ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ, АНАТОЛИИ СУХОВЧТОБЫ ПОНЯТЬ - НАДО ГОНЯТЬЛЕТНЯЯ ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ ШИНА ОТ «ГУДЬИРА»Опыта создания супершин фирме не занимать - за 34 года в формуле 1 американские шинники завоевали рекордное количество титулов. В «Гудьир» обуты и болиды заокеанской серии CART, где скорости еще выше, и многих национальных формул. Любителей «прохватить» по скоростным автобанам тоже немало, а по мощности форсированные моторы не намного уступают гоночным. Вот для таких «горячих автомобилей» (и горячих парней!) «Гудьир» разработал шину Eagle Fl GS-D3. Проектировали и испытывали ее в исследовательском центре в Люксембурге, где создают спортивные шины. Неспроста и обозначение «F1»: новая шина - прямой потомок дождевой «формульной» покрышки. Как мы уже писали (ЗР, 2002, № 2), для улучшения управляемости протектор должен быть по возможности монолитным. Но без канавок не обойтись: отвод воды для широкой скоростной шины организовать непросто. Конструкторам «Игл Ф-1» удалось примирить эти два противоречивых требования. Широкие трапециевидные канавки на протекторе (фото 1) расположили под малым углом к продольной оси шины они эффективно отводят воду даже на предельных скоростях, поэтому шинуЭнди Ваймер, ведущий инженер подразделения формулы 1 компании «Гудьир». Он возглавлял группу разработчиков «Игл Ф-1». можно без натяжки считать дождевой: тормозная и разгонная динамика, а также маневренность на мокром асфальте достойны высшей оценки. Центральная часть протектора осталась цельной по всей окружности. Монолитными выполнены и боковые шашки, как на настоящей гоночной «резине»: при качении они не «подламываются», а воспринимают нагрузки непрерывно и равномерно. Это не только улучшает управляемость, но и исключает внезапные срывы в критических режимах, делая поведение шины более предсказуемым. Пятно контакта удалось сделать достаточно широким, почти как на «формульном» псевдослике. Благодаря этому «Игл Ф-1» великолепно ведет себя и на сухом асфальте, а ттмдиционный уже кремнезем («силика») в составе протектора обеспечивает шине повышенный ресурс. Позаботились конструкторы ио защите дорогих легкосплавных колес: кольцевой выступ на боковине шины прикрывает закраину обода. Один из важнейших показателей для скоростных шин - уровень шума. У новинки он рекордно низкий: благодаря широким канавкам, исключающим воздушные хлопки при качении колеса, и крупным цельным шашкам не возникает заметного резонанса во всем диапазоне скоростей даже на изношенной шине. Журналистам предоставили возможность оценить новинку, сравнив ее с изделиями конкурентов на полигоне. Действительно, «Игл Ф-1» оказалась очень «острой», но вместе с тем великолепно сбалансированной шиной и по сумме плюсов - явным лидером. Ее продажи начались в марте 2002 года, а линейка типоразмеров даже «демократичнее», чем можно было предположить - от 195/50R15. Для тех типоразмеров, которых пока нет в ассортименте, «Гудьир» продолжит выпуск предшественницы - модели GS-D2. На правахрекламыIflЖИДКИЙ БИНТ......ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПОЛОСКИ «СКОТЧА»осле тщательной проверки качества лакокрасочного покрытия новенький автомобиль надо еще доставить покупателю в первозданном виде. А путь бывает неблизким, и малейшие царапины испор- Железные «руки» наносят покрытие, тят товарный вид, сведя на которое затем удаляют руки из нет все старания технологов. п поти • чюви. Поэтому обычно машину подвергают консервации - наносят специальное защитное покрытие, например, на восковой основе. Обратный процесс - удаление консерванта проводят дилеры в рамках предпродажной подготовки. Восковые составы обходятся заводу примерно в3 евро на автомобиль, автосалону - в десять раз дороже! Конечно, процедуру хотелось бы сделать как можно дешевле и для завода-изготовителя, и для продавца, не поступаясь степенью защиты кузова от вредных воздействий. Кроме того, удалять покрытие приходится