70
71
72
ТЕХНИКАБУДУЩЕЕНа «заряженных» двигателях будем устанавливать систему, изменяющую длину впускного тракта. Чтобы облегчить конструкцию, сделаем коллектор из пластика.02В самой по себе конструкции нашего мотора - ничего сверхъестественного. Рядная «четверка» с двумя клапанами на цилиндр нас вполне устроит в качестве «печки».Поршень выполним низким: так выиграем ив массе, и в высоте мотора, сократим инерционные нагрузки. Верхняя головка шатуна - трапециевидная: при меньшей массе способна выдерживать большие нагрузки. «Отрывные» шатуны для наших моторов изготовлены по технологии фирмы «Опель»: сначала точно обрабатываем, потом отделяем крышку. ПОД КАПОТОМВЫБИРАЕМ КОНСТРУКЦИЮ ДВИГАТЕЛЕЙТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ. АНТОН ЧУЙКИН/КОНСТРУКТОРотор - самый «долгоиграющий» агрегат автомобиля: постепенно совершенствуясь, он нередко служит двум, а то и трем поколениям машин. Подходить к проектированию надо со всей ответственностью: строить крепкую основу и заглядывать как можно дальше в будущее, предусматривая неоднократные модернизации. Учитывая, что мы делаем машину начала, а не середины XXI века, остановимся на ДВС с привычными видами топлива - бензин и дизельное. Водород и прочие газы будем рассматривать как альтернативу на будущее. Двигатель располагаем спереди поперечно, с наклоном, экономно распоряжаясь пространством: надо оставить место для варианта 4x4! НамОДИН И ЧЕТЫРЕ Такой рабочий объем -1,4 л - мы выбрали для базового бензинового мотора. Предполагается три его версии с перспективой освоения четвертой, «заряженной» ... но, помня лимит цены автомобиля - 5000 долларов, основное внимание уделим первой, самой простой и недорогой. Здесь можно поступиться удельными показателями ради ресурса, экономичностью ради всеядности и новаторством ради ремонтопригодносги. Именно поэтому скромный восьмиклапанник выдает всего-то 34 кВт/л (46 л. с./л) - зато готов потреблять бензин с октановым числом от 91 и выполнять нормы Евро Ш без особых технических ухищрений. Мм найдется место на следующих, более дорогих модификациях. Относительнобольшой рабочий обьем сделает мотор тяговитым и оставит хороший запас на модернизацию и форсировку. Блок - чугунный, с межцилиндровым расстоянием 89 мм, которое позволяет сделать протоки для охлаждающей жидкости. Полностью уравновешенный коленвал - с единой крышкой коренных вкладышей; тем самым увеличивается жесткость блока, снижаются шум и вибрации. На блоке предусмотрим приливы для компрессора кондиционера, мощного генератора - не исключено, что позже он возьмет на себя и функции стартера, как новейший «Энерджен5», показанный «Пежо» и «Делфай» (ЗР, 2002, № 1). А вот насос гидроусилителя руля нам не потребуется - доверим и это электричеству.зоььУЛЬТРАСОВРЕМЕННЫЙ {ДИЗАЙН АМЕРИКАНСКОЕ КАЧЕСТВО ДОСТУПНДВ ЦЕНАметаллический диффузор - меньше искажений алюминиевый каркас звуковой катушки лучшее охлаждение титановый твитер наилучшие показатели сабвуфера в корпусе малого обьема - удобство размещения выгодная цена $/Вт экстравагантный, современный дизайн высокая динамикажЩЕХ&.Кэмп (Москва) Гард (Москва) Иркутск Калининград Новокузнецк Саратов Тюмень Череповец(095) 996-0000 (095) 196-6275 (3952) 20-2499 (0112)57-7331 (3843) 36-7813 (8452) 29-0659 (3452) 41-4716 (8202) 28-2610А&Т trade, www.athifi.ruМосква Санкт-Петербург Новосибирск Ростов-на-Дону Смоленск Воронеж (095) 933-3717 (812) 279-7566 (3832)23-3333 (8632) 62-3237 (0812) 23-0337 (0732)51-9255Специализированный установочный центр - 778-4949 I ТЕХНИКАПривод распредвала - только зубчатым ремнем: современные изделия служат по сотне тысяч километров, в отличие от цепи, почти не шумят и не растягиваются. На клапаны будем нажимать через гидротолкатели, чтобы свести к минимуму трудоемкость ТО. Кстати, его минимальная периодичность - 15 тыс. км при условии заправкой маслом группы SH; при использовании смазок уровня SJ и выше сроки обслуживания могут быть отодвинуты на 30-тысячные рубежи. Поршневую группу, камеру сгорания, системы питания (разумеется, распределенный фазирований