110
111
I РЫНОК IИНСТРУМЕНТ В РУКОТКУДА БЕРУТСЯ ПЛОХИЕ ЗАПЧАСТИТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВВряд ли найдется автомобилист, не ведающий об изобилии некачественных запчастей, не слышавший о поддельных маслах и разъедающих двигатель «тосолах». «Левак» продается на каждом шагу - на рынках, в магазинах, попадает на комплектацию новых машин. Откуда он берется в таком количестве, не способствует ли его продвижению наша Система?ХОТИМ В ВТО Даже поверхностное знакомство с национальной сертификацией показывает, что она у нас одна из самых мудреных в мире, если не сказать запутанных. Изготовители запчастей ориентируются на ГОСТы, ОСТы, ТУ, документацию заводов производителей автомобилей (или двигателей), Правила ЕЭК ООН, требования санэпиднадзора, наконец, на временные нормативные документы, разрешения и прочее. Чему соответствовать? В бывшем Союзе вопросов не возникало. Госплан и Госстандарт однозначно определяли, кому, что и по каким требованиям делать. К машинам было привязано и производство запчастей. За долгие годы сформировалась структура отрасли, включающая не только заводы, но и отраслевые институты. Как вдруг... На смену социалистическому хозяйству вначале пришла Перестройка, а затем и вовсе рыночные отношения. Заводы продолжили выпускать продукцию, НИИ - взялись за ее сертификацию. Все вроде бы при деле. Но тут обрушилась другая беда. Оказалось, для того,чтобы российские изделия признавали на европейском рынке, необходимо привести национальные стандарты и порядок их применения в соответствие с международныНапример, если некий зами требованиями. вод сертифицировал автомоКазалось бы, сделаем автобиль или двигатель целиком, мобили по европейским тресертификат автоматически бованиям, и вместо «волг» и выдают и на комплектую«жигулей» получатся «мерщие: руль, сиденья, фары, седесы» и «фольксвагены». высоковольтные провода, Но не тут-то было. Оказапоршневые кольца и т. д. Все лось, что «те» правила оговаэто уже можно продавать на ривают лишь минимальный законных основаниях. Не бенабор требований, связанда, что контактная группа ный с безопасностью, да и то прослужит 5 тыс. км, шины - для новых автомобилей. станут кривыми через 20 тыЧтобы фары не слепили сяч, а высоковольтные провстречного, выбросы двигавода придется выбросить теля не загрязняли природу, сразу. Ведь при сертификалюди при аварии имели ции автомобиля оценивалась больше шансов выжить. А лишь его безопасность - ничто касается удобства, долгокак не качество сборки и вечности, качества и прочих комплектующих. Но это «мелочей» - извините, это лишь полдела. Удивительнее, уже конкурентные показатечто если некий независимый ли. Заболит у человека пояспроизводитель вознамерится ница после двух поездок на сделать запчасть лучшего каработу - больше он такой авчества, он, во-первых, долтомобиль не купит. Выбижен просить разрешения у автозавода (у того, с кем сорать-то есть из чего. А у нас? Купил Иван Ивабрался конкурировать!), а ныч один отечественный авво-вторых, делать «слишком томобиль, не понравилось, хорошо» вообще не сможет. купил другой - той же марЕсть утвержденное ТУ на ки, но в другом кузове. запчасть, хочешь сертификат Опять не нравится? Не взы- делай, как указано. щите- третьего предложить не можем. Причем, если с автомобилями определенность есть и система худо-бедно работает, то на рынке запчастей царит ггросто вакханалия. ГОРЕ ОТ УМА Говорят, суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но в России даже не исполнять можно несколькими способами. От того причин, приводящих к появлению в магазинах некачественных запчастей, - с десяток. А можно ли автозавод обойти? Конечно. Самостоятельно разработайте оригинальную конструкцию, подтвердите ее патентную чистоту (а время-то идет), разработайте конструкторскую и технологическую документацию, технические условия (ТУ) и подайте заявку в орган сертификации - хочу, мол, делать хорошие запчасти вот таким образом. Чтобы получить «добро», несколько готовых образцов должны пройти испытания в лаборатории (за деньги, разумеется). Эксперты из органа посертификации осмотрят за это время ваше производство, удостоверятся, что там все хорошо (?) и... Правильно, можно идти в следующую инстанцию. Если повезет, через полгода-год вы получите право производить задуманное и реализовывать через розничную сеть. На этом, правда, проблемы не закончатся - но вернемся к сертификации. Систематически проводя экспертизы тех или иных товаров, журнал успел неплохо