196
197
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |СТОПТАННЫЕ ЛАПТИО ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ИЗНОС ШИН?/ЗРИ В КОРЕНЬПредставим кривую полуось: если на этом месте будут периодически «трудиться» все четыре колеса, они станут похожи, как уродливые братья-близнецы. Отсюда следует: на исправном автомобиле менять колеса местами чаще всего бессмысленно, а на неисправном - вредно, так как это маскирует его дефекты, ускоряет износ комплекта шин, да и деталей подвески, рулевого управления... ПИЛООБРАЗНЫЕ АНОМАЛИИ Не часто встретишь автомобилиста, который перед каждой поездкой хотя бы пересчитывал колеса, не говоря уже о контроле давления воздуха. К чему приводит такое непочтение, говорилось несчетно. Лишь обнаружив, что одно из колес изнашивается в вопиющем «противоречии» с другими, владелец припоминает, как месяц назад влетел в яму! Ездят все по-разному. У кого-то шины визжат на повороте - и происходит то, что показано на рис. 2. От боковых сил всего сильнее изнашиваются внешние дорожки протектора переднего колеса, на которое «наваливается» кузов. Результат - пилообразный износ уже поперек дорожек. «Знаток» скажет: но это же - как при чрезмерном развале колес (рис. 3), когда тоже изнашиваются внешние дорожки! Различить то и это, в принципе, можно. При большом развале эти дорожки существенных боковых сил не испытывают. А значит - в поперечном направлении «пилы» нет, износ ровный.ТЕКСТ / СЕРГЕИ ЕВСТИФЕЕВМЕНЯТЬ ИЛИ НЕ МЕНЯТЬ? Кому бы пришло в голову менять местами колеса, работающие в одинаковых условиях? Но условия всегда разные: одно колесо ведущее, другое нет, одно нагружено больше, другое меньше. Дорога под левым и правым не одинаковая - последнему больше достается и выбоин, и грязи, и гвоздей. Не одинаково и давление воздуха, различно состояние подвески, тормозов, отличаются углы установки... Результат хорошо известен: колеса изнашиваются неравномерно. Заметив это, многие заглядывают в инструкцию, - а там, как правило, есть рекомендация - менять местами! И показано, как это сделать. При сем отмечено: для более равномерного их износа.Вообще-то износ для шины - понятие довольно емкое, но не последнюю роль играет истирание протектора. Оно обусловлено тем, как прилагаются к «шашкам-дорожкам» силы реакций дороги, «причесывающие» протектор с разных направлений (в зависимости от движения колеса относительно покрытия). Шашки подгибаются и сильнее изнашиваются на той стороне, к которой приложена сила. Если она действует преимущественно в одном направлении (например, на передних колесах заднеприводной машины), шашки изнашиваются неровно, образуя заостренную заднюю кромку (рис. 1). Заметим, что приработавшаяся на своем месте шина «лысеет» медленнее новой (нагрузки на углы шашки у первой меньше). Выходит, равномерный износ шин - не значит минимальный.Рис 1. Так изнашивается шашка в условиях изгиба.Рис. 2. Износ дорожек протектора в повороте.Рис. 3. Износ протектора, вызванный чрезмерным развалом. Рис. 4. Такого быть не должно!Рис. 6. Повышенное давление перегружает средние дорожки протектора.£2>3BSSKРис 7. Износ протектора возле боковин следствие низкого давления в шинаЧТО ИКАК МЕРИТЬИной профессионал чуть что хвастает: «У меня глаз - ватерпас!» Но, как показывает жизнь, хвастает напрасно. Сэкономив две-три сотни, автовладелец, сам того не замечая, в конечном счете платит куда больше - с Рис. 5. Износ протектора от чрезмерного схода. неправильными углами установки колес машина, мягко говоря, «не та»: хуКонечно, если оба фактора налицо, же рулится, хуже едет - нервирует... Между тем современные, сложные точно определить, что с шиной происходит, трудно. А нужно ли? Само рисунки протектора подобному «анапо