растворителями, то есть наносить урон окружающей среде. США и Канада вообще запретили воск - там признают лишь... обклейку липкой лентой (примерно так защищают дисплеи на часах, калькуляторах, мобильных телефонах). Процедура трудоемкая - например, если все автомобили «Ауди» защищать «скотчем», придется занять 120 человек в три смены. Поэтому в Ингольштадте решили лучше один раз потратить 5 млн. евро на автоматический комплекс, в котором роботы полоску за полоской распыляют (!) на кузов жидкий полимер. Застывая, он превращается в... ленточки «скотча». Кузов обрабатывают сразу после окраски, так что защита работает и на этапах сборки! Каждый «Ауди» оказывается оклеенным 1,7 кг ленты, которую можно удалить вручную без применения каких-либо растворителей. Восемь роботов-«обойщиков» проводят процедуру за 4,5 минуты и 25 евро, что в целом дешевле традиционных консервантов, а значит, вполне устраивает руководство концерна. 1»1Пwww.chisto.ruНаши офисы в Москве: ул. Стасовой, 1 0 / 1 , т. (095) 2 34 - 3 939 ул. Г астелло , 4 1 , т. (095) 9 56 - 1 818 * '(подарок каждому посетителю нового офиса) Наши представительства: С.-Петербург, ул. Куйбышева, 11, т. (812)233-8297, 235-1859 Калининград, Московский проспект. 196. т. (0112) 77-2020ДИЛЕРЫ Екатеринбург Екатеринбург Волгоград Воронеж Воронеж (3432) (3432) (8442) (0732) (0732) 71-77-97 61-05-38 98-08-89 53-66-06 55-37-45 Краснодар Краснодар Краснодар Наб. Челны Норильск (8612) (8612) (8612) (8552) (3919) 62-53-88 53-13-17 54-75-46 53-32-34 44-31-67 ТЕХНИКА /НОВИНКИ«ШТАКЕТНИК» XXI ВЕКАЛИЦО АВТОМОБИЛЯ СТАНЕТ КРАСИВЫМ И ПРОЧНЫМфирм-поставщиков есть С редиименнов вдовольно достигаютспециалисты узкой области. Но ней они совершенства. Американская «Лэк энтерпрайз», например, занимается в основном декоративными колпаками на колеса и решетками радиаторов. Изделие вроде немудрящее: главное, было бы красивым. Но ведь решетка стоит на переднем крае обороны машины и одной из первых принимает на себя удар при столкновении или неловкой парковке. Во втором случае ее замена станет одной из основных статей расхода. Если только это не изделие HIPP-140™, изготовленное по совершенно новой запатентованной технологии. Основа конструкции - пластик, способный упруго деформироваться при ударной нагрузке. В процессе монтажа решетка радиатора ведет себя как вполне жесткая конструкция. Тончайший (46 мкм) слой хрома одновремен-Блестит и гнется, не колется и не царал; такова решетка этого «И>орда»ТшшшшшвГ С^Вно пластичен и устойчив к царапинам и коррозии. Теперь автомобильные модельеры могут максимально выдвинуть решетку радиатора, не боясь при этом нанести ее осколками травму попавшему под автомобиль (не дай Бог, конечно) пешеходу, поскольку нет самих осколков. Компоновщики тоже довольны освободилось немного места под капотом.Пока «Лэк энтерпрайз» снабдила новой облицовкой «Форд-Тандерберд» 2002 года, а вообще фирма работает ис таким гигантом автоиндустрии, как «Даймлер-Крайслер». Кстати, именно на «Крайслере-Нью-Йоркер» новая технология была впервые опробована еще в 1994 году. Блеск той первой решетки до сих пор не потускнел, что и дало новинке путевку в большую серийную жизнь.В ОЖИДАНИИ ВОДОРОДА?СЖИЖЕННЫЙ МЕТАН ФОРМИРУЕТ ИНФРАСТРУКТУРУ БУДУЩЕГОв 2001 году дорогам мира колесили почти 1,5 млн. заправленС огласно всезнающей статистике,автомобилей, по бы больных сжатым природным газом - метаном. Их было для сжатого газа. Сегодня успехи теплотехники таковы, что даже летом удается сохранить запас сжиженного газа в течение двух недель. А больше вряд ли нужно для автомобиля, есше, вот только пополнить запас этого экологически и эконоли только он не используется «по праздникам». мически привлекательного топлива можно далеко не везде, При этом сохраняются все экологические достоинства ведь компрессорные станции строят только над газопровоальтернативного топлива: на четверть меньше выбросы дами. В Германии, к примеру, таких АГНКС всего 200. СОг, на 80% - СО. Если же посчитать конечную