74
75
I ТЕХНИКА |w/ДИНАСТИЯСВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА БЕЗОПАСНОСТЬТЕКСТ / М АКСИМ САЧКОВЗто греческое имя прозвучало в автомобильном мире в начале 90-х, когда было представлено первое поколение машин. В середине прошлого десятилетия кузов немного освежили, а в 1998 году в двери автосалонов постучала новая «муза». Имя осталось прежним, добавился лишь индекс И. Инженеры вдумчиво поработали над многими узлами и агрегатами. Седан «Рено-Клио Символ», который неплохо продается в России, вырос именно из этого хэтчбека. А во Франции тем временем появилось очередное поколение - серьезно модернизированный «Клио» представили в 2001-м. Сравним машины двух поколений, 1998 и 2001 года, по одному из наиболее важных параметров - пассивной и активной безопасности. ПРОСЧИТАТЬ СИТУАЦИЮ Сидяшему за рулем надо создать комфортные условия, поэтому много сил французы бросили на борьбу с шумом и вибрациями. Чтобы не пускать «неприятные» децибелы от двигателя в салон, изменили шумоизоляцию передней части автомобиля и щитка передка. Свою лепту внес и усиленный подрамник, который, кстати, легко уживается с любым мотором. Основные агрегаты - двигатель и коробка передач - получили более «тихие» крепежные кронштейны и реактивные тяги. Фирма пошла навстречу любителям ночных поездок: по заказу путь новому «Клио» осветит ксенон. За наклоном оптики следит электронный блок,Элементы пассивной безопасности нового «Рено-Клио»: 1 - ограничители усилий ремней безопасности; 2 - преднатяжители; 3 - боковые подушки безопасности; 4 - фронтальные адаптивные подушки безопасности; 5 - точки крепления системы «Изофико.который получает информацию от датчика положения кузова. Благодаря новым технологиям светотехника «смотрит» на 30% дальше. Кроме того, ксеноновые фары выхватывают из темноты более широкий кусок дорожного полотна. НЕ ДОПУСТИТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ Увы, предусмотреть все невозможно, поэтому автомобиль должен страховать водителя в критических ситуациях. Начнем, пожалуй, с наиболееСистема помощи при экстренном торможении AFU позволяет остановиться до объекта, а не за ним. важной системы - тормозной. Диаметр тормозных дисков на прежней модели составлял 238 мм, а после модернизации - 259 мм. Результат - выше эффективность и короче тормозной путь. Тормозные диски «потянули» за собой колеса, которые стали шире на полдюйма и достигли 15 дюймов в диаметре даже на базовом варианте хэтчбека. Современные тормоза работают под контролем электроники. Самую распространенную - антиблокировочную систему (АБС) устанавливали на «Клио II» как опцию, на новой модели она стала базовым оборудованием. Вместе с АБС удержать машину на траектории помогают устройства EBV, которые в зависимости от загрузки автомобиля распределяют тормозные усилия по колесам. На предшественнике подобную задачу, но только для задних колес выполнял традиционный регулятор. АБС и электронный регулятор помогают выигрывать драгоценные метры, которых часто не хватает в экстремальных ситуациях. Но кроме них в списке электроники нового «Клио» значится аббревиатура AFU. Это устройство вступает при экстренном торможении («брейк эссист»). Когда водитель резко нажимает педаль, датчик подает сигнал управляющему блоку. Исполнительный механизм приоткрывает клапан в вакуумном усилителе, и разрежение дополнительно вытягивает мембрану со штоком главного тормозного цилиндра. Максимальное давление в системе остается постоянным, пока водитель не отпустит педаль. В рулевом управлении на смену гидравлике пришло электричество. Более компактный электроусилитель стал быстрее и четче реагировать на команды водителя.Система «Изофикс» на новом «КЛИО» получила доКузов нового «Рено-Клио». Красным цветом показаны усиленные детали, желтым - новью элементыДОВЕРИТЬСЯ АВТОМОБИЛЮполнительную, третью точку крепления Выключатель подушки безопасности расположен на двери.Когда все возможности водителя и средств активной безопасности исчерпаны, машина приносит в жертву себя, и первым на защиту людей встает кузов. «Платье» нового «Клио» шили по меркам предшественника, кстати, получившего четыре звезды из пяти возможных в тестах EuroNCAP. В погоне за пятой разработчики вмешались в конструкцию кузова. На модели 2001 года усилили поперечины подрамника, щиток передка и стойку крыши, в верхней части которой установили новый силовой элемент. Крылья приняли иную форму, но остались, как и на предшественнике, композитными. Для защиты от бокового столкновения среднюю стойку оснастили трехмиллиметровой стальной пластиной. Вместе со специальной энергопоглощающей конструкцией она лучше держит удар, защищая грудную клетку водителя и переднего пассажира. На крыше изменили форму поперечины, сделав ее толще. Кроме того, пороги трехдверной модификации усилили дорожками в виде греческой омеги, а верхние и задние боковые стенки сделали более жесткими. Кроме уже опробованных на прежней модели ограничителей усилия, использовать ремни безопасности максимально эффективно помогает новинка - преднатяжитель. Пиропатрон в сотые доли секунды натягива-ет ремень. При ударе туловище водителя с ускорением движется вперед, и как только инерционная сила достигает 4000 Н, срабатывает ограничитель усилия. Он распускает ремень, оберегая грудную клетку. В этот момент эстафету по спасению водителя принимает подушка безопасности, причем на новом «Клио» она стала адаптивной. В зависимости от силы удара «мешок» наполняется газом либо полностью, либо только наполовину. Датчик, установленный в переднем сиденье, определяет положение туловища. Блок управления, получая дополнительно данные о скорости автомобиля, анализирует информацию и рассчитывает, сколько газа достаточно для спасения несчастного. Сделано это, конечно, не ради экономии - водителей часто травмировала при несильных ударах широко раскрывшаяся подушка. В последнее время большое внимание уделяют безопасности маленьких пассажиров. На «Клио П» за надежное крепление детского кресла отвечала система «Изофикс». Она перешла и на новую модель, став при этом более совершенной - появилась третья точка крепления. Сиденье можно зафиксировать ремнем безопасности, защелкнув его в верхней части спинки. Эта страховка ограничивает перемещение кресла при ударе. Кроме этого, на новом «Клио» места для установки предусмотрены не только на заднем, но и на переднем сиденье (только обязательно отключите подушку безопасности пассажира!). Фирма «Рено» всегда очень серьезно относилась ко всему, что касается пассивной и активной безопасности. Возможно, французы и не законодатели в этой области, но у них всегда есть свое мнение и свежий взгляд на проблему. Новый «Клио» - весомое тому подтверждение. 1»1