ЭКОНОМИКА*ч *,ПРЕДПРИЯ-; АВТрВАЗАEPJ»Пр,МОТОРЗ»^ О др ^5 52 ^ ^ШитSIEMENSCMttKMUIgflflllflllKHfltlir CMtolHKunbwi 1АМЕРИКА В ТОЛЬЯТТИ 96СЕГОДНЯ «ОДА», ЗАВТРА...ЗА МАШИНОЙ В «ПАУТИНУ»1шГТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУГшГДжои Мияоиас: «Конечно, без трудностей не обходится, но пока работы на объектеВДУТСТВОГОо, что вы сейчас прочитаете - устаревшая информация. Как это ни удивительно, сегодня заводы строят чуть ли не быстрее, чем издают журналы. Впрочем, к чему обобщать? Речь-то ведь о строительстве конкретном - автосборочного предприятия в Тольятти, которое будет выпускать «Шевроле-Нива». Мы побывали там в феврале и удивились: буквально за пару месяцев до этого на месте будущего СП «Дженерал моторз - АвтоВАЗ» возвышался лишь вазовский долгострой каркас какого-то цеха. И многие из заводчан, которые ревниво следят за совместным предприятием, сомневались, что его когда-нибудь построят. Только 2 августа 2001 года СП было зарегистрировано, финансирование началось через месяц. Вот уже сентябрь, октябрь - работы все не начинались. Мыслимо ли успеть в срок! Тут еще зима на носу, дело совсем ос_, ложнится...Тпо графику».А в феврале 2002-го большая часть сборочного корпуса уже готова: ярко-синие его стены резко выделялись на фоне бетонных серых цехов Волжского автозавода. И руководство СП уверенно настаивает на уже раз названной дате пуска: 23 сентября нынешнего года.СТРОЙКА КАПИТАЛИЗМА Подрядчик - финская строительная компания «Ханском» - пришла на площадку осенью 2001-го, когда уже начинались холода. Чтобы сделать основание корпуса, пришлось тепловыми пушками прогревать землю до 30 градусов. Одновременно строили стены. Еще не все они поднялись под крышу - проемы «занавесили» плотным материалом, включили обогрев цеха и начали готовить бетонные подушки под оборудование. К моменту выхода в свет этого материала, вероятно, полным ходом будет идти монтаж сборочного конвейера. - Наверное, похоже строили и АвтоВАЗ: там тоже темпы были стремительные. Рассказывают, оборудование монтировали в недостроенных корпусах? - спрашиваем у местного «старожила», 30 лет отдавшего автозаводу, а теперь на пенсии, «изменившего» ему с СП. - Нет, не похоже, - отвечает он. Масштабы были колоссальные. Территория гигантская, тысячи людей, техГники - море. Здесь, конечно, производство маленькое. Зато технологии... Стены, посмотрите, на глазах растут: их собирают из легких панелей два на шесть метров. Несколько дней - и стена готова. А народу мало. СП строят 400 человек. Финны руководят, контролируют, наши выполняют работы. «Наши» - из Питера, где «Ханском» уже много чего успела выстроить (хотя, говорят, крупных промышленных предприятий еще не было). Есть и местные субподрядчики - I ЭКОНОМИКА 1осталась ли она после этого вазовской, иностранные потребители в первую руководитель СП сказал фазу и прямо: очередь ждут, что сотрудничество с - Я хочу, чтобы не было кривотолкрупнейшим мировым производитеков: на АвтоВАЗе - хорошие конструклем позволит предприятию выпусторы и инженеры. Они создали и подтить автомобиль мирового же уровня готовили к производству хорошую мокачества. Что для этого делает «Джедель, и эта модель - разработка Волжнерал моторз»? В конце сентября нынешнего года ского автозавода. Да, вместе со специалистами предприятия мы дорабатываначнет работу сборочный конвейер ем ее для того, чтобы продавать на СП. Но штамповку деталей кузова внешнем рынке, у которого есть свои «Шевроле-Нива», и сварку, и окраску специфические требования. Но это - будут производить на АвтоВАЗе. Кроме того, здесь же станут выпуснормальный рабочий процесс. И все-таки «глазки» у чада явно не кать значительную часть других комот родителя. С капота совместного все- понентов. И если со временем окрадорожника пропадет до боли знакоска, а возможно, и сварка на СП бумая российскому автомобилисту вадет своя, то остальные комплектуюзовская ладья. Ее место займет эмблещие так и останутся в производстве ма «Джи-Эм». С ней ис именем «ШевВАЗа. роле» (а потом только - «Нива» или - У нас сформировано пять групп, какое-то другое российское, какое - которые сегодня работают на Волжпока окончательно не решено) автомоском автозаводе, занимаясь улучшеЧЕГО БОЛЬШЕ: биль выйдет на рынок. нием качества, - сообщил Джон Ми«НИВЫ» ИЛИ «ШЕВРОЛЕ»? Хорошоэтоили плохо? Для патриолонас. - Чтобы добиться результата, Это как родители с трепетом изучают собственное чадо: «чей» носик, тов АвтоВАЗа (есть такие?), наверное, иногда даже не надо вкладывать ни«чьи» глазки? А в кого характер? Так и обидно. Но если посмотреть-с другой каких средств, менять оборудование, о «совместном» автомобиле очень хостороны, вероятно, в этом найдешь требуется только немного иначе орчется узнать: что осталось от Автосмысл. Все-таки авторитет «Дженерал ганизовать производство, складироВАЗа, а что появилось от «Дженерал моторз» у потребителей повыше бувание и транспортировку продукции. моторз»? Слухи ходят разные. Говодет, значит, и доверия новая машина И наши специалисты как раз находят рят, трансмиссия у совместного вседо- вызовет больше, а следовательно, и ветакие «слабые места» и помогают от рожника будет импортная, педальный роятность ее успеха на рынке увелиних избавиться. узел, да и двигатель, скорее всего, на чивается. Если же, как предполагается, Поставщиками СП будут предпричуть ли не 70% от объема выпуска проятия, отобранные АвтоВАЗом. Это те, иностранные поменяют. Джон Милонас, генеральный диредавать на экспорт, то СП ждет просто с которыми автозавод связывают давктор СП, утверждает: для внутреннеотличная перспектива. Так что важние партнерские отношения. Все они относятся к сотрудничеству с «Джего рынка будут выпускать две модинее: амбиции или практичность? нерал моторз» более чем серьезно. фикации. Одна - из российских компЕще только было подписано соглашелектующих, более дешевая. А другая - ХОТЬ СТО РАЗ ние, как на СП потянулись руководитакая же, как для экспорта. С двигатеСКАЖИ СЛОВО «ШЕВРОЛЕ», лем «Опель», «опелевскими» же качество лучше не станет. А оно-то тели заводов-производителей компотрансмиссией и педалями. У нее будет как раз - главное. И российские, и нентов. Задавали вопросы о будущих больше опций: кондиционер, электроСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ стеклоподъемники, центральный замок - все то, что входит в базовую Начнет ли СП «ВЛЗ-GVI» выпускать новую «Ниву> комплектацию многих иномарок. Ну и еще кое-какие изменения, о которых пока предпочитают не говорить. Конечно, цена этой модификации будет значительно выше, чем у предназначенной исключительно для российi 17 % в нынешнем году в ближайшие ского рынка. 66% Згода Господин Милонас - большой дипло|17% никогда мат. Он будет очаровательно улыбаться, долго и подробно приводить отвлеченные примеры, но не ответит на тот вопрос, на который не хочет отвечать. Одrf&fj% , ^ * * Я Е нако когда его спросили, много ли пригигш шлось поработать специалистам «ДжеWllMI • •!I *Т I МП ИЦ | Ч нерал моторз» с вазовской моделью и они делают, например, фундамент для следующей очереди завода. Выглядит стройка немного странно. Такое причудливое сочетание иностранного с «нашенским». Железный некрашеный забор, обшарпанный «скворечник» - проходная - и белый щит с информацией о предприятии. Грязи по колено: идут земляные работы, делают фундамент под окрасочный цех, склады... А рядом - аккуратненький финский домик, ще размещается администрация, чистенькие упаковки строительных материалов. Видавшие виды отечественные экскаваторы, краны - и иностранная, щегольская с виду, техника. Песок, бетон - наши, пластиковые панели, кровельный материал - импортные. Что же из этого в конце концов выйдет? требованиях, показывали образцы продукции, советовались. До пуска СП две группы его специалистов отправились к поставщикам - налаживать систему контроля качества и помогать, где можно, его улучшить. Господин Милонас настроен оптимистично: автомобиль, который начнет выпускать СП «АвтоВАЗ - ДжиЭм», будет собран хорошо и из хороших комплектующих. А иначе, наверное, и не может быть. Что же касается вынесенной в название главы поговорки - так ведь есть же и другие. Перефразируя: назови сто раз «Ниву» «Шевроле», она и...ОТБОР И СЕЛЕКЦИЯПроизводство, качество - это не только и даже не столько оборудование и технологии, сколько люди. Кто будет работать на совместном предприятии? Сейчас (не считая строителей, которые все-таки со стороны) сюда набрали 90 россиян. Это руководители высшего и среднего звена. Около тридНа правах рекламыцати специалистов приехало из Елабуги - у них опыт работы с «Дженерал моторз» по СП с ЕлАЗом. Остальных отбирали в Тольятти. Осенью дали объявление в «Волжском автостроителе» - и посыпались резюме. Люди всех возрастов, занимающие разные ступеньки карьерной лестницы, хотели попасть сюда. Кого-то привлекала высокая зарплата (это миф, пока на совместном предприятии она не намного выше, чем на АвтоВАЗе), кого-то - возможность побывать за границей, кого-то - перспектива профессионального роста. А нужно было выбрать тех, кто сможет работать, соответствуя требованиям СП. - Кандидатов отбирала немецкая фирма ТПМ, - рассказывает Геннадий Гуревич, директор СП по развитию персонала. - Проводили деловые игры, давали выполнять разнообразные упражнения, которые позволяли людям проявить себя со всех сторон. И только после этого рекомендовали, принимать человека или нет.Сам Геннадий до этого работал на АвтоВАЗе. Но автозавод казался ему недостаточно динамичным: быстро достигаешь «потолка», а дальше - никакого роста. На совместном предприятии жизнь бурлит. Те, кого приняли на СП, уже прошли обучение за границей, на предприятиях «Дженерал моторз». Сейчас идет набор на должности мастеров и бригадиров (они тоже поедут стажироваться). А когда сборочный завод будет почти готов, начнется прием рабочих. Кстати, уже сотни людей, из которых немало с высшим образованием, прислали свои анкеты - хотят работать на сборочном конвейере совместного предприятия. Совместную «Ниву» (или «Шевроле»?) ждут. У кого-то исключительно практический интерес, а кто-то видит в ее появлении некий этап в развитии нашего автомобилестроения. Немного терпения: момент выхода в свет первенца СП «Дженерал моторз АвтоВАЗ» приближается. А мы будем рассказывать о происходящем. 1»1выбирая тормозную и охлаждающую жидкости для своего автомобиля,p~D0f4БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! ПОКУПАЙТЕ ПРОДУКЦИЮ- это гарантия надежной работы тормозной системы автомобиля- это уверенное торможение даже на высоких скоростях I - это одна из лучших мировых марок тормозной жидкости - идеально подходит для иномарок и любых отечественных автомобилейтолькоИЗВЕСТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ- это охлаждающая жидкость нового поколения для современных автомобилейтосол-тсБолее 50 млн.водителей в 11-ти странах мира выбрали продукцию со знаком- это отсутствие коррозии к металлам и сплавам - это надежная работа 1игателя при темпеот -40°С до •108°С_. , „ , . , _ . О Е _« - , __ - - -« _ - __ , _ Региональные центры компании Тосол-Синтез": тел. (8313)25-53-47,25-54-42,25-53-32, М ос | ш а ; ( М 5 ) 940.95.57 Санкт-Петербург: (812) 326-24-68, WWW '•<» Т ОСОЛ - С ИНТЕЗ • t oSol " S ' n tвz • Г U • в" 1 ™' 1 :
[email protected] Ростов-на-Дону: (8632) 22-34-62. Шостка (Украина). (05449) 7-03-70К ОМПАНИЯ