176
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙОСНОВНОЙ ИНСТИНКТПИЛОТАЖ ЗАСТАВЛЯЕТДАВИТЬ НА ПЕДАЛЬ ТОРМОЗАТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИНГоворят, «прерывистое» торможение уменьшает тормозной путь, особенно на скользкой дороге. Согласно теории, «цепкость» шины к покрытию зависит от степени проскальзывания. Полностью блокированное колесо тормозит слабее, чем при 10-15-процентном проскальзывании. Вот только как «поймать» эти проценты? В автошколах этому не учат. Иногда рассказывают о прерывистом торможении: то жмем на педаль до упора, то полностью ее отпускаем. Вот мы и решили опробовать такую «методику». Действовали двумя способами: отпускали педаль примерно раз в две секунды или «частили» - раза три в секунду. «Матчасть» - ВАЗ-2111 и три типа шин: «Гиславед Норд Фрост П» (шипованные), Я-512 «Наст» (зимние, без шипов) и летние Бл-85 - для сравнения. Размерность всех шин 175/70R13. Загрузка автомобиля: водитель и пассажир-помощник. Итак, на старт! Скорость автомобиля - 50 км/ч, легкий морозец - два-три градуса. Такие «теплые» снег и лед очень легко тают под блокированными колесами, и на водяной пленке даже мастеру трудно поймать момент перехода от качения к юзу. Результаты замеров - в таблице. Что же получили? Тормозной путь при прерывистом торможении оказался существенно больше, особенно если «частить» педалью на льду. На шипах при прерывистом торможении тормозной путь увеличился на снегу на 10-25%, на льду - на 20-50%. Без шипов результаты хуже. На снегу прирост составил 20-40%, на льду 30-55%. Мы, конечно, предполагали возрастание тормозного пути при прерывистом торможении, но чтобы настолько! Если для шипованных шин на снегу это от двух до пяти метров, то на льду уже несколько десятков! Какие же выводы? Если нужно быстрее остановиться - жмите на педальРЕЗ У.П1>ТАТЫСнег Шины ЭКСПЕРИМЕНТА IU РМОЗг ЮИ ПУТЬ. М Лед Минин Максим. Миним. Максим. Юз частота частота Ю частота частота з прерыв. прерыв. прерыв. прерыв. 23 29 54 26 33 63 46 54 85 55 70 119 69 83 136 24 42«Гиславед» 21 Я-512 Бл-85тормоза что есть силы! Автомобиль, конечно, перестанет слушаться руля: на ровном покрытии будет скользить прямо, куда бы вы ни повернули баранку. В реальных же дорожных условиях приходится не только тормозить, но и держать машину на оптимальной траектории. Вот почему скользкая дорога вынуждает-таки тормозить прерывисто. Отпустив педаль на долю секунды, водитель хоть и удлиняет тормозной путь, но оставляет машине управляемость. Кстати, любители «поднимать» свои автомобили над дорогой, как правило, нарушают регулировку ограничителя тормозных сил и могут свести к нулю эффективность задних тормозов. На сухих дорогах водитель об этом не задумывается - в большинстве обычных ситуаций мощные передние тормоза легко справляются со своей задачей. В аварийных же - нет: сцепного веса, приходящегося на переднюю ось, становится недостаточно. Когда же машина едет по льду, сцепление шин, даже шипованных, настолько низкое, что неработающие тормоза задних колес могут сыграть с водителем самую злую шутку. I»I