впрыск) и зажигания (здесь мы, очевидно, объединим катушки и свечи) нарисуем в общих чертах: доводку мотора доверим специализированной европейской фирме. Так быстрее, надежнее - и в конечном счете выгоднее. Этот мотор выступит первопроходцем - предельно упрощенная версия слабейших западных одноклассников. За ним последуют еще две модели: 16клапанный двигатель того же объема и максимально унифицированный с ним 1,6-литровый мотор с большим диаметром цилиндров. Здесь уже придется ориентироваться только на «95-й» бензин, регулировать фазы, менять длину впускного тракта и вообще привлекать последние новинки моторостроения, чтобы, не жертвуя мощностными показателями, соответствовать будущим экологическим нормам.ЦЕННОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕСреди модификаций любого зарубежного автомобиля обязательно есть несколько дизельных. Недавно кон-церн «Фольксваген» отрапортовал, что их уже выпускают больше, чем бензиновых моторов. Известны своими дизельными пристрастиями французы; характерные постукивания доносятся со стороны восходящего солнца... Значит, и наш автомобиль без дизеля далеко не уедет. Да вот беда - с этими двигателями для легковых машин в России серьезно не работали. Слишком много вреМзксямапьнь* крутящий момент, Нм/об/мин 111/3400 147/4000 Удельная мощность. кВт/л (л с.) 40(54) 50(68)ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КЛАССА В Степень Система Номинальная ЧИСЛО щь Рабочий Диаметр линдров • объем, цилиндрах сжатия питания мощность. «Вт ход поршни (л. с.)/об/мии см* 'Пежо-206 XT 1,4» 'Пежо-206 XT 1,6» ЮпельКорса 1.2 Изитроник» «ОпельКорса 1,4» «Рено-Клио RTE 1,4» «Рено-Клио RXE 1.4-16V» Проект 1,4 8V Проект 1.416V Проект 1,616V •ФольксвагенПоло 1,4 TDI» «ФольксвагенПоло 1,9 TDI» 4-8 4-16 1361 1587 75,0x77,0 78,5x82,0 10.2:1 11,0:1 РВ РВ 55(75)75500 80(109)757504-16 4-16 4-8 4-16 4-8 4-16 4-16 3-6 4-81199 1389 1390 1390 1378 1378 1586 1422 189672,5x72,6 77,6x73,4 75,8x77,0 79,5x70,0 755x77 755x77 81x77 79,5x95,5 79,5x95,510,1:1 10,5:1 9,5:1 10,0:1 9Д:1 10.0:1 10.0:1 19,5:1 19,0:1РВ РВ РВ РВ РВ РВ РВ ДТО ДТО55(75)75600 66(90)5600 55(75)75500 74(100)76000 47(64)73500 60(82)6000 74(1001/5800 55(75)74000 74(100)74000110/4000 125/4000 114/4250 127/3750 110/3200 122/4000 140/3800 195/2200 240/1800-240046(63) 48(65) 40(54) 52(71) 34(46) 44(60) 45(61) 39(53) 35(48)РВ - распределенный впрыск: ДТО - дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздухамени утекло с той поры, когда дизель ВАЗ мог считаться современным. ГАЗ560 - как ни крути, лицензионный «Штайр». Что ж, учиться строить дизели? Это как выдумывать велосипед... Разумнее заказать современный агрегат для нашего автомобиля: приобрести конструкцию и технологию. Участвуя в адаптации зарубежной конструкции к местным условиям, можно наверстать упущенное, приобрести ценный опыт. К кому об'y^ft ратиться? ^мв> _ Пожалуй, лучше всего подходит опятьтаки «Фольксваген». Он стал пионером в освоении малолитражных дизелей, да и сейчас не сдает позиций. За основу берем моторы «Ауди-А2» и «Поло»: нам очень кстати придутся трех- и четырехцилиндровые агрегаты с одинаковой «геометрией», унифицированной «начинкой» и прекрасными показателями (см. табл.). Благодаря насосфорсункам они выполняют еще перспективные дизельные нормы Евро IV и отличаются завидной экономичностью. Безусловно, это недешевые двигатели: однако лучше дорогой дизель, чем никакого. К тому же мы постараемся сэкономить: от трехцилиндрового мотора достаточно получить, согласно техзаданию, 45 кВт/61 л. с. Впрочем, выдаст больше - не обидимся. При развертывании производства в России цена мотора несколько снизится... хотя не факт, что весь двигатель стоит делать здесь. Разумнее ограничиться некоторыми комплектующими и сборкой. Ручаемся, вам понравится дизель! И как знать, несмотря на высокую, по сравнению с бензиновым мотором, цену, возможно, именно этот мотор станет массовым. Двигателисты уже работают на будущее, а мы тем временем отправляемся в КБ трансмиссий: здесь всего несколько ступенек... Считать их будем через месяц. 1»1