90
91
92
I ЭКОНОМИКА |ВЫХОД ЭНЕРГИИТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ/ОБОЗРЕНИЕНАША АККУМУЛЯТОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕНПридешь в магазин, аккумуляторов - глаза разбегаются! Каких только названий, каких только фирм нет. И кажется, что рынок этот богат и разнообразен, работают на нем бок о бок сотни производителей и места хватает всем. А на самом-то деле... Глобализация, охватившая автомобильную промышленность, по сравнению с тем, что творится в производстве источников тока-тьфу! Десять лет назад только в Европе было представлено 165 фирм-производителей аккумуляторов, а сегодня (пока!) 90% мирового рынка в руках семи крупных компаний. Причем почти треть всех автомобильных батарей выпускает «Эксайд», владеющая пятнадцатью брэндами (включая широко известные у нас «Чемпион», «Тудор»). И процесс слияния продолжается: совсем недавно главный конкурент «Эксайда» американская «Джонсон контролз» приобрела «Хоппеке». Мало того, на продажу выставлены «Хокер» (8% мирового рынка) и знаменитая «Варга», которая выступает под разными брэндами (в том числе и «Бош») и владеет 10% мирового рынка! Похоже, если дело будет двигаться такими темпами, скоро на планете останутся два-три аккумуляторных супергиганта, которые поделят между собой все производство батарей. А что же происходит у нас? ТРИ КИТА В чем-то (ну совсем немножко!) мы походим на Запад. Производство автомобильных аккумуляторов России сосредоточено, главным образом, в руках трех крупных предприятий. Две трети батарей, произведенных в стране, приходится на долю Тюменского, Подольского и Курского аккумуляторных заводов. Каждый автомобилист со стажем расскажет об этих батареях, вспомнив стародавние времена и то, как подольский (тюменский или курский) аккумулятор «прослужил на машине его деда, дай бог памяти, пятнадцать годов». Да, заводы эти построены давно, Подольский существует с 1935 года (для сравнения,«Эксайд» - с 1888-го!), а самый молодой, Тюменский - с 1942-го. Отсюда их положение на рынке и проблемы. У подмосковного ггредприятия самое старое оборудование, непросто с кадрами (столица рядом!). Вот и работает завод в половину мощности. Между тем в последнее время полным ходом идет модернизация производства: смонтировали мельницы «Бартон», осваивают новые линии пастоприготовления, намазки и сушки, построили современную камеру выдержки, внедряют автоматизированные сборочные линии. И аккумуляторы уже выпускают вполне современные: необслуживаемые, с общей крышкой и скрытыми межэлементными соединениями. Для Тюменского завода такие модели - обычный ассортимент. Это предприятие оказалось в лучшем положении, чем два других. Оно и посовременнее, и менеджмент у него весьма эффективный (руководство пришло с авиамоторного завода, привнеся в производство батарей высокую культуру), к тому же Тюменский аккумуляторный не так остро испытал конкуренцию иностранных фирм, ринувшихся на наш рынок в 90-е годы. Сибирь все-таки далековата от границ и более консервативна. В отличие от двух других наших гигантов, завод почти не снизил объемов производства и, несмотря на то, что мощности его намного меньше, чем в Курске и, тем более, в Подольске, выпускает (и продает, причем в основном на вторичДОЛЯ РОССИЙСКИХ ЗАВОДОВ НА НАШЕМ РЫНКЕ (в %)^ныеном рынке) почти треть всех российских батарей. О Курске - разговор особый. Это предприятие, работающее в «красном поясе», производит не только автомобильные аккумуляторы, но и щелочные источники тока, и батареи для военной техники, и даже аккумуляторы для космических кораблей. Далеко не все производства прибыльны, а некоторые просто остановлены - нет заказов. К тому же огромная, по нынешним временам, «социалка». Тем не менее потенциал у Курского завода неплохой: еще в начале 90-х здесь закупили новое импортное оборудование (кстати, в основном фирмы «Эксайд»), но из-за разногласий с таможней его до сих пор не пустили в строй! Если спор разрешится, производство сразу станет высокотехнологичным, качество более стабильным, да и объемы выпуска возрастут.ДОЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ''""tAtjeifi» "Выставлены на продажу. ^^/яШи^^-~^Щ^^^^ВО ВТОРОМ ЭШЕЛОНЕ Среди оставшихся вне тройки лидеров аккумуляторных заводов - самые разношерстные объекты. Например, саратовский «Электроисточник» ходит пока по объемам выпуска в «середнячках», хотя качество его батарей традиционно очень неплохое. Завод - на пороге перемен. Туда в прошлом году пришел новый молодой менеджмент, влили средства, и сейчас завод реконструируется, закупает новое оборудование. Возможно, в скором времени он приблизится к нынешним передовикам. Любопытна ситуация у аккумуляторных производителей в Иркутской области. В свое время в городе Свирск работал завод - «Востсибэлемент», но развалился и был раскуплен по частям. Самую интересную приобрела крупная Иркутская торговая компания, вложив собственный капитал. «Интересносгь» заключалась в современном оборудовании все той же фирмы «Эксайд», которое было поставлено в Свирск приблизительно в одно время с Курском и освоено тоже не было. Неизвестно, как бы На правах рекламы повернулось дело, если бы не энергичные инвесторы. Им удалось запустить новое производство и теперь оно стремительно увеличивает объемы (в 2001-м выпустили полмиллиона батарей!). Молодой и перспективный «осколок» старого завода называется «АкТех» и активно продвигает свой брэнд (один из немногих ярких российских) на нашем рынке. Второй «осколок», «Востсибаккумулятор», тоже увеличивает объемы выпуска, хотя само производство у него несравнимо более старое. Меньше всех повезло третьему из заводов: Свирский аккумуляторный - в аутсайдерах, его доля на рынке минимальна. Практически остановлено производство батарей на петербургском «Балтэлектро», созданном еще до революции фирмой «Тудор» (его в 1986 году закрывали из-за грязных выбросов, но время от времени он все-таки оживает и по чуть-чуть что-то производит). Понемногу работают петербургская же «Электротяга» и аккумуляторный завод в Комсомольскена-Амуре. Вот, пожалуй, и весь перечень наших аккумуляторных заводов. £±J&£&2L*" N S1Г_ i>*i3айУш £P^*j i?" ^•КТО НА НОВЕНЬКОГО? И тут начинаются прямо-таки чудеса. Или, если больше нравится, «особенности национального рынка аккумуляторных батарей». В отчетах Госкомстата фигурируют только что названные 11 предприятий. В других официальных источниках информации тоже только они. Между тем в России действует еще десяток аккумуляторных заводов, появившихся буквально в последние два-три года. И их присутствие, по крайней мере на вторичном рынке, довольно заметно. Например, очень неплохо зарекомендовали себя аккумуляторы «Титан». Еще бы! Их выпускает в городе Бор Нижегородской области не кто иной, как(095) 996-0000 (095) 196-6275 (3952) 20-2499 (0112)57-7331 (3843)36-7813 (8452) 29-0659 (3452)41-4716 (8202) 28-2610А&Т trade, www.athifi.ruМосква Санкт-Петербург Новосибирск Ростов-на-Дону Смоленск Воронеж (095)933-3717 (812)279-7566 (3832)23-3333 (8632) 62-3237 (0812)23-0337 (0732) 51-9255Специализированный установочный центр - 1ЭКОНОМИКА |ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ БАТАРЕЙ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК (в шт.)1998 г. Емкость первичного рынка Емкость вторичного рынка 1 071 316 1999 г. 1 253 251 2000 г. 1304 701Так повелось с советских времен, когда аккумуляторы были дефицитом и те, кто ими торговал, кланялся заводам. Общая емкость рынка России 11766 014 10 861 579 11498189 5 964 447 С приходом рынка оказалось, что предОтечественное производство 4 930 939 2 566 481 2 346 366 3 708 656 приятия неготовык нему: нет сбытовой Экспорт отечественных батарей 139 771 311621 198 605 371150 сети, маркетинговой политики, поня2 426 710 Остаток российского производства для внутреннего рынка 2 034 745 3 510 051 4 613 789 Легальный экспорт в России (учтенный ГТК РФ) тий о рекламе. Сейчас, пожалуй, только 3 989 806 2 277 579 1909661 867 789 Всего поступлений батарей на рынок России из легальных «АкТех» активно продвигает свою про6 523 450 3 294 499 6 024 551 5 787 630 источников дукцию. Справедливости ради можно Батареи, поступившие из теневого сектора 4 837 028 5 620 559 5 242 564 2 669 948 отметить еще крупных оптовиков, тесДоля теневой составляющей рынка 44,5 49,3 44,5 44,7 но связанных с производителями (саПочему же продают (а значит, покумый известный из них - «Пауэр Интер«дочка» самого «Эксайда» - первое аккумуляторное производство в России с пают!) контрабанду? С незаконно ввенэшнл» продает автомобильные аккуиностранным капиталом. Предприятие зенными фирменными батареями все муляторы семи российских заводов) и новое, пущено в прошлом году (инопонятно - они дешевле «легальных». вкладывающих деньги в их «раскрутстранный партнер, «Тудор», говорят, Но ведь берут неизвестно что только за ку». Пока наши предприятия поставлявложил в него 1,5 миллиона долларов), красивую