I ЭКОНОМИКА |КУДА ДЕЛАСЬ «ТАВРИЯ»?ДВА ВЗГЛЯДА - ИЗ ПЕТЕРБУРГА И ЗАПОРОЖЬЯТ КТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ ЕС/НУЖЕН ПАРТНЕРсвое время многим россиянам полюбилась эта машина - экономичная, маневренная и сравнительно недорогая. Только один из дилеров АвтоЗАЗа Анатолий Мартынов из Петербурга продал за три года на северозападе страны 12 тысяч «таврий». - А с девяносто третьего, - говорит он, - начался жуткий провал. - Качество сборки и особенно комплектующих просто возмущало. И теперь невероятно трудно убедить клиента, что с приходом в Запорожье корейцев автомобиль стал совсем другим. Мартынов и сам не сразу в это поверил. Купил на пробу 57 машин. И сейчас, когда истек срок гарантии, подвел итоги: - Расходы моей фирмы по их гарантийному ремонту составили в среднем 37 долларов на автомобиль. Отказы узлов были редкостью. Владельцы довольны. Меня завалили бы заявками на трехдверную 1102 в исполнении «люкс» и «Славуту», если бы отпускные пены производителя были пониже... Первая ласточка весны не делает. Пятьдесят семь машин еще не повод говорить о возвращении «Таврии» даже в Петербург. Но хороший повод узнать из первых уст, почему нет на российском рынке запорожских автомобилей и можно ли их ожидать. Вот что ответил нам председатель совета директоров СП «АвтоЗАЗ-Дэу» Олег Папашев: - Нашим автомобилям сегодня действительно сложно конкурировать по ценам с российскими. Приведу маленький пример. Кузова после окраски сушат в камерах, где для поддержания высокой температуры (170-180 градусов) служит газ. Мы покупаем его примерно по 60 долларов за 1000 м3 , АвтоВАЗ же может по 18. Или возьмем генератор: его делают в Херсоне, но подшипники - российские, провод - российский, сталь трансформаторная - тоже... Подобных примеров сотни. И от всего этого зависит себестоимость автомобиля. Неудивительно, что у «Таврии» она выше, чем у вазовских машин.ВРынок России для нас очень важен. Чтобы вернуться на него, ищем пути к удешевлению «таврий». Это, прежде всего, их сборка в Госсии нашим партнером. Ведь он сможет покупать российские комплектующие, материалы и сырье значительно дешевле, чем мы, выступающие в роли иностранцев. Сократятся, естественно, и транспортные расходы. - Модель 1102 в базовой комплектации стоила у Мартынова 2500 долларов, примерно такова же ее украинская розничная цена. Насколько можно было бы снизить эту цену при сборке в России? - Гарантированно - на 10 процентов. Но есть еще один способ удешевления «Таврии». Сегодня около 40% материалов и комплектующих для нее мы получаем из дальнего зарубежья, а из Госсии лишь 17%. Эту российскую долю можно и нужно увеличивать.На сборочном конвейере «АвтоЗАЗ-Дэу». применяет ВАЗ, машина подешевеет еще на несколько процентов... Вот так, шаг за шагом, можно достичь такого снижения цены, которое сделает наши автомобили вполне конкурентоспособными на российском рынке. - Не слишком ли медленно делает ваше СП эти шаги? - Проблема в поиске российских партнеров. Есть интересные предложения от предприятий из Нижнего Новгорода, Самары, Гостова, Астрахани, желающих начать у себя крупноузловую сборку наших автомобилей. Нижегородский автосборочный завод, например, готов собирать до 10 тысяч машин в год. Но ведь собрать недостаточно: необходима сеть продаж и ремонта. Нам нужен в России ведущий партнер, дистрибьютор, который это имеет или создаст. - А возможна ли поставка в Россию автомобиля Л-1300 (ЗР, 2001, № 6)? - В принципе, да. Напомню, что между нашими странами существует соглашение о беспошлинной торговле. Чтобы экспортировать автомобиль в Россию в рамках этого соглашения, необходимо, чтобы он был сварен, окрашен и собран в Украине. Значит, надо сперва создать для Л-1300 (то есть, по сути, автомобиля «Дэу-Ланос» с мелитопольским 1,3-литровым двигателем - Л. С.) участок сварки кузовов. Возможно, он появится у нас в этом году. - Что вы хотели бы добавить к сказанному? - Что мы стараемся порадовать российских потребителей новым качеством. О нем сложно говорить - его надо ощутить, надо попробовать... 1»|«Стараемся порадовать россиян новым качеством».Олег Папашев. - А не пожертвуете ли при этом качеством во имя низкой цены? - Без тех или иных жертв, к сожалению, не обойтись, но они должны быть разумными и согласованными с нашим российским партнером. Хотите пример? Стальной лист для штамповки элементов кузова мы берем у словацких металлургов из города Кошице, хотя стоит он дороже новолипецкого. Дело в том, что с созданием СП «АвтоЗАЗ-Дэу» мы внедрили новую технологию окраски, а она требует, чтобы поверхность листа была идеально гладкой. Но почему бