207
двигатель работать с прежней эффективностью. Поднимается мощность, нормализуется расход топлива, исчезает дым в выхлопе, но надолго ли? Уменьшившиеся до нормы зазоры создадут большее противодавление в системе смазки, а изношенный масляный насос, даже обладая высокой производительностью, не сможет протолкнуть в них достаточно масла. Напомним, что смазка призвана не только уменьшать трение, но, что не менее важно, охлаждать трущиеся пары и выносить из них продукты износа. Значит, обязательно проверим исправность насоса, его клапанов и маслоприемного устройства. Последнее лучше полностью разобрать и тщательно промыть, даже если для этого придется развальцовывать заделку сетки («Жигули»), Грязи там столько, что иной раз самый хороший насос оказывается бессильным. Итак, насос исправен и добросовестно гонит масло по чистой магистрали. Коренные подшипники «довольны» - им хватает, а шатунные? Они «кормятся» по остаточному принципу: им достается лишь то, что просочилось по сверлениям в коленчатом вале. Поэтому масляным каналам в нем особое внимание. Очистка их ершиком, промывка и продувка сжатым воздухом - обязательная процедура при каждой смене вкладышей, а тем более перешлифовке. И обязательно со снятием заглушек! Центробежные силы так уплотняют продукты износа, что их приходится выковыривать отверткой. Однако чистота каналов системы - хоть и необходимое, но не достаточное условие. Масло, как электроток, норовит уйти по пути наименьшего сопротивления. Зачем ему протискиваться в тесные зазоры между вкладышами и шейками, если рядом есть просторные дыры других сопряжений. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания «Жигулей» в очереди на получение масла из магистрали стоит первым. Понятно, что его изношенные подшипники бесполезно стравят давление, оставив более нагруженные механизмы на голодном пайке. Возьмет свое и распредвал. Пять его шеек запросто могут свести на нет эффект от перешлифовки коленчатого вала или замены одних только вкладышей. Вместе с тем все сопрягаемые детали после демонтажа нужно вернуть точно на прежние места. Иначе новая вынужденная приработка съест жирный кусок оставшегося ресурса. Процесс этот сродни измельчению яблока на терке. Чтобы дело шло быстрее, фрукт периодически поворачивают, нарушая приработку поверхностей. Поэтому не поленитесь еще перед разборкой отметить вза-/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПосле обслуживания «Нивы», включая чистку и промывку карбюратора («Солекс», двигатель 1,7 л, пробег 23 тыс. км), появился неприятный дефект: при нажатии на педаль газа мотор на секунду почти глохнет, машина словно затормаживается - и только потом ускоряется. Я проверил ускорительный насос - он в порядке. Чем же вызван такой провал? Причины могут быть разными, напомним наиболее характерную. Карбюратор «Солекс» весьма требователен к тому, чтобы топливный жиклер холостого хода был правильно установлен. В зависимости от модели карбюратора он либо закрыт защитным колпачком, либо входит в состав электромагнитного клапана. Но в обоих случаях владельцы часто допускают одну и ту же ошибку: клапан или держатель жиклера недовернуты - и жиклер не коснулся седла. Из-за этого в систему холостого хода бензина поступает гораздо больше положенного - смесь в цилиндрах слишком богатая. Как результат, содержание СО в выхлопных газах недопустимо увеличивается (до 9-10%). Во время прогазовок, когда смесь еще больше обогащается ускорительным насосом, ощущаются провалы, так как подобная смесь вообще не сгорает и выбрасывается в выхлопную трубу. В следующий момент сгорание восстанавливается - из трубы вылетает облако черного дыма. Это признак недопустимого переобогащения смеси. Устранить дефект нетрудно. При работающем двигателе осторожно довертываем клапан или держатель жиклера, следя за тем, как растут (благодаря улучшению состава смеси) обороты. О том, что жиклер сел в седло, можно судить по ряду признаков: исчезнет провал, не станет черного дыма, содержание СО приблизится к норме, карбюратор начнет «штатно» реагировать на положение винта качества. При наличии электромагнитного клапана отключим его питание: если мотор заглох, то жиклер - в седле. (Это естественно. Ведь на бензин, текущий в обход жиклера, закрытие клапана не повлияло бы.) Закончим важным предупреждением. Подтягивая жиклер, не переусердствуйте: он легко деформируется и одновременно портит седло в корпусе карбюратора. Последнее отремонтировать крайне непросто - дело кончится заменой дорогостоящего узла.Когда нет динамометрического ключа... имное положение деталей. Способов множество - краской, маркером, кернером. Удобна сортировка в ящике с ячейками. Время, «потерянное» на это, окупится ресурсом. Никогда не экономьте на уплотнениях. Сальники, прокладки, кольца, набивка должны быть первой свежести. Взвесьте сами, стоит ли экономия, к примеру, копеечного заднего сальника коленвала «Жигулей» работы по его замене? Придется снять коробку, сцепление, маховик, держатель... Кроме того, учитывая особую шершавость отечественных поверхностей, запаситесь хорошим герметиком. СБОРКА. От ее правильности и качества зависит весь успех затеянного ремонта. Растяпа, не проверивший совмещение меток валов, но усердно затянувший головку рекомендованным моментом, запросто согнет о поршни некстати вылезшие клапаны. Если же блок алюминиевый, а усердия хоть отбавляй - вытянет из него шпильки вместе с резьбой. И напоследок - о технике безопасности. Это, пожалуй, наиважнейшая тема, которую надо бы рассмотреть в самом начале, но, говорят, запоминается последняя фраза разговора. Бывалые любят поучать новичков, гася окурок в ведре с бензином. Пустяки! Гораздо эффектнее взрыв его паров в замкнутом пространстве. Жаль, передать красоту зрелища, как правило, некому. Не наше дело учить людей жизни, но напомнить все же полезно. Не следует брать пример с лихого моториста, рассухаривающего клапаны трубкой, заткнутой с одной стороны тряпкой. Сто раз обойдется, а на сто первый сухарь выстрелит! А глаза-то одни на всю жизнь, поэтому смотрите в оба, пока целы! I»I