188
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ЗАДАЧКА ДЛЯ ТРУБОЧИСТАНАЙТИ ЗАСОР В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ПОРОЙ НЕ УДАЕТСЯТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН/МАСТЕРСКАЯЗта история поучительна для начинающих авторемонтников когда-то давно и для меня она стала уроком. Притащили однажды на буксире пятилетнюю «восьмерку» с застучавшим мотором. Завели ее на пять секунд - послушали... Коленвал уже точно «пошел» - движок явно надо перебирать. Но прежде расспросил хозяина: «история болезни» - одна из составляющих грамотной диагностики. Как выяснилось, несмотря на умеренный пробег в 90 тыс. км, мотор уже побывал в «капиталке», после чего прошел всего 5 тыс. км и снова «умер». Я насторожился: «А как вела себя лампочка аварийного давления масла по окончании этого ремонта?» Ответ подтвердил подозрения - она долго не гасла после холодного пуска и даже на прогретом моторе загоралась, когда обороты возрастали выше средних. Тут же измерили давление контрольным манометром, ввернув его вместо датчика. Действительно по мере роста оборотов стрелка клонится к нулю. Итак, выбора нет - сняли двигатель с машины и разобрали. На удивление никаких дефектов в системе смазки не обнаружилось. Маслоприемник не деформирован, маслонасос собран как надо - проверили. Поршневая группа живая - менять не надо, а перешлифовать шейки коленвала и подобрать ремонтные вкладыши вместо разбитых, конечно, пришлось. Это и есть признак того, что мотор кончился от масляного голодания. Собирать двигатель и, тем более, ставить его на место, не разгадав тайну нехватки смазки, мы не спешили надеяться, что все починится само собой, было бы глупо. На всякий случай распилил снятый с мотора масляный фильтр — и там никаких и репятСТВИЙ для прохода масла не оказалось. Но интуиция подсказывала: причина где-то до насоса - как будто не дают ему попить масла вдоволь экономят... И тут началось самое интересное. Клиент случайно обмолвился (что ж ты раньше-то молчал?!!), что аварийная лампочка начала мозолить глаза... еще пару лет назад, то есть задолго до первого ремонта! Вначале загоралась только на максимальных оборотах двигателя, потом при более низких, а последнее время хозяин вообще избегал разгоняться на пятой передаче выше 100 км/ч, чтобы давление не падало. Пробовал наливать масла на литр больше нормы - без толку. Тогда и решил отдать двигатель в переборку - увы, не помогло. И вот весь наш сервис поставлен на уши - что же мы еще не проверили? Даже каналы блока цилиндров зачем-то промыли-продули, а заодно опрессовали - никаких обходных путей для масла нет, только в коленвал и головку блока. В который раз верчу в руках тщательно промытый маслоприемник и смотрю через отверстие на сетку - все чисто. Догадка - как молния... Включаю электронаждак, стачиваю жестяную завальцовку и разнимаю маслоприемник на две половинки. Так и есть - чистые отверстия сосредоточены лишь в центре сетки, а вокруг все заросло черной массой, напоминающей затвердевший битум, - такую не растворишь даже бензином. Теперь понятно поведение лампочки. Загустевшее на холоде масло не успевало затекать в маслоприемник, и насос гнал его в магистраль аптечными дозами - откуда ж быть нормальному давлению? То же самое в горячем состоянии на высоких оборотах - производительность насоса большая, а масла на входе не хватает. На таком сухом пайке вкладыши долго не протянут, что и подтвердилось. Столь торный путь к разгадке легко объясним - «восьмерочный» маслоприемник, в отличие от используемых на большинстве других моторов, закрыт крышкой - чтобы не захватывал воздух, когда масло отливает в сторону в поворотах. Через отверстие размером с монету увидишь лишь центр сетки, а что там по краям - увы, конструкция неразборная. В недоступных для прочистки углах и скапливается всякая дрянь - либо от злоупотребления дешевым поддельным маслом, либо от несвоевременной замены нормального. С тех пор я такие старые, почерневшие снаружи маслоприемники просто выбрасываю вместе с изношенными поршнями и вкладышами, прибавляя пару долларов за новую деталь к стоимости капремонта. Впрочем, можно и сэкономить, аккуратно развальцевав корпус для прочистки сетки, после чего собрать узел как положено. 1»1