172
174
СПОРТ |шипы, шипы;"ГДЕ ВАША СЛАВА?УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НЕ УДАЕТСЯ СОБРАТЬ СИЛЬНЕЙШИХ ГОНЩИКОВ СТРАНЫ НА ОДНОЙ ТРАССЕТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ •ОТО / ОЛЬГА КОРНЕЕВАот чем хороши зимние трековые гонки: каков бы ни был состав участников и машин, все равно интересно. И тем не менее, почти десять лет на ледяных овалах нет постоянства в главном. Из года в год меняются правила подготовки машин, рождаются и исчезают зачетные группы, возникают новые схемы турниров и отдельных гонок. Похоже, именно эта нестабильность отторгла многих гонщиков от самых любимых в народе автомобильных состязаний. Устали пилоты готовить автомобиль то с такими моторами и шинами, то с этакими,Вприлаживать то карбюратор, то систему впрыска. Нет былого энтузиазма даже в стенах АвтоВАЗа, что же говорить о других? В лучшие годы подразделения завода без труда выставляли десяток сильных пилотов. Ныне лишь один Николай Мезенцев бороздил просторы страны, обучая науке езды по льду новинку трека - ВАЗ-2112. В другом гоночном оплоте страны, Москве, теперь крайне мало желающих выступать «на чужом поле». Лома - пожалуйста, это мы можем, а тащиться на этапы чемпионата страны нет охоты. Так что былые центры трековых гонок увядают, их место занимают другие.Практика подтвердила что добиться корректной борьбы на треке с помощью одних только шипов невозможна Корректными должны быть прежде всего гонщики.Омичи и новосибирцы находят в себе силы появляться по эту сторону Урала. Во всяком случае, чемпионат и Кубок России, просто традиционные гонки в зачете А-1600 (шины без шипов, карбюраторы) не испытывают нехватки спортсменов. Чемпионат России второй год провели с отборочными гонками в регионах («восток» и «запад») и финалом, на котором встретились два десятка сильнейших. Заметим, проходил он в Омске - «концы» для половины участников неблизкие. Ни одного СПОРТ 1москвича и всего два тольяттинца, причем Виталий Дудин выступал за команду «Омск-шина», а прошлогодний чемпион Александр Белов - за... московский «Энергомашэкспорт». Впрочем, вынужденная «маскировка» им не помогла. Фавориты из Тольятти даже в десятку лучших не попали. Успех сопутствовал тем, у кого был самый насыщенный сезон, а именно гонщикам из Татарстана. В этой республике трековые гонки проходят каждый уик-энд, с декабря по март, а трассы чуть ли не в каждом районном центре - Усады, Нурлат, Бавлы, Набережные Челны, Нижнекамск. В Бавлы, кстати, прошли заезды чемпионата в зачете УАЗов, где выступали сплошь ульяновские и сызранские гонщики - в самом Татарстане ни одного спортивного «козлика» нет. «Европа» развлекается по-своему. Центральное место занимает Фестиваль автоспорта в подмосковном Раменском, в рамках которого проходят аж четыре трековые гонки. Две самые главные, Кубок «Эссо-Ультрон» и «Все звезды» - с недельным интервалом. Как, вроде бы, удобно гостям издалека! Но нет, все меньше их стартует на Раменском республиканском ипподроме. И все больше новичков. В чем причина увядания престижнейших в недалеком прошлом гонок? ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ТРЕКОВЫМ ГОНКАМитогиA-l60ft 1. Ф. КАБИРОВ (Наб. Челны) - 22 очка;2. А. А РИФОВ - 21; 3 Р. ВАСИЛЬЕВ (оба - Казань) - 21; 4. И. СЕРОВ (Новосибирск) - 20: 5. В. С А БЛИН - 17; 6. С. УДОД (Оба - Омск) 17, все - ВАЗ-21083. -СУПЕР-ШИПЫ»: 1. С УСПЕНСКИЙ (Москва, «Ситроен-Саксо»); 2. С СКОБЕЛЬЦЫН (Казань, «Опель-Корса»), 3. А. ИВАНОВ (Тольятти, ВАЗ-21083). УАЗ: 1. Е. УЖЕГОВ (Сызрань); 2. Б. ДЖЕПАЕВ;3. В. ДАНИЛИН (оба - Ульяновск).