наклейку! Считая, что иноют свою продукцию автозаводам, но по жаль, что потенциал его и место на странное по определению лучше отечесравнению с емкостью вторичного рынка - это капля в море. рынке пока неизвестны. Впрочем, обественного. щают до миллиона батарей в год. - Главный научно-технический центр Да, ожидать, что разрозненные, А вот АО «Шарл» в Лениногорске (Таавтомобильной промышленности Россравнительно маломощные наши актарстан) принадлежит частному лицу. сии НАМИ и Институт стартерных бакумуляторные заводы (например, в Некий господин купил подержанное тарей совместно оценили качество иноСША сейчас вводятся в строй предприоборудование «Варты» и делает батареи. странных аккумуляторов, которые проятия мощностью 12-18 миллионов баОбъем выпуска, качество продукции надают на нашем рынке, - рассказывает тарей в год, в Европе - 8-10 миллионов уке (по крайней мере, статистике) неизВладимир Солдатенко, президент межи, соответственно, менее мощные задународной ассоциации «Интербат». крываются) станут заметны на рынке, вестны, ведь предприятия как бы нет... Действует аккумуляторное произОказалось, ток холодного пуска (при не приходится. Относительно небольводство и на заводе им. Дегтярева в минус 18) соответствует российским у шим российским предприятиям не Коврове. Но предприятие военное, что 75% иностранных батарей, а мощность - осилить и дорогостоящие экологичеи как оно выпускает, не афишируют. Из у 71%. Соответственно 15 и 8% импортские программы (на Западе сейчас неофициальных источников известно ных аккумуляторов показали результат первыми исчезают те, кто «погрязтолько, что в 2000 году на нем сделали хуже, чем наши! Это данные о батареях нее»), и агрессивную рекламную камлегковых автомобилей, что касается панию. Между тем производство авто230 тыс. аккумуляторов. Можно перечислять еще и еще, но кагрузовых - то они еще больше говорят в мобильных аккумуляторов у нас не кой смысл: ни исчерпывающего списка пользу российской продукции. Добатолько не укрупняется, а еще больше новых пг^едприятий, ни объемов выпусвим к этому, что отечественные аккумудробится, возникают новые маленькие ка, ни номенклатуры их изделий у росляторы делают из более толстых электзаводы, оттягивающие на себя часть родов и более устойчивых к экстремальрынка, причем не иностранных, а насийской статистики все равно нет. ным температурам материалов, поэтоших производителей. му они зачастую лучше ведут себя в тяЗначит, если ситуация будет развиПОСЧИТАЛИ- ПРОСЛЕЗИЛИСЬ ваться по сегодняшнему сценарию, Но это еще полбеды. Целая беда: нежелых условиях эксплуатации. возможно подсчитать, сколько поступаТак что проблема не в том, что наши очень скоро настанет время, когда росзаводы ет к нам контрабанды. Емкость аккумузаводы не могут делать хорошие батасийские аккумуляторные ляторного рынка России в 2000 году быреи. Просто потребитель плохо о них должны будут закрыться. Потому что, ла, по мнению специалистов, 11,76 млн. информирован. В итоге огромную закончив передел своего рынка, иноавтомобильных батарей. Отечественчасть рынка аккумуляторов, выпущенстранные монстры неминуемо придут ные заводы (те, которые «сосчитаны») ных в России, «отгрызают» контрабанк нам. И «разведка боем» уже начапродали на внутреннем рынке 4,61 млн. дисты, при том, что большинство рослась. СП под Нижним Новгородом аккумуляторов. Легальный экспорт, учсийских заводов работает не на полную не единственное предприятие, постротенный ГТК, -1,91 млн. штук Значит, из мощность и, соответственно, с низкой енное при участии иностранных инвестиций. В Жигулевске «Тудор» постротеневого сектора (куда, может, сами торентабельностью. ил еще один завод. Значит, вместе со го не желая, попали новые предприсвоей дочерней фирмой в Россию уже ятия) поступило 5,24 млн. батарей - В ОЖИДАНИИ ЭКСПАНСИИ больше, чем продали российскому по- В отличие от автомобильных завовходит «Эксайд», а это серьезно. И требителю наши предприятия! Учитыдов, аккумуляторные вполне конкупусть пока мощности его предприятий вая, что никому не подотчетные заводы рентоспособны по качеству продуку нас несравнимы с тем, что вводятся в выпустили едва ли не больше полумилции, не говоря о цене, - считает ВладиАмерике, - это только начало. Похоже, лиона аккумуляторов, цифры контрамир Солдатенко. - Но у них плохо орэкспансия американцев на наш рынок не за горами. 1»1 банды просто угрожающие! ганизован сбыт.648 468 9 790 263 10154 938 10461 313 5 315 9791-е полугодие 2001 г.