себе «облысение» протектора лизу» порой не поддаются: нет четких должно насторожить. Это явная аношашек или дорожек, выступы и прорези - стреловидные, винтообразные, малия. Кстати, взглянем на рис. 4. Такого серпообразные. Все это чаше всего напри естественном износе шин исправцелено на достижение высоких поканого автомобиля быть не может! Визателей шины. Оценивать углы устадимо, левую при ремонте развернули новки таких колес по характеру изнонаоборот: колеса работают несимметса протектора весьма рискованно. рично, машину тянет в сторону. ЗаодЕдинственно разумный подход - инно напомним, что шину с направленструментальный. Кстати, толковый ным рисунком переворачивать вообавтолюбитель и ниткой отрегулирует ще нельзя - на мокром, грязном, засход-развал как надо, тем более, что снеженном покрытии она не обеспедопуски на эти углы довольно широкие. Едва ли не главное - чтобы углы чит необходимого сцепления. Теперь о сходе колес. Если он в нордля левого и правого колес были досме, то бокового проскальзывания таточно симметричны, без явного протектора нет, износ - ровный. При «антагонизма». неправильном сходе шашки гнет боНу а чем мерить давление в шинах? ковая сила и появляется «пила» в поНе ударом «тарированной ноги»! А перечном направлении по всей шишинным манометром. Да вот беда: рине протектора (рис. 5). Направлеточность требуется довольно высокая ние «пилы» зависит от действующих (ошибка больше 0,1 кгс/см2 недопустисил. При положительном сходе пома), а продающиеся горе-приборы покрытие «набегает» на протектор с рой врут в три раза больше. Остается внешней стороны: «зубья» смотрят «прокалибровать» манометр, сравнив внутрь. При отрицательном - наобос другим, хорошо проверенным. рот. При правильном давлении протектор нагружен равномерно, изнашивается ровно. Лучше проверять это по задним шинам - они меньше зависят от перегрузок на повороте. Если же износ выглядит так, как на рис. 6, давление в шине слишком большое - колесо опирается, в основном, на средние дорожки, здесь и «лысеет». А при малом середина протектора недогружена, колесо опирается на крайние дорожки (рис. 7). Кстати, если загруз-ка автомобиля меняется, то и давление воздуха в шинах нужно корректировать. НА ДЕСЕРТ У вас «Жигули», «Самара», «Волга»? Балка заднего моста или задней подвески довольно жесткая, плоскости колес параллельны - и можно считать, что здесь понятия сход и развал неуместны? Верно. Но... не всегда! Если балка деформирована, задние колеса могут изнашиваться неправильно, например, как на рис. 8. А вот кое-что почуднее - протектор изношен словно «по диагонали». Видимо, при каждом обороте колеса нагрузка приходится то на внутренние, то на наружные дорожки протектора. Это бывает, если беззаботный хозяин катался с кривой полуосью или деформированным диском колеса. Шина, как говорят, «восьмерила». (Внимательный это сразу заметит: при скорости около 10 км/ч машину ощутимо покачивает в стороны.) Иногда задают и такой вопрос. Почему на заднеприводной машине протектор передних колес пилообразный, а задних - ровный? А на переднеприводной - наоборот? Объяснение простое. Ведущее колесо то тянет, то тормозит - действующие на протектор силы меняют направление на 180° - и шашки стираются ровно. А ведомое колесо, как уже было сказано, испытывает нагрузки одного направления. (Эпизодическое движение задним ходом не в счет.) Еще один вид необычного износа равнораспределенными пятнами, «плешинами». Этим колесо сообщает хозяину, что оно плохо отбалансировано - и, к тому же, пора заняться подвеской, амортизатором. Пятнистый износ - признак сильных резонансных колебаний шины и подвески при недостаточном их «гашении» амортизатором. Видимо, придется ехать к специалистам. 1»|