172
173
174
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙМУЖЧИНЫ ПО ВЫЗОВУЗАКАЗЫВАЕМ ТЕХПОМОЩЬ НА ДОМ.ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ/РЕВИЗОРHI^ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВНе заводится! Если вы не знаток автодела, вся надежда на подмогу со стороны. Заполучить ее в Москве (да ив других крупных ropoj«Коварный» разъем.очень просто. Стоит только набрать заветный номер и ждать прибытия мастера. Что происходит дальше - знают не все. Мы решили это проверить. А заодно оценить готовность служб экстренной технической помощи к встрече с отечественным инжектором (не секрет: многие ремонтники недолюбливают этот «черный ящик»). Терпящим бедствие был назначен редакционный BA3-21093i с пробегом 26 тыс. км. Неисправность придумали пустяковую. Симулировали отказ датчика положения коленвала, нарушив один из контактов в его разъеме. Лишенный важной информации, контроллер тут же обесточил цепи питания форсунок и зажигания. Ни искры, ни топлива! Поиск дефекта немудреный (см. алгоритм). Проверить обычным пробникомнапряжение на модуле зажигания и форсунках. Подключить сканер, крутануть стартером - на экране не высветятся обороты (датчик же неисправен!). Далее совсем просто - осмотреть провода, контакты датчика (или проверить последний). Опытный мастер обнаружит закавыку за 10 минут, пользуясь лишь лампочкой с проводками! Открыв «Полезные страницы», по телефону стали подавать сигналы SOS автомобильным спасателям. Помочь в беде за немалые деньги желающих хоть отбавляй! «АВТО-ОЗ»Цена вызова - « 0 руб., час работы - 350 руб. Мастер подъехал через 66 ищут.Красивая вывеска оказалась диспетчерским пунктом независимых механиков. Инструмент и транспорт у каждого свой. «Наш», например, прибыл на «десятке». Слабо приспособленный к бездорожью автомобиль так и не пробился через заваленный снегом двор. Оставшуюся сотню метров ремонтный скарб пришлось тащить на себе. В объемистом «кофре», к нашему удовлетворению, нашлось место мультиметру, различным пробникам и даже «Микротестеру ИНЖВАЗ». Была и справочная литература. Поиски автодоктор начал с проверки искры. Индикатор - обычная отвертка. На жало надели высоковольтный провод и положили ее поверх клапанной крышки. Зазор между жалом и крышкой и предстояло пробить искре. Для гаража подходит, для уважающего себя мастера - несолидно. Обнаружить искру, естественно, не удалось. Следующий шаг - проверка питания на разъеме модуля зажигания. Опять тишина! Казалось, развязка близится... Но спец вдруг свернул с правильного пути и зачем-то проверил, есть ли топливо в рампе. Затем, почесав в затылке, подключил сканер. Память контроллера была девственно чиста. Отказ этого датчика в память не записывается. Чтобы его вычислить по прибору, надо использовать другой режим. Поиск зашел в тупик. Мастер задумчиво полистал справочник, проверил целость ремня привода распредвала, протестировал модуль зажигания. В итоге, под подозрение попал контроллер. Но запасного ни у нас, ни у «спасателя» не было. Тратиться «на авось» никто не хотел: что, если дело не в нем? Пытаясь оттянуть решение неприятного вопроса, мастер вновь полез под капот и начал шевелить разъемы. Есть! Клюнуло! Рука случайно нащупала отвалившийся провод. Все остальное - дело техники. Но ехать все еще нельзя! На свечах нашего мотора отсутствовала буква «М» (А17ДВРМ), что, по мнению мастера, сулило страшные беды. У него как раз нашелся нужный комплект. За него отдали 250 (!) рублей (в магазине - 80!). А куда денешься - мы же «ботаники» и ничего в моторе не понимаем! Диагностика и ремонт заняли час пять минут. Но минуты нам великодушно простили. В общей сложности заплатили 1050 рублей, получив взамен чистый кассовый ордер с маловразумительной печатью. Что ж, с задачей «Авто-03» кое-как справился, «по деньгам» уложившись в минимально оплачиваемое время (1 час). Но обнаружил бы он дефект, скрытый внутри датчика?«АНГЕЛ»Стоимость рая-ждать первый часам оплаты - 860 руб. I;*:*-1-. д*.Старенькая «Нива» фирменной канареечной раскраски под завязку забита спасательным снаряжением. Собственно «ангел» - в роскошном новеньком комбинезоне того же цвета. Действовал быстро и четко: проверка искры, топлива, питания на модуле зажигания и форсунках. Все! Собранной информации хватило, чтобы вычислить «дефектный» датчик. На все ушло десять минут. Браво! Пример того, что в руках профессионала даже простой пробник - грозное оружие. Демонстрировать возможности «бортового» сканера не стал - незачем. Получив деньги (850 рэ), мастер заполнил несколько красивых бланков и выдал ордер... без печати. За оттиском, превращающим бумагу в документ, следовало заехать в офис. Поездка съела все время, «сэкономленное» на ремонте.его дела. Единственная фирма, где права на автомобиль проверили до ремонта. Если задумаете «заказать» чужую собственность - на «Ангела» не рассчитывайте. Большой минус необходимость ехать в офис для оформления финансовых документов. Для тех, кто платит из своего кармана, последнее несущественно. Оценка - хорошо. «АЛАН-АВТОМИР»Вызов - 250 руб., час работы - ВОЛ. 1 час 40В ВД Цена - средняя. Четкая оргаЫО: низация, фирменный стиль. ОснащеВ ВД Цена - ниже средней*. Если, коЫО. нечно, не учитывать «свечную сдел­ние тщательно подобрано на основаку». Оснащение соответствует по­нии боевого опыта. Мастер - ас своставленной задаче. В технике мастер несомненно разбираетКазалось, мастер добирается пешся, но с отечественным впрыком. Но нет, спасение пришло в виде ском знаком слабо. Пробел восновенькой инжекторной «Нивы» с лополняет чтением литературы. готипом «Автомира». Ее салон просто А «счетчик» тикает, самообнабит добротным инструментом и разование оплачивает заказоборудованием. Прикинули, с таким чик. Пользуясь неосведомленнооснащением мы долго не продерстью клиента, втридорога жимся. «впарил» свечи зажигания. БухОднако, подключив самый галтерия - сомнительная. дорогой (в нашем тесте) диагноОценка - удовлетворительно. стический прибор «Аскан-8», мастер скоро обнаружил отсутствие искры. 'БОЛЬШИНСТВО участников оценили свои услуги И... также быстренько заменил модуль в 850 рублей. Эту сумму мы и приняли за точку зажигания (цена 2000 руб.!). Хотелось отсчета.1/20117 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |крикнуть: «Зачем? Не торопись!» Ничего путного, разумеется, из этой затеи не вышло - старый пришлось вернуть на место. Тогда «миротворец» постановил, что во всем виновата сломавшаяся сигнализация. Пришлось искать центральный процессор и выносные блокировки. Угомонился он только после того, как, разобрав полмашины, убедился, что установщики цепь зажигания не блокировали. Вдруг, словно услышав голос свыше, спасатель кинулся под капот и почти сразу раскрыл нашу уловку. Интуиция? Работа заняла ровно час. Все это время мастер «пахал» честно и без перекуров. Только сколь-нибудь строгой логики в его действиях мы не нашли. Зато позже обнаружили, что изза соскочившего разъема не работают оба передних динамика, оказавшиеся в зоне «военных» действий. А вот оформление финансовых отношений превзошло все ожидания. В недрах техпомощи обнаружился... кассовый аппарат!шо, что не успели открыть рот - пришлось бы извиняться. События разворачивались молниеносно - проверка искры, питания на форсунке, разъема искомого датчика. Финиш - неисправность обнаружена. Причем все это - одновременно, оснастив каждую подозрительную цепь индивидуальным индикатором. Пять минут - абсолютный рекорд! Погоняв двигатель в разных режимах, мастер включил «микротестер ВАЗ» и почистил память контроллера. Так, на всякий случай. Этот жест доброй воли нам тоже понравился. А вот бухгалтерия подвела - «кончились» квитанции. Но горевали мы недолго. Утром следующего дня позвонили из бухгалтерии «Алекса» и убрали кавычки, предложив завезти корешок в удобное для нас время.РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АЛГОРИТМ ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТИИскра[нет] Питание на форсунке'^Т^^Р-4©Подключение сканера Контроль частоты ^_^ вращения двигателя • Ч Р ^ ^ (прокрутка стартером) "'•JBrНеисправен контроллерВ ВД Цена - ниже средней. Хорошая ЫО: оперативность. Оснащение - самое необходимое. Мастер - виртуоз. Ярко выражена забота о клиенте. Проводка Датчик Оценка - отлично. В ВД Цена - средняя. Время ожидаЫО: ния помощи - самое большое. Зато ос«АНГАР-17» нащение - наилучшее. Кассовый аппаВызов и ебязательаьй для оплаты час работы • I руб. Время ожидания - 1 час 101 рат - просто фантастика. Слесарь мастер хоть куда. Но не по части диагностики. Может, стоит записаться на курсы? Одежа - удовлетворительно. «АЛЕКС-ТЕХ» Выю* - 200 руб., час работы - 550. Время в пути - 40 мин.Нет сигнала с датчика положения коленчатого валаЧестно говоря, драный «каблук», прибывший по вызову, особого довеа|вн рия не вызвал. А когда из него вылез уд работяга в потертой телогрейке, мы — почти пожалели, что связались. И хороТранспорт - свежая «четверка» в его на поиск скрытого дефекта? цветах фирмы. Мастер тоже не в лохБухгалтерия в норме. мотьях. Быстро обнаружив отсутствие Оценка - хорошо. искры и наличие топлива, он залез в салон, где некоторое время в свете пеПОДВОДИМ итоги Как показал эксперимент, службы реноски осматривал реле и предохранители системы впрыска. Затем переэкстренной помощи к действию готоместился под капот и, внимательно вы. Все «спасатели» в конце концов обглядя на каждый элемент управления наружили и устранили дефект в предвигателем, минут через пятнадцать делах оплаченного часа. Несмотря на наткнулся на тот самый разъем. На разные способности, потребности у все про все - 35 минут, неплохо. Факт всех почти совпали - 850±100 рублей. расплаты был зафиксирован на бланА надо бы - каждому по труду! Нет единообразия ис финансовыми докуке строгой отчетности. ментами. Но основная, на наш взгляд, ВЫВОД: Цена - выше средней. Ехали проблема - недостаток классных масдолго. Уровень оборудования оцетеров. Что ни говори, а мужчины по нить не смогли, поскольку мастер вызову просто обязаны в совершенст1»1 им не воспользовался. Хватило бы ве владеть своим искусством.