92
93
94
95
ЭКОНОМИКА/АВТОПРОМКАМАЗ: ВЫЖИВАНИЯВМММШ . л ГУТ ь ПРЕОДОЛЕТЬКРИЗИС ЯНЬТУ^^МОЛПРЕЦД^^ВKAMCKU'S !-SliiЛЯвмиа ВЕРНЕТСЯ ЛИ «ТАВРИЯ» 196ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВБАТАРЕИ ИЗ КОРЕИ«ПЕЖО-СИТРОЕН» ТЕСНИТ ЛИДЕРА198Сообщение СМИ: на КамАЗе сгорел завод двигателей. Когда разгребли завалы - ужаснулись, увидев вместо станков груды искореженного металла. За восстановление завода двигателей взялись всем миром. Всего полтора года потребовалось, чтобы моторный стал таким же, как прежде! Но завод, потребовавший на свое восстановление полмиллиарда долларов, вогнал КамАЗ в неподъемные долги. Самый драматичный момент: 1997 год. После очередной смены руководства КамАЗ возглавил Иван Михайлович Костин, успешно директорствовавший на камазовском же заводе по ремонту двигателей. Погрязший в долгах, заложенный кредиторам КамАЗ надо было как-то поднимать. Как? Европейский банк реконструкции и развития, которому КамАЗ заложили в свое время под смехотворный кредит в 100 миллионов долларов, требовал банкротства и продажи предприятия. Казалось, это конец. И в начале 1998 года завод остановился. Такой вот производственный «Титаник». Хотя... ТРУДНОЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ - Я был нормальный профессионал в области производства, но не экономики, - рассказывает Иван Костин. Готовых рецептов не существовало, многое пришлось делать интуитивно,Ноовслепую, причем очень быстро. И уже в мае 1998-го разработали антикризисную стратегию, состоящую из 26 программ. Задача номер один - сокращение издержек. Перевели закупки на денежную оплату (спасибо правительству Татарстана - поверили, дали кредит в 115 млн. руб. для пополнения оборотных средств): избавившись от бартера, снизили затраты на 25%. Уменьшили издержки на «энергетику» на 30%. Законсервировали часть оборудования, избавившись от расходов на его содержание и налогов. Это сегодня звучит гладко, но чтобы избавиться от «лишней» собственности, пришлось, по сути, заново оптимизировать мощности почти на всех заводах КамАЗа! Были и ошибки, зато учились экономить с умом. - Ежедневно руководителям завода приходит сводка по расходам, - говорит первый вице-президент КамАЗа П. Полторыхин. - Вот итоговая за февраль: экономия расходов на энергоносители - 1815 тыс. руб., на покупные воду, газ и пр. - 22 млн. руб. За счет чего? Например, смена на энергоемких производствах начинается в семь вечера, когда тарифы ниже. Но экономия - это только одна сторона дела. Надо привести мощности в компактное состояние и прийти к другому принципу производства. От массового - к гибкому.о всем законам логики он должен был погибнуть. Как может существовать завод, рассчитанный на ежегодный выпуск 150 тысяч грузовиков при потребности в них, не превышающей 30 тысяч (это при хорошем раскладе!)? А если добавить, что на этом гиганте в самый разгар экономических катаклизмов сгорело одно из главных производств, то вывод будет однозначным - не жилец. В общем-то, против таких аргументов и правда не поспоришь - завод не просто бедствовал, а неудержимо падал вниз с начала девяностых. В 1997 году у него уже были долги в полтора миллиарда (!) долларов и речь шла о полном банкротстве. О том, что КамАЗ жив, возвестила пару лет назад реклама на телевидении: «Танки грязи не боятся!». О том, что живет неплохо, - сообщение: по итогам 2001 года автозавод получил прибыль 42 миллиона рублей. Пусть символическую, она, похоже, и заводчанами воспринимается лишь как символ. Но зато - чистую.ПИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ Когда-нибудь эта история войдет в учебники по экономике как пример антикризисной стратегии. Вот несколько эпизодов. Апрель 1993 года. ро И. На новом высокопроизводительном, современном оборудовании фирмы «Хеккерт» выпускаются блоки цилиндров. Для КамАЗа это настоящий прорыв, причем по уровню качества тоже. В ближайшей перспективе - создание двигателей мощностью более 400 л. с. (пока самый мощный камазовский мотор - 360 л. с). Но, конечно, главным из продуктовых блоков остается автомобильный. Может, когда-нибудь производство грузовиков станет лишь одним в ряду Вместо гигантских линий огромной автобусов (пока покупает только других на КамАЗе, даже не самым производительности - небольшие один завод - НефАЗ) и на вторичный крупным, но пока... Пока Камский гибкие обрабатывающие центры, рынок. Но главное - двигатель. После завод остается автомобильным и долспособные быстро перестраиваться реструктуризации долгов (кредитожен думать о том, чтобы основная под новые программы, новые виды ры убедились в состоятельности анпродукция не просто удерживалась продукции. На заводе работало 115 тикризисной программы, и часть на рынке, а завоевывала все более тысяч человек. Сократили лишних за долга была погашена в обмен на акпрочные позиции. счет реструктуризации производства ции КамАЗа, другую будут возвра23 года завод выпускал, по сути деи управления, а также передачи сощать в течение 10 лет) был пролонгила, один и тот же грузовик. Да, долциальной сферы городу. После