190
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ВЛАЖНОЕ ДЫХАНИЕ АКВАРЕЛИ ™АВТОЭМАЛИ РАЗБАВЛЯЮТ... ВОДОЙ •ТЕКСТ / АНТОН УТКИНР КА/ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПри ремонте рулевой трапеции (ВАЗ-2107) мне в мастерской заменили среднюю тягу, на мой взгляд, совершенно исправную, без люфтов в шарнирах Объяснили: палец якобы должен под некоторым усилием утапливаться в шарнире, если нажать вдоль оси. Но зачем? Вас не обманули! Если палец невозможно вдавить в шарнир, сжав пружину, в этом узле непременно появится люфт. Возможно, в вашем случае мастера нашли дефект в самом начале, когда он только стал проявляться. Шарнир устроен просто. В коническом отверстии наконечника тяги находится разрезная (из двух половинок-сухарей) пластиковая втулка, охватывающая шаровой палец. Снизу сухари поджаты довольно мошной пружиной - с тем чтобы усилия хватило для обычной работы шарнира даже при максимальных нагрузках. Только при очень сильном ударе сухари могут на мгновение сместиться, дополнительно сжав пружину - и этим смягчить удар, уменьшить риск разрушения. А в следующий момент встанут на место. Пока между половинками пластиковой втулки есть зазор, они поджаты пружиной, но могут перемещаться, люфта в шарнире не будет. Но если шарнир «закис», забит грязью и т. д., сухари полностью теряют подвижность. Тогда-то и начинается быстрый износ трущихся сферических поверхностей, и он уже не компенсируется подъемом сухарей под действием пружины. Кстати, чтобы эти шарниры (как и другие подобного рода) служили дольше, при каждом техобслуживании нужно внимательно осматривать резиновые защитные чехлы. Поврежденные немедленно заменять (если, конечно, это не окажется запоздалой мерой и упомянутая выше проверка это подтвердит). Но и при исправных чехлах очень полезно дополнительно пошевелить наконечники вверх-вниз, сжимая пружину. Наконец, не вредно их смазывать. Некоторые для этого даже оснащают их пресс-масленками, как делали еще наши деды.одоразбавляемые покрытия для автомобилей впервые появились лет двадцать назад - тогда, в начале 80-х, охрана окружающей среды стала большой заботой цивилизованного мира. Традиционные автомобильные краски, как известно, разводят до нужной вязкости органическими разбавителями, поскольку пленкообразующие компоненты (обычно, меламиноалкидные и акриловые лаки) растворяются только в них. Как правило, в состав растворителей входят весьма токсичные соединения, продолжительное воздействие которых на организм ведет к серьезным заболеваниям. Создать связующие компоненты эмалей, растворимые в воде, совсем не просто, ведь по твердости и стойкости к атмосферным воздействиям они не должны уступать традиционным лакокрасочным материалам. Поэтому первоначально водоразбавляемые препараты были предназначены только для конвейерного применения с высокотемпературной полимеризацией пленки. С каждым годом их доля в поставках на автозаводы Европы, Америки и Японии возрастала, достигнув ныне для этих стран 75, 50 и 35% соответственно. Впрочем, промышленность - далеко не единственный источник вредных выбросов. Там, где покрывают кузова обычными эмалями, обязательно сжигают до образования углекислоты и воды всю «органику», вышедшую через вентиляцию заводских окрасочных линий. А как быть с выбросами многочисленных станций автосервиса, где не предусмотрены дорогостоящие системы очистки, но которые тем не менее расположены повсеместно, включая и жилые зоны? Химики не теряли времени даром и уже в середине 90-х создали водоразбавляемые автоэмали ремонтного назначения. Не уступая по качеству традиционным, они также высыхают за полчаса при 60°С или за ночь - при 20. Органы ЕЭС отреагировали на это подобающе: к 2005 году в Европе и на заводских конвейерах, и на автосервисах щ будут красить только «акварелью». л Легкий запашок растворителя - и ла^— вочку быстро прикроют...ВПять литров спецводы для разбавления краски стоят 8 долларов. По сравнению с ценой самой эмали, а тем более с доходами от кузовного ремонта - пустяки.В России краски нового поколения первой представила немецкая фирма «Штандокс» - в августе прошлого года на Московском автосалоне. Теперь ее клиенты могут перейти на систему окрашивания «Штандохид» (Standohyd) - расходы останутся прежними, к тому же наносить «водяную» эмаль проще и быстрее. Кроме того, она получилась более укрывистой, чем краска на органических растворителях. Если последнюю приходится наносить в два-три слоя с промежуточной сушкой, то для «акварели» достаточно одного плюс немедленный «припыл» - затраты времени сокращаются на 40%. До нужной вязкости краски «Штандохид» разбавляют водой, конечно, не водопроводной: даже мизерные примеси посторонних веществ могут ухудшить качество покрытия. Дабы гарантировать клиенту высокий результат покраски, немцы расфасовывают воду (такую, какая нужна) в свою фирменную тару так же как лаки, грунтовки, шпатлевки и пр. Ответ конкурентов «Штандокса» не заставил себя ждать - сегодня уже и «R-M», «Шписхеккер», «Глазурит» также отправляют своим российским дилерам не только традиционные, но и водоразбавляемые краски. Но завоюет ли «акварель» признание наших сервисменов? Пока не запрещены автоэмали на растворителях, фирмы вольны торговать и теми, и другими - таковы законы бизнеса. Остается ждать очередного «экологического» решения законодателей. 1»1