, но в наиболее уязвимых местах кузов уже тронут коррозией.21053: пусть изношено оборудование, пусть хромает качество - все равно новая машина обойдет «подгнившую» старую. Полностью не угадали ни те, ни другие. Но не зря упомянуто лишь о формальном выполнении правил. Стоит копнуть глубже, как появится много пищи для пытливого ума.ВАЗ-21053 1994 года: ветровое стекло осталось в проеме; спинка заднего сиденья оторвалась; двери удар выдержали; передние сиденья сместились по салазкам.!00212сегодня именно ты тот судья, что вынес «пятеркам» приговор. Впрочем, хватит о грустном. Лучше поговорим о результатах. Нормативы и данные испытаний сведены в таблицу. Формально обе «пятерки» выполнили действующие требования безопасности (старая с оговорками, но о них позже). То есть руль въехал в салон не слишком глубоко, жизненное пространство водителя и пассажира сохранено. Кроме того, у обеих машин «травмоопасные элементы, расположенные на поверхности рулевого управления по направлению к водителю» и «детали, за которые могут зацепиться одежда или украшения», отсутствуют, а также «сохранилась возможность эвакуации после столкновения». Вроде бы есть повод для радости - наши «пятерки», и новая, и старая (!), хоть чему-то соответствуют, хоть как-то спасают. Мы, грешным делом, перед тестом были настроены не столь оптимистично. Одни пророчили победу «старушке» - мол, раньше машины делали тщательнее. Другие отдавали предпочтение новому ВАЗ-ВАЗ-21053 2001 года: ветровое стекло вылетело из проема; задний мост деформирован; лопнула правая передняя дверь; жизненное пространство водителя и пассажира сохранена ВАЗ-21053 новый.Доудара После удараВАЗ-21053 старый.Схема деформации: лонжерон «старушки» пострадал сильнее, но на безопасность это не повлияло. СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ?ИtНачнем с «пятерки» новой. Именно она продемонстрировала несовершенство действующих у нас нормативов. Ветровое стекло при ударе вылетело из проема. Это, мягко говоря, нехорошо, ведь оно тоже элемент безопасности. Т* • Вдаваться в подробности, как и от чего оно защищает, не будем, отметим лишь - правила американских крэш-тестов регламентируют положение стекла (75% должно оставаться в проеме), а наши - нет. Второе замечание - правая, передняя дверь лопнула по шву. Тоже не здорово: удар распределился по кузову неоптимально, результат - огромная складка на крыше и самый низкий „ "показатель по жизненному простран№ лкУству со стороны пассажира. Хотя повтог рюсь - в норматив все же уложились. •Г Сравним со «старушкой». Она-то, \У Доказывается, чуть не выиграла у ново,уЖто автомобиля! Несмотря на то, что л подгнившие лонжероны деформировались сильнее (см. схему), кузов отработал великолепно - большинство показателей в таблице лучше, чем у свежей машины. Мало того, ветровое стекло осталось в проеме. Уцелели и двери. Выходит, более качественная сборка компенсировала возрастную усталость. Что же помешало победить? Читаем заключение специалистов: «...удовлетворяет требованиям Правила № 12-03 и не соответствует Правилу № 33 ЕЭК ООН в результате смещения передних сидений по салазкам в процессе столкновения». Досадный срыв из-за пустяка: кузов пожилого автомобиля обеспечил сохранение жизненного пространства, а хлипкий механизм продольной регулировки подвел. Ох уж эти вазовские кресла! Вечно с ними проблемы. Зато появился повод для очередного теста сидений.Й?Вот они, недостатки действующих правил: ослабшие гребенки сидений «перевесили» выскочившее стекло и лопнувшую дверь! Здравый смысл противится такому распределению мест. Он готов предложить ничью или вовсе - поменять табель о рангах. Но главное - подсказывает, что ни в том, ни в другом автомобиле в серьезную аварию лучше не попадать. Устаревающим нормативам они, конечно, соответствуют - пассажиры вроде бы должны остаться в живых. Но обстановка на дорогах быстро меняется: плотность потоков и их скорость растет. Значит, то, что с грехом пополам защищает сегодня, завтра не пролезет ни в какие ворота. А если учесть далеко не идеальное качество сборки наших «народных» автомобилей, то картина получится отнюдь не безоблачная. А теперь - выводы. Новый экземпляр действующие правила безопасности выполнил. В наших силах сохранить эти свойства. Регулярное обслуживание, антикоры, полироли, пластиковые подкрылки пригодятся не только при продаже. Рачительный хозяин, поддерживая автомобиль исправным, в конечном итоге заботится ио собственной безопасности. Надеюсь, наша «старушка» продемонстрировала это убедительно. Но давайте заглянем в ближайшее будущее. В октябре 2002 года в России начнут действовать новые правила пассивной безопасности. Смогут ли наши заводы втиснуть модели 20-летней давности в жесткие современные нормативы? Убежден: без послаблений, скидок, льгот это не получится. В противном случае возрастет цена и прощай «народность». Выходит у тех, кому небезразлична собственная жизнь, лишь один путь - копить на дорогой современный автомобиль. 1»11важную г учитываю наряду с ™ другими параметрами 21 % не придаю значенияРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ПРИ ФРОНТАЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИВАЗНМНКМ ВЗА Прмии 21053 21053 №12-03, 2001 ГА1994 ГА ЯВИ ОН О Скорость автомобиля в момент 48,3столкновения, км/ч 53,1 Масса автомобиля, кг (не более ТУ+10%) 9951094 48,7 996 49 1004Горизонтальное динамическое не более перемещение руля, приведен- 127 ное к скорости 48,3 км/ч. мм Остаточное горизонтальное перемещение руля, мм не более 12770 4060 25Вертикальное динамическое не более перемещение руля, приведенное 127 к скорости 48.3 км/ч, мм Остаточное вертикальное перемещение руля, мм Расстояние от точки Н , до панели приборов, мм "место водителя место пассажира Ширина пространства для ног, мм место водителя место пассажира Расстояние от точки Н до передней части салона на уровне "Von" 6 эи педали тормоза, мм место водителя место пассажира не менее 250 не более 127 не менее 45068 4080 45)14-Уь«50 460660 595570 540570 540980 760950 890После удара машина может переме щаться только так.r**-«-JL \ ..—щ 1J^^кЩЬА1 % r lAj ^ L - ' S£•-'' ,•**ifTr •,v*ire utfb _=±=-= ^Г "ЧР1 И ^—.—-1Ц1Ш1 ••ииГ г • • в.-*^ й й • .-9' ; « & *W *ш*~-Щ.\Итак, если строго следовать букве закона, то новый ВАЗ-21053 выиграл. # JU*»<±f fiuZШв^я••••11 'Н НМР . »*1 • 1 • i з:3/21•> 1А-ГЬ^. 'осе.fftc/>(< :~г>