64
65
66
ТЕХНИКА|СИНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС Первая машина покидает Филевский автобусноIтроллейбусный парк в 4.25. Мы отправляемся на [маршрут несколько позже...7.04. Путевка, аптечка инструмент. диктофон получены. Пора «цепляться» к проводам... Между прочим, квалификации завотделом ЗР не хватило, чтобы с первого раза попасть штангой точно на провод... Пришлось отдать бразды правления (веревку) в руки профессионала. ЗиУ-682Г готов к работе.ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ,ОaHjH*'"-^=S^ B ^ B ^ B ^^"•*v3> "*• 7.19. Любовь Кондрашова (можно просто Люба) начинает нулевой рейс: с Кутузовского до конечной 84-го маршрута у станции метро «Октябрьская». 40 минут со всеми остановками: рейс хотя и нулевой, но с пассажирами. Прибор справа от руля покажет утечку тока: не дай бог, кого «дернет»! 7.58. Управлять троллейбусом одновременно и проще, и сложнее, чем автомобилем. Педалей всего две, но тормоз - под левой ногой. В начале хода педали срабатывает электрический тормоз: двигатель переводится в генераторный режим и отдает энергию в контактную сеть (рекуперация). Пневматические тормоза используют в основном для интенсивного замедления и остановки.™ ^ ~ "~~~"V1 гп *BJёжни почти ровесники автомобилей - первые экспериментальные троллейбусы появились на рубеже XIX-XX вв. Тихий, не дымный и не требующий топлива электрический омнибус с забортным источником энергии привлекал городские власти уже тогда. Оставалось сделать «самую малость»: проложить тролли провода, без которых рогатые - недвижимость. В Европе любовь к электричеству достигла пика в 20-50-е годы, следом подтянулась Южная Америка. Сегодня дружелюбные к природе электрические машины переживают вторую молодость. Лишь Британия - в прошлом одна из самых троллейбусных держав - тридцать лет назад отказалась от электротяги. В качестве одной из причин приводили такую: от блуждающих токов ветшают старые кирпичные дома. По сути, троллейбус - тот же автобус, но с электродвигателем. Основные требования к большим пассажирским машинам одинаковые, даже сертификационные испытания проводят по единой методике. Например, в СССР строили унифицированные кузова для автобусов ЗИС-154/155, троллейбусов МТБ-82 и даже трамваев МТВ82. Примерно таким же путем шли и идут европейские фирмы. А потом в Энгельсе открыли специализированное производство троллейбусов на заводе имени Урицкого, мощность которого довели до невиданной - более 2000 машин в год! Тут уже можно было позволить себе оригинальный кузов. Как бы то ни было, технология постройки автобусов и троллейбусов совпадает... за одним исключением: у последних куда выше требования к электробезопасности, все-таки 600-750 В над головой! «Дуобусу» киевского производства в Филях нахлобучили на крышу половинку «Волги». Машина по прозвищу «Челленджер» проверяет контактную сеть.<Г--X it у, Например, у российских машин даже низковольтная сеть - двухпроводная: никакого «минуса на массе». Когда на московском заводе СВАРЗ взялись переводить «икарусы-283» на электротягу, пришлось к каждой 24-вольтовой лампочке тянуть пару проводов. Разумеется, этим дело не ограничилось - мощной изоляции на любом троллейбусе требуют подножки дверей, поручни... даже между фланцами мотора и карданного вала установили текстолитовые шайбы! Любопытно, что европейские требования в целом чуть мягче. Зато ведущие производители позволяют себе токопроводящие шины - троллейбус на них все время заземлен, как трамвай. С точки зрения электрика, троллейбус, «прицепленный» к проводам, не что иное, как подвижная нагрузка переменной величины. Ток по штанге через систему управления поступает к электродвигателю, вращает ротор и возвращается по другой штанге в контактную сеть. Кстати, в современных машинах с током происходит ряд превращений из постоянного в переменный и обратно. Двигатели постоянного тока постепенно вытесняются более экономичными и долговечными асинхронными. Это новшество пока не коснулось серийных троллейбусов, которые бегают по Москве, - в отличие от тиристорно-импульсньгх систем управления, которые приходят на смену реостатно-контакторным. Увы, экономия