выгоду поИ вот концерны «Арал», БМВ, «E.ON Энеджи», «Линде» требителя, то в Германии с учетом налогов она составит решили начать создание сети газонаполнительных станций 40% по сравнению с бензином. нового поколения. Смысл новации в том, что природный газ Первая LNG-заправочная станция (Liquefied Natural Gas) охлаждается до -161°С и при давлении всего 0,6-1 МПа открылась в Мюнхене и обошлась в 400 тысяч евро. Но эти (6-10 атм) переводится в жидкое состояние. Такой метан можрасходы понесены не только ради сиюминутных целей. но доставлять в специальных цистернах. Далее его нетрудно В будущем здесь предполагают переход на жидкий водозалить в баки-термосы автомобиля, установленные вместо тярод, требующий, в принципе, той же технологии хранения желых стальных баллонов, которые должны были выдержии заправки независимо от того, будет ли автомобиль сживать до 20 МПа (200 атм). Несмотря на немалую толщину стегать его в цилиндрах или превращать в электрический ток нок из специальной теплоотражающей пленки, внутри этих в топливных элементах. баков остается достаточно месСжиженный газ, кстати, можно использовать и до того, та, чтобы вместить запас жидкак он попадет в цилиндры двигателя. Ведь испаряясь, он кого метана на 500 км пробега забирает тепло из окружающей среды, и если этот процесс против обычных 200-250 км проводить в специальном теплообменнике, то получим... кондиционер, работающий без затрат энергии! Или, коли Процедура заливки газа почти не отлиречь идет о грузовике, - рефрижератор, экономящий до чается от заправки бензином. За мину15 л дизтоплива в день и не тарахтящий на стоянке. ту в «термос» попадает до 70 литров. IHa amiBiv щ-агп-ама,!шя«м мжфж>*я滈жя f # v ac # a . f maiiЗДЕСЬ ПРЕДСТОЯТ ОТНЮДЬ НЕ ТУРНИРНЫЕ БАТАЛИИрэтл-тесты с ударом автомобиля в деформируемый или недеформируемый бетонный куб - обязательный этап сертификации новой модели. Но потребителя всегда интересует, как поведет себя его машина в реальном ДТП, где на пути может оказаться и круглый столб, и лось, и другой автомобиль. Специалисты фирмы «Хонда» в области пассивной безопасности, воодушевленные высокими оценками своих автомобилей в ходе неофициальных тестов, решили исключить в будущем саму возможность неожиданных результатов. С этой целью в Тошиги (Tochigi) построен крупнейший в мире закрытый полигон площадью... 4 гектара. На его восьми дорожках автомобили будут разбиваться друг о друга в самых разнообразных комбинациях и ситуациях. Легковая «Хонда» сможет повстречать здесь и грузовик, и автобус, и мотоцикл... или «задавить» мирно переходящий дорогу манекен. Даже страшно представить, сколько новеньких «хонд» найдет под гигантской крышей свой конец, но он будет совсем не бесславным. Сегодня в центре исследований стоит прототип ASV2 (Advanced Safety Vehicle) с «продвинутой» системой безопасности. Он разрабатывается совместно с министерством транспорта Японии и должен дать ценные сведения о поведении автомобиля в самых различных ДТП. А еще благодаря реальным крэш-тестам на «Хонде» надеются создавать автомобили, значительно превосходящие требования действующих стандартов. Цель, оправдывающая вложенные средства, - отвоевать у конкурентов покупателей, тронутых заботой производителя об их жизни и здоровье. 1»1КНастоящий аккумулятор для настоящего автомобиляВыбирая «Хоппеке», вы получаете аккумулятор, которым комплектуется «Мерседес». Каждая батарея проходит специальную систему контроля, что обеспечивает исключительную надежность. Высокая пусковая мощность и увеличенный срок службы аккумуляторов «Хоппеке» достигаются применением собственных современных технологий. Уникальная система Duplex®, особая двойная крышка с набором лабиринтных камер и фильтров гарантируют безопасность. Саморазряд сведен к минимуму. Производится только в Германии. Укомплектуйте свой автомобиль, как «Мерседес».U НОРРЕСКЕПриглашаем к сотрудничеству региональных дилеров. Тел. (095) 737 69 37 (многоканальный) E-mail,
[email protected] • www.autounion.ruraj83