76
77
ТЕХНИКА /ЭКОЛОГИЯТВЕРДЫЙ КУРС ЕВРОРЕЧЬ НЕ О ДЕНЬГАХ, А О НОРМАХ ТОКСИЧНОСТИ. НА ПОРОГЕ - УЖЕ ЕВРО IVчем с недавних пор - при температуре -7°С. Нейтрализатор же, как известно, НА СТАРТ... вполне эффективен лишь при разогреНачиная с 1995 года, всем продаваеве до нескольких сотен градусов. мым в Европе автомобилям полагалось Более жесткие «правила игры» застаотвечать нормам токсичности Евро I. вили конструкторов сначала перенести Это был лишь первый шаг на пути, раснейтрализатор ближе к выпускному считанном на долгие годы. Именно Евколлектору, а затем озаботиться теплоро I оговаривали такие важные услопроводностью самого коллектора. Навия, как соответствие нормам не только пример, появились узлы, изготовленнового, но и уже намотавшего под сотные из композитных материалов. ню тысяч километров автомобиля. ОдДля более четкого контроля и диагним высоким качеством сборки машин ностики систем впрыска многие фирбыло уже не обойтись, поэтому принямы стали устанавливать дополнительтые требования стали тем стимулом, ный датчик кислорода уже после катакоторый привел к весьма заметным излитического нейтрализатора; вскоре менениям в конструкции. решились и на применение нейтрализаПрежде всего, это поголовная устатора-» дублера». И все же магистральное направление новка каталитических нейтрализаторов. Их внедрению предшествовало запреработ - доводка двигателей. Конструкщение губительного этилированного торы стремятся заложить в них запас бензина - фактически, реорганизация интеллектуальной «прочности», чтобы нефтеперерабатывающей промышленизбежать дорогостоящей модернизаности. Впервые был оговорен уровень ции после введения еще более суровых экологических норм. А их принятие испарений из топливной системы. Производители автомобилей, компдело решенное. лектующих, топлива узнали о грядущем «озеленении» не вдруг, поэтому пеМАРШ! Час «Икс» грядет в январе 2005-го, кореход к нему оказался не слишком болезненным. Но расслабиться им не дагда вступят в силу нормы Евро IV. К этоли: всего полутора годами позже автому времени, очевидно, придется оконмобильные компании были вынуждечательно отказаться от головок блока с ны «подгонять» моторы под Евро И. На двумя клапанами на цилиндр. Уже сеэтом этапе произошло вытеснение одгодня они уступили место трех-, четыноточечного впрыска более интеллирех- или даже пятиклапанным. Наиболее актуальны схемы с нечетным чисгентным распределенным.ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙСхема механизма газораспределения «МерседесБенц» с тремя клапанами и двумя свечами на цилиндр особенно эффективна на моторах большого объема с восемью и двенадцатью цилиндрами.лом клапанов, например в двигателях «Мерседеса»: конструкция с двумя впускными и одним выпускным клапаном позволяет повысить температуру в выпускном тракте (по сравнению с четырехклапанной схемой - до 70°). Настоящую революцию в двигателестроении устроила фирма «Мицубиси»; ей первой удалось реализовать идею впрыска бензина непосредственно в цилиндр, по аналогии с дизельными моторами. Свое ноу-хау японцы запатентовали кодом GDI (кроме того, непосредственно в цилиндры своих моторов подают бензин также системы HPi и FSi соответственно у «Пежо» и «Ауди»), а также ряд других. Отказавшись от приготовления смеси во впускном коллекторе, инженеры «Мицубиси» сумели взять под более строгий контроль процесс сгорания. К тому же технология GDI позволяет сдвигать момент впрыска: на холодном моторе топливоS зоо Sоо 250-ВНИМАНИЕ...К 2000году,когда состоялся переход к Евро III, с которым Европа живет и сегодня, автогиганты подошли каждый со своим багажом идей и наработок. Многие из них так или иначе решают проблему быстрого прогрева каталитического нейтрализатора до рабочей температуры. Этого требует новая методика контроля выбросов: если раньше диагностическое оборудование подключали спустя 40 с после холодного старта, то теперь контроль начинают непосредственно с пуском мотора, приIСтили вождения агрессивный нормальный спокойныйЛ«Начинку» нейтрализатора постоянно модернизируют. На смену вспененной керамике все чаще приходит металлическая фольга. Например, «Алюхром» толщиной 0,025 мм с втрое большей плотностью ячеек - до 155 на 1 см 2 .