не дается даром, и с каждой внедренной новинкой (да еще, на иномарках, управляемой компьютером - куда же без него!) троллейбус дорожает. Высоковольтное оборудование, которое на ЗиУ-9, например, размещали за водителем, ныне переезжает на крышу: там, вдали от влаги и грязи, оно «чувствует себя в безопасности». К тому же, высвобождая место внутри и под салоном, можно опустить кузов Москва закупает, кроме энгельсских, еще и днепропетровские троллейбусы Ю ЗТ М- 2 с высоковольтной аппаратурой на крыше.8.45. Над площадкой конечной станции небо исчерчено троллями. Водителю надо следить не только за дорогой, но и за контактной сетью. В роли стрелочника он сам: если проходить развилку накатом - стрелка переключится направо; силой, то есть нажимая педаль «газа», - штанги уйдут налево. Скорость - около 5 км/ч, иначе «сойдешь с рельсов»."* Ч. Французский троллейбус «Кристалис» может двигаться автономно.Один из символов Великобритании - «даблдеккер» на электротяге - ушел в прошлое.и сделать машину низкопольной. До этого, правда, нам еще предстоит дожить... тогда как Европа хвастает расстоянием от пола до земли 300-350 мм! Еще бы - на современных машинах, таких, как французский «Кристалис», нашли применение мотор-колеса, позволившие вовсе отказаться от моста. Кроме тяговых двигателей, у троллейбусов есть вспомогательные - для привода гидроусилителя, компрессора, генератора. Впрочем, и последний отходит в прошлое, уступая место статическим преобразователям. Почему не использовать основной двигаОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫЗИУ-682Г-016 ЮМЗ-Т2 26+1 100 11640 2500 3575 12 000 18 880 «Шкода-14ТгМ» 2S+1 82 11340 2500 3410 10 400 16 000 190 или 240 «Ирмсбас-Кристалис»11.58. Дневку троллейбус проведет в парке, чтобы снова выйти на линию вечером. Если предстоит еженедельное ТО, машины отправляются на мойку - самую обыкновенную, щеточную. А это - самая нежная часть троллейбуса, графитовые вставки токоприемников. За несколько дней они истираются о медь проводов; металлокерамические, которые используют во влажную погоду, служат примерно неделю, но сильнее изнашивают контактную сеть. 08.03.2002. Троллейбус - самая женская из машин, в Филевском парке 35% водителей - дамы. Им сегодня желаем ровньи дорог, стабильного напряжения, отзывчивых пассажиров!ЧИСЛО мест для сидения общее Габарит, н и : длина ширина высота Масса, кг снаряженная полная Мощность тягового двигателя, кВт Максимальная скорость, км/ч 27+1 118 11700 2514 3300 11590 19 500н.дН.Д. 12000 2550 Н.Д. 13 250 19 900 2x8011560132506560тель? Да потому, что на остановках его вал, жестко связанный с колесами, неподвижен. Троллейбусу не нужна трансмиссия - ведь максимальный момент электромотор развивает с нуля оборотов. На канадских машинах, впрочем, между двигателем и колесами устанавливают сцепление. Этот ненужный, в общем-то, узел оправдывает себя экономией на пусковых токах, а постоянно работающий тяговый мотор приводит агрегаты. Невзирая на близость «дармовой» энергии, любой троллейбус оснащают аккумуляторами: а ну как контактную сеть обесточат? А в темноте машину нужно осветить... Тенденция в троллейбусостроении такова: машины делают самостоятельными, отвязывают от проводов. У того же «Кристалиса» 88-сильный дизель «Софим» готов подменить контактную сеть, приводя генератор, питающий мотор-колеса. По такой же схеме выполнен «Неоплан» (ЗР, 2000, № 2). Более того, есть машины, где мощный ДВС и электромотор связаны с разными мостами! «Дуобусы» могут работать как в мегаполисах, так и за городской чертой. Интересно, что прообраз «дуобуса» появился в нашей стране еще в начале 60-х, когда на СВАРЗе стали делать грузовые троллейбусы с двигателями ГАЗ-51. Позднее в Москве выпускали машины с V-образными «восьмерками» ГАЗ-53, а в Киеве - ЗИЛ-130. Волею судеб Россия далеко опередила мир по поголовью рогатого, экологически чистого транспорта. Догнать бы теперь по качеству... 1»1РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ФГУП НАМИ И ФИЛЕВСКИЙ АВТОБУСНОТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК МОСКВЫ ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.