ознакомиться с лабораторной базой. Беремся утверждать: большая часть органов по сертификации не имеет своих лабораторий, способных оценить качество изделий, на которые они выдают сертификаты. Большая часть тех товаров, что проходят-таки испытания, проверяются не по всем, а лишь по некоторым параметрам. Многое не контролируется вообще - из-за отсутствия оборудования либо из-за высокой стоимости проверок. Сами посудите: за сертификацию производитель платит деньги. Может заплатить одному уполномоченному органу, может - другому. Один попросит «за все» тысячу долларов, другой пять тысяч «за все, вместе с полным циклом испытаний». К кому обратится производитель? В общем, наличие сертификата соответствия зачастую не говорит абсолютно ни о чем. К качеству изделия эта бумага имеет примерно такое же отношение, как консгатуция США к проблемам Приморья. На правахрекламы«ЛЕВАК» ОПТОМ ИВ РОЗНИЦУ Не стоит, однако, делать вывод, что все зло автомобилистам - от системы сертификации. Первую скрипку в этом все-таки играет торговля. «Левый» товар подмешивается к приличному на всех стадиях: в производстве, на оптовом складе, в магазине - под прилавком. Вот типичная ситуация. Магазин официально покупает у известной фирмы (скажем, «Шелл» или «Мобил») партию в 100 канистр масла, продает половину и ставит под соседний стол 40 «левых» канистр, очень похожих на «фирму». Если покупатель выглядит представительно, он получит «родную» канистру, если не очень - «левую». Риск? Из 40 проданных канистр с подделкой в магазин вернут от силы одну-две. Деньги покупателю возвратят фазу, без спора. Чтобы продать «левак» побыстрее, не жалко снизить цену чуть не до отпускной (фирменной). А когда первые 40 банок уйдут, их место займут новые. Милиция, караул, обманывают! А кто докажет? Любая инспекция обнаружит под прилавком 50-60 канистр масла, на которое есть сертификат и фирменные накладные. Магазин ни при чем - это ОНИ нам такое поставили. Схема работает почти безупречно, но есть одно маленькое «но». По законодательству, продавец (магазин) несет ответственность за качество продаваемого товара. И тот, кто пострадал от «левака», имеет право обратиться в суд. •Учитывая мобильность судебной системы, службы судебных приставов и прочее, этим правом, однако, воспользуется редкий покупатель. ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД Говорят, он есть всегда. Правительство готовит свой вариант реформы сертификации. Новая система должна стать чем-то средним между европейской, американской и теперешней российской. Поясняем. У нас необходимо подтвердить качество каждой гайки (на бумаге, разумеется), в Европе обеспечить минимальные требования, продиктованные соображениями безопасности, в США - просто продекларировать, что ваш товар хороший (но не дай бог, поймают на обмане). Что же будет у нас? Все многообразие товаров планируется разбить на три группы. Первые будут подлежать обязательной сертификации «по полной программе», вторые - проверке на обеспечение минимального уровня безопасности, третьи - декларированию качества. В самом деле, глупо придумывать стандарт на форму щеток для смахивания снега или требования к цвету чехлов на сиденья. Чего ждать от нового порядка, если его внедрят? Надеяться, что назавтра исчезнут все недоброкачественные товары, конечно, не приходится. Недобросовестные производители в одночасье сквозь землю не провалятся. Но вот добросовестным, наверное, станет легче пробиться к покупателю законными путями - может, и конкуренция появится. Только не «левака» за копейку с другим за полкопейки, как сегодня, а добротного товара с лучшим. Что делать покупателю? Прежде всего - думать! Стоит ли покупать нейтрализатор за 400 рублей, если цена качественного изделия в пять раз выше. Разум должен победить в каждом из нас мелочный расчет, а производителям и продавцам не мешало бы усвоить - лучше потерять деньги, чем репутацию. 1»1www.chisto.ruCl§:Наши офисы в Москве: ул. Стасовой, 1 0 / 1 , т. (095) 2 34 - 3 939 ул. Г астелло , 4 1 , т. (095) 9 56 - 1 818 * '(подарок каждому посетителю нового офиса) Наши представительства: С.-Петербург, ул. Куйбышева, 11, т. (812) 233-8297. 235-1859 Калининград, Московский проспект, 196, т. (0112) 77-2020 ДИЛЕРЫ Екатеринбург (3432) 71-77-97 Краснодар (8612)62-53-88 Екатеринбург (3432) 61-05-38 Краснодар (8612) 53-13-17 Волгоград (8442) 98-08-89 Краснодар (8612) 54-75-46 Воронеж (0732) 53-66-06 Наб. Челны (8552) 53-32-34 Воронеж (0732) 55-37-45 Норильск (3919) 44-31-67