156
157
158
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ ПЕВЗНЕРСтаринные машины нынче в моде. Изящные обводы кузовов, тесноватые уютные салоны, пропитанные запахом самой Истории, мерный рокот низкооборотных моторов... Ретро очаровывает. Кому-то посчастливилось разжиться «Мерседесом», другие рады «401-му» «Москвичу». Но коекто, купив 30-40-летний автомобиль, немедленно объявляет себя реставратором без всяких на то оснований. Между тем многие раритеты, сменив хозяина и место жительства, попросту догнивают в сараях и гаражах. Иные превращаются в памятники, но не ; истории техники, а бурной фанта- Ж зии владельца. А те, кто пытает- >5# ся-таки собрать из добытой гру- кШ ды железа автомобиль, порой 0 не представляют, как подсту- Ш питься к работе и что долж- Ш но получиться в результате Ж долгого и кропотливого тру да. Начнем с азов: «Реставрация (от латинского restauratio - восстановление) - восстановление в первоначальном виде обветшалых произведений искусства, историче- 1 ских памятников» («Современный словарь иностранных слов» Конечно, далеко не каждый автомобиль можно считать произведением искусства, однако любая, даже массовая модель - памятник истории техники. Сегодня раритетом стал даже горбатый «965-й» «Запорожец», если он в хорошем состоянии и на ходу. ИСТИННАЯ РЕСТАВРА ЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ПОДРАЗУМЕВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, КАЧЕСТВ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПОЗДНЕЙШИХ НАСЛОЕНИЙ. 11И за»• к4вж' Еш-№~ кВт. ^^Е^^^И1КАКОЙ ПРИЦЕП•вмывмгКУПИТЬ ФОРД-ТРАНЗИТ» 1681 ИЗ МАГАЗИНАИными словами, ветерана с «начинкой» от современных машин нельзя считать отреставрированным раритетом. Это «хот-род», «кастом» (то есть заказной, мелкосерийный автомобиль) или просто «вариация на тему...» Окраска металликом и лишний хром не добавят авторитета реставратору. В идеале машина должна стать такой, какой сошла много лет назад с конвейера или стапеля - оригинальной. Автомобиль с современным силовым агрегатом, переделанным салоном можно назвать лишь частично отреставрированным. Кузов и ходовая часть должны быть родными. С точки зрения настоящих реставраторов, ссылки на отсутствие оригинальных деталей - не оправдание. Каждый, кто взялся за такую работу, должен хорошо представлять, что она требует знаний, навыков, времени и не в последнюю очередь - денег. Многие «старьевщики» получают истинное наслаждение, только добыв после нескольких лет поиска оригинальный карбюратор или колеса. Если у вас нет подобного азарта, может, стоит заняться чем-то другим? Решились? Приобрели? Отвлекитесь на время от «железа». Сначала выясните точную марку, модель и год выпуска машины. После этого можно подобрать необходимую литературу с техническими характеристиками и описанием устройства. Узнав родословную, определите комплектность ветерана - отделите оригинальные узлы, агрегаты и детали от «благоприобретенных». Если машина досталась вам «в мешке», следует, восстанавливая родные детали, искать недостающее. Лучше всего начинать с рамы и кузова, дополняя их добытыми агрегатами. Другой случай: в ваших руках машина в сборе. Не спешите ее разбирать. Попробуйте после предварительной ревизии агрегатов, когда вы убедились, что попытка пуска не навредит, «оживить» двигатель и проверить работоспособность всех систем.3/200is: I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |Так проще определить, что нуждаеттектора, корпуса фар, колесные колся в срочной реанимации, а с чем паки, эмблемы, высоковольтные проможно подождать. Постепенно уствода и многое другое. Наши коллекраняя неисправности, часто удается ционеры со стажем могут по-хорошедовести аппарат до ходового и техниму завидовать начинающим: совсем чески исправного состояния, не приеще недавно заграничные «закрома» бегая к масштабному «капремонту». были для нас недоступны. «Турне» за По такому пути обычно идут те, кто запчастями - удовольствие, конечно, решил ограничиться частичной реснедешевое, и об этом не стоит забывать, приобретая иномарочного ветеЭтот автомобиль, расцвеченный металликом и таврацией. начиненный современными узлами, лишь вариаСерьезные антикварщики стремятся рана. ция на тему БМВ-321 выпуска 30-40-х годов. Сэкономить, конечно, можно. Скаполностью восстановить машину. Конечно, это легче делать с отечественжем, ездить на лысых шинах и опасно, пор используют на мотоблоках, а амеными автомобилями. Они, даже в хои неприлично, а привозить новые из- риканский четырехцилиндровый вырошем состоянии, как правило, стоят за рубежа не всегда по карману. Но ессоковольтный комплект стоит в Москколесные недорого, запасных частей к ним еще ли ве 35 долларов. хватает, а кое-что подойдет и Пример частичной рестав Не надо думать, что реставрация от современных моделей. хобби миллионеров. Во всех странах рации - предвоенный большинство любителей ретро-автоС иномаркой дело обстоит ФИАТ-508 с двигателем мобилей - люди среднего достатка, куда сложнее. Крупные де«Москвича-Ш». включая пенсионеров, владеющие тали - капоты, двери, крымашинами массового произлья, фрагменты рамы, бенводства. Сверхдорогие зазобаки, блоки и головки казные экземпляры, котодвигателя - обычно восстарые ив годы своей молодонавливают или, на худой кости были доступны едининец, заменяют на аналоги от цам, не в счет. машин той же модели. Допустим и «новодел», но не всякий. Если на «Опель» поСУММА, НЕОБХОДИставить крыло от «Вандерешиш МАЯ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ра», это самоделка, а если изготовить диски и размер (но не марка!) ваших АВТОМОБИЛЯ, МОЖЕТ КОЛЕБАТЬточную копию родного - реставрашин родные, даже бывалые антикварСЯ ОТ НЕСКОЛЬКИХ СОТЕН ДОЛция. Совсем не зазорно менять на нощики не осудят вас. Лампочки на 6В ЛАРОВ ПОЧТИ ДО... АУКЦИОНвые «расходники» - подшипники, шидо недавнего времени выпускали для НОЙ ЦЕНЫ РАРИТЕТА. ны, лампочки, провода, крепеж, свенебольших тракторов и погрузчиков чи зажигания. За рубежом немало используйте их. Проводку можно заДоверяя реставрацию профессиофирм работает на антикварщиков - менить современной, сохранив электнальной мастерской, имейте в виду, на специализированных базарах в росхему. Но высший шик - предъявить что это обойдется очень дорого, даже Германии найдешь шестивольтовые коллегам и зрителям «старорежимесли речь о мотовелосипеде «Льволампочки, аккумуляторы, шины со ные» провода в тканевой оболочке, вянка». старинным рисунком проособенно высоковольтные. Кстати, Как и чем работают реставраторы? карболитовые Г-образные накоМногое не очень отличается от ремоннечники старинного вида до сих та «Жигулей»: сварка, «жестянка», окраска, переборка мотора и трансмис«Опелю-Адмирал» 1939 года повезло сии. Большая часть инструмента тоже он попал в руки назнакома опытным автолюбителям, тем стоящих ресболее профессиональным ремонтнитавратокам. Порой бывают нужны специальров. ные приспособления - их ищут на тех же «развалах» или делают самостоятельно. Успех реставрации напрямую зависит от квалификации, поэтому, скажем, серьезные расточные или сварочные работы лучше доверить специалистам. Обо всем, что входит в понятие «реставрация», в одной статье не расскажешь. К некоторым аспектам этого увлекательного дела мы еще вернемся. 1»1