226
СВОИМИ СИЛАМИ /СЕКРЕТЫ МАСТЕРАДИЗ БАЛАНСЗА ЧТО ЛЮБЯТ ДИЗЕЛЬТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТЕРЛИН, ТЕХЦЕНТР DIESEL POWERДизельные легковушки частник недолюбливает. Правда, заочно. Собственного опыта маловато, ведь машины эти появились у нас совсем недавно. Зато все видели матерящегося мужика с факелом, греющего топливную магистраль КамАЗа. Лучшую антирекламу дизелю не придумать! А ведь у этого мотора масса достоинств. Самое важное - низкий расход топлива: дизель ест куда меньше бензинового мотора равной мощности. У машин сопоставимы динамика и максималка, но у первого чище выхлоп (разумеется, когда он исправен) и выше эластичность. Больше и ресурс: пробег до капремонта достигает 500 тыс. км. За преимущества приходится платить: «Опель» с дизелем дороже примерно на 5%, «Фольксваген» - на 15%, БМВ - на все 20%. Дорог и ремонт. Высоконагруженные детали требуют специальных материалов и более высокой точности изготовления. И квалификации ремонтника - выше средней. Это увеличивает сумму счета процентов на 30. Столько же приходится переплачивать за обслуживание. Главные виновники - дорогие фильтры, специальное дизельное масло и относительно короткие (7,5 тыс. км) межсервисные пробеги. Высокие расходы перекрываются экономией на топливе. Но ис ним проблема: где найти высококачественную солярку? Похоже, крупные поставщики уже вышли на приемлемый уровень. Удается же им без проблем «кормить» импортных дальнобойщиков. А ведь агрегаты грузовиков не меньше легковых любят «правильное» топливо. Но лучше все же подстраховаться - например, расспросить про заветную заправку у бывалого местного дизелиста. Кстати, владельцы стареньких иномарок в выигрыше - их допотопные рядные ТНВД не столь взыскательны к качеству топлива. Уговорил? Тогда пора на рынок. При выборе машины нужен особый подход. Прогретый двигатель даже при значительном (по дизельным меркам) износе работает ровно, без стука. Верное средство - замерить компрессию. Дымить же он может как из-за неисправности топливной аппаратуры, так и вследствие нарушения регулировок. В общем, оценить что-либо на глаз непросто. Поможет диагностика. Мы делаем ее так. Первым делом замеряем компрессию, но на едва теплом двигателе. Масло в поддоне еще густое, плохо разбрызгивается именьше искажает показания. Спешить не надо: без нагрузки холодный дизель набирает температуру крайне медленно. И, кстати, по утрам гонять его после пуска бесполезно - не дождетесь! Прибор - компрессограф подключаем через отверстие для форсунки - более подходящих в дизеле нет. В распечатке самописец графически отображает нарастание давления в каждом цилиндре. Затем снятые форсунки ставим на стенд. Подав к ним топливо под рабочим давлением, наблюдаем распыл. При сборке все уплотнения и подозрительные резиновые шланги обратки обязательно заменяем на новые. Герметичность превыше всего! Отдельно проверяем систему предпускового разогрева - свечи накаливания, датчики, сигнализаторы и реле. Обязательно измеряем (и регулируем!) угол опережения впрыска - специальным дизельным стробоскопом. Если же управление впрыском механическое, используем моментоскоп. И, наконец, прогрев двигатель и запустив дымомер, анализируем выхлоп. Полученной информации, как правило, достаточно, чтобы оценить общее состояние мотора. Обойдется это не слишком дорого 10 долларов за цилиндр. Пренебрегать такой диагностикой не стоит ив эксплуатации, чтобы не нажить крупных неприятностей. Так, пропуски вспышек в одном из цилиндров можно и не заметить (особенно если «горшков» больше четырех). Часть топлива стечет в поддон и смешается с маслом. Процесс необратимый - солярка почти не испаряется. Разбавленное маслице легко выдавливается из зазоров. Лишенные прослойки вкладыши коленвала начинают прихватывать. А это - неминуемая капиталка (500 долл. за цилиндр). Не оставляйте без внимания и мелкие недостатки. Плохой пуск по утрам - виновата система подогрева (ремонт - 50-60 долларов, включая замену свечей). Не заводится горячим, дергается на холостых, плохо тянет на полном газу - дело в топливном насосе. Этот узел хоть и весьма надежен, но не любит воды и грязи. Лучше почаще менять топливные фильтры (25 долл. за комплект), чем плунжерные пары (150-600 долл. с работой), а то и весь насос (1,5-4 тыс. долл.). На этом фоне ре-Замер компрессии - важная составляющая диаг ностики.Свеча накаливания облегчает запуск.