В городе зимойВ городе летомЗа городомВсего лишь умерив «драйверские» амбиции, вполне реально уменьшить выброс СО в несколько раз. НАША СПРАВКАРоссия не стоит в стороне от экологических реформ, проводимых в Европе. И все же отечественная промышленность не в состоянии угнаться за нынешним ростом требований в развитых автомобильных странах. С 1999 года формально на территории России действуют нормы Евро I, а в июле текущего года мы обязаны «дотянуться» и до второго Евро. Только сможем ли? Вероятно, вступит в силу проект, в соответствии с которым наши заводы получат двухлетнюю отсрочку: доля новых автомобилей, соответствующих Евро II, должна будет расти ежегодно и составит 100% к 2004 году. на керамические соты. Последнее нововведение - отказ от платины в пользу родия и палладия, теплопроводность которых выше. Появляются нейтрализаторы с накоподается в конце такта сжатия, что позволяет в считанные секунды разогрепительными резервуарами, не позволявать отработавшие газы до 800 вместо ющими неочищенным газам вырваться 200°С у традиционных моторов. Как в атмосферу. Многие фирмы, среди котолько двигатель полностью прогреваторых БМВ, наладили выпуск нейтрается, электроника смещает момент лизаторов и лямбда-зондов с электровпрыска бензина и выводит мотор на подогревом. Вообще, прогноз развития нейтрализаторов на ближайшие годы экономичный режим. Прогрессирует и конструкция нейтоптимистичен: их КПД, вероятно, ударализаторов. Сегодняшние модели так стся довести до 99%. называемых трехкомпонентных систем Но системы питания и выпуска - лишь в состоянии перерабатывать до 90% полдела, ответственность за чистый вывредных веществ, содержащихся в выхлоп лежит и на системе зажигания. На хлопе, однако это не предел. Специалимногоцилиндровых моторах прекрасно сты «химичат» с составом, наносимым зарекомендовала себя схема, при которой каждый цилиндр оснащен двумя свечами. Зачастую они снабжены и персональными катушками зажигания. Сегодня подобные решения внедряют также на малолитражных двигателях. «Хонда» разработала экономичные 1,2- и 1,4-литровые агрегаты с двумя клапанами (!) и двумя же свечами на цилиндр (ЗР, 2001, № 6). Интервал между импульсами высокого напряжения зависит от оборотов и нагрузки Проблему выброса сажи в грузовых дизелях двигателя, что оптимизирует процесс «Вольво» решает установкой модуля, в который сгорания и снижает риск детонации. входят нейтрализатор и особый керамический Новые моторы уже устанавливают на фильтр. Этот «тандем» также заменяет глушитель. «Хонду-Джа з».ЕВРОПЕЙСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Содержание вредных веществ, г/км Нормы тотекчности Евро I Евро II Евро III Евро IV NO, CH+Ng, Частицы 0,14-0,25 0,08 0.05 0,025 Наполнение цилиндра по рецепту «Ауди»: в зависимости от нагрузки и режима работы мотора варьируется момент впрыска и формирование заряда (двигатель FSI).А ЧТО ЖЕ ДИЗЕЛЬ?2,72 1,1 0,97-1,7 2,2 0,7 2,3 0,2 0,15 0,5 0,56 1,0 0.1 0,08 0,25 0,30Не остались в стороне от реформ и эти моторы. Все крупные фирмы уже освоили современные системы питания: «коммон рейл», насос-форсунки с электронным управлением. Последние позволяют поднять до немыслимых2000 атмосфер (200 МПа), что сделано для тончайшего распыления дизельного топлива; отработавшие газы проходят через систему рециркуляции... И все же главную проблему дизельного мотора - обратную пропорциональность между выбросами сажи и количеством окислов азота - решить окончательно до сих пор не удалось. «Пежо» устанавливает в выпускную систему устройства с реактивами, снижающими температуру разложения накопившейся в специальном нейтрализаторе сажи (ЗР, 2000, № 12). Естественно, существуют методы «электронной борьбы» с токсичными выбросами. Все чаще мы слышим о так называемой системе управления по проводам drive by wire. В решении экологических проблем ее роль очень велика. Скажем, электросвязь между педалью акселератора и дроссельной заслонкой не позволяет последней резко «распахиваться настежь», повинуясь ноге лихого водителя. Желанное ускорение он получит малой кровью... вернее, малым бензином. В глобальном масштабе так сэкономят тысячи тонн топлива! Это не единственная хитрость, которую позволяют совершенные программы управления мотором. Например, кратковременное обогащение смеси дожигает окислы азота, аккумулированные в ней трализаторе с накопителем. Напоследок вернемся к денежным вопросам. Европа хочет дышать полной грудью и предпринимает для этого немалые усилия, хотя чистый воздух дорог: Евро IV обойдется в миллиарды евро. Без поддержки государства здесь не обойтись; в других странах на нее рассчитывают... а мы? 1»1