Расстояния? Да, дорого и сложно гастролировать по стране. Но ведь они были и раньше, и не увеличились. Кроме того, те же омичи и даже иркутяне (!) зимой ежегодно приезжают на Дмитровский автополигон посостязаться в кроссе. Значит, не устраивает что-то другое. Класс машин «Супер-шипы», тот самый, где моторы «заряжают» сегодня уже до 220 «лошадей», а комплект финских шин стоит около тысячи у. е., понятно, дорог. Иномарки вообще содержать накладно, это могут единицы. А чтобы построить равные им по силам «восьмерки» и «десятки», усилий одних только пилотов и механиков недостаточно. Нужны конструкторы, инженеры, испытательные стенды и, по возможности, небольшой полигон. В минувшем сезоне мы увидели лишь две-три приличные «восьмерки» - на одной из них тольяттинец (но не заводчанин!) Алексей Иванов трижды поднимался на подиум. Упомянутая «двенапгка» Мезенцева отчаянно капризничала, из-за чего уступала многим конкурентам. А вообще, на всю Россию осталась всего-то дюжина машин класса «Супер-шипы»! И это при том, что главный фаворит Сергей Успенский отдал все свои «опели» соперникам, пересев на «Ситроен-Саксо». Французская машина, по словам пилота, уступает «Корее» в мощности, но близка к идеалу по устойчивости и управляемости. Не сказать, что Успенский имел привычное нам подавляющее преимущество. Алексей Иванов и Рустем Минниханов опережали его в отдельных заездах. Но в итоге Успенский вновь выиграл все гонки, в которых участвовал, в том числе одноэтапный чемпионат страны в Усадах. Кстати, не появились бы обиды. Ведь в А-1600 - три этапа и шесть десятков желающих, в «Супершипах» - один и дюжина, а медали всем дают одинаковые. С небольшим опозданием почувствовав, что в шипованном классе что-то неладно, раменские организаторы нарушили давние традиции «звездной гонки». С прошлого года звание победителя разыгрывается в двух классах машин. Необходимый «кворум» участников (16 плюс четыре запасных) не собрался нынче, увы, даже в А-1600. Ожидая нормальную суровую зиму, решили, что полезно будет «поставить» «восьмерки» этого класса на дорожный шип 13 мм. И просчитались. Какая была зима, сами знаете. Не только в Раменском, но даже в более далеком от Атлантики Татарстане ездили по снежно-грязевой каше и по воде. А кроме того, шипованные шины пришлись по душе только московским командам. Большинство гостей к такому удовольствию не привыкли. Рязанцы, раз попробовав новинку, дружно отказались от двух других стартов. Ну нет у них возможности на каждый второй заезд надевать новый комплект! А шипы вываливаются. Им проще выправить кузов после «контактной борьбы» на «нешипованном» треке. Что ж, теперь мы вправе сказать: различные эксперименты с использованием шипов на трековых гонках так и не добавили им популярности. Был, правда, у шипов час пик в середине 90-х, но это давно позади. И остался в России сейчас, как и был, один, главный, «народный» класс машин: восьмиклапанный двигатель 1600 см 3 , привод на одну ось, карбюратор... Тот самый, через который прошли, одержав громкие победы, все наши великие мастера, ныне ветераны автоспорта - Николай Больших, Владимир Гольцов, Юрий Кацай. Да и Успенский, вспомним, бывал чемпионом страны в этом зачете. А может, и не надо ничего выдумывать? 1»1