этого рован аккредитив по кредиту, предогие годы он оставался лучшим в страосталось 55 тысяч. ставленному японским «Эксимбан- не. Но время изменилось. Уже три гоком». Это значит, в ближайшее время да как сходит с конвейера самосвал начнутся кардинальные перемены. полной массой 24 тонны, появилось СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫХ То, что пока не удается другим авНачиная с 2001 года, КамАЗ преи новое семейство КамАЗ-6520. Есть тозаводам, получилось у КамАЗа. кратил выпуск двигателей, соответств производственной программе автоЗдесь разделили производство на три вующих нормам Евро 0 (они приносимобильного завода армейские грузопродуктовых блока: производство авли большую часть рекламаций. Уже вики многоцелевого назначения - сетомобилей, блок компонентов (силосейчас в программе КамАЗа 97% димейство «Мустанг». вой агрегат, мосты, автобусные шасзелей соответствуют экологическим - Сейчас наша задача - успеть подгоси, колесные диски и пр.) и заготовинормам Евро I - кстати, и качество их товиться к вступлению в ВТО, а для тельное производство. И с 15 июня повысилось). А с нынешнего года мелэтого требуется бежать в десять раз 2001 года каждый из этих блоков стал кими сериями запущены в производбыстрее, - говорит И. Костин. - Надо жить и развиваться самостоятельно, ство моторы, соответствующие Ев- говорить даже не о Евро II и Евро Ш, оставаясь при этом в одной связке. а уже о ЕвроЩ, вкладывать деньги Такой получился многопрофильный в новые технологии. Если такую цель холдинг. не ставить, мы никогда никого не догоним. Мы и так можем добиться конкуРешение оказалось эффективным. рентоспособности только при участии Вначале думали: как может сущестзападных компаний. И КамАЗ ведет вовать заготовительный блок, в котос ними переговоры. Нужно провести рый входят кузнечный, литейный и финансовый аудит, чтобы в мире знаавтомеханический заводы? Где, кроли: предприятие стало жизнеспособме родного КамАЗа, найдет покупаным. То есть, по крайней мере, безубытелей? Выяснилось: у него - огромточным. Это привлечет инвесторов ные перспективы. Сейчас, например, (кстати, акции КамАЗа уже растут: кузнечный работает с 13 фирмами с девяти центов в 1997 году до 43 ценв ФРГ, поставляет восемь наименоватов в нынешнем - не густо, но есть диний деталей самой «Даймлер-Крайснамика!). лер»! Выполняет заказы ИВЕКО, китайской Первой автомобильной комНа заводе микролитражных автомопании, делает нефтяникам всевозбилей в нынешнем году планируется можные фланцы для буровых. Около ввести в строй новый окрасочный цех, 15% продукции блока идет на внекаувеличить мощности сварочной и сбомазовский рынок, принося ежемесячрочной линий. ЗМА готовит мощности но 16 миллионов рублей выручки. под выпуск 75 тысяч автомобилей И это только начало. в год, а потребности рынка шире. Но производство «Оки» сдерживает неЕсть новости иу блока компоненхватка силовых агрегатов, которые потов. Здесь начали делать шасси для ставляет АвтоВАЗ. Сейчас идут переговоры о передаче мощностей по выпуску моторов для ВАЗ-1111 на КамАЗ... Впрочем, завод микролитражных автомобилей заслуживает отдельного разговора, и стоит, наверно, отложить его на потом. Потому что еще надо вернуться к мотору, соответствующему нормам Евро Iи П. НЕ БРОСАЯ ПЕДАЛЕЙ Что стоило КамАЗу внедрить его! Все деньги, которые появлялись у завода, пускали на закупку оборудования для создания экологичных моторов, ведь с 2001 года Госстандарт запрещает выпуск автомобилей, не соответствующих нормам Евро I. И они их сделали, думая, что теперь обойдут конкурентов. А конкуренты добились переноса решения Госстандарта. Вот уже 2002 год, а в стране все еще продолжают производить старые двигатели. КамАЗ снова затянул пояс и уже выходит на Евро II, но, похоже, и дальше конкуренты пролоббируют производство неэкологичных мотоНа правах рекламыров. И ведь потребитель выберет их! Пусть грязнее, зато дешевле. Да, камазовские дизели лучше, но они и дороже: турбонаддув, охлаждение наддувочного воздуха, новая коробка все это стоит денег! - К концу года начинаем выпуск тягача, который будет конкурировать с МАЗом, - рассказывает генеральный директор КамАЗа. - Мы, конечно, сделаем все, чтобы выиграть, но это будет очень непросто! Чувствуем себя как на велосипеде: чтобы не упасть, надо все время крутить педали. Наверное, так и должно быть. Только хотелось бы, чтобы при этом дорога была поровнее. Пока же КамАЗ, набирая скорость, несется по ухабам. Но это лучше, чем тихо лежать на дне. - Я очень благодарен людям за то, что нам поверили, сдвинули вместе с нами эту махину, - говорит Иван Костин. - И теперь самое страшное было бы обмануть их ожидания. Чтобы этого не произошло, мы и работаем. |а>|Эасиизавный дистпиоЧ (095)196-6275 (3952) 20-2499 (0112)57-7331 (3843)36-7813 (8452) 29-0659 (3452)41-4716 (8202) 28-2610А&Т trade, www.athifi.ruМосква Санкт-Петербург Новосибирск Ростов-на-Дону Смоленск Воронеж (095)933-3717 (812)279-7566 (3832)23-3333 (8632)62-3237 (0812)23-0337 (0732)51-9255ИИСпециализированный установочный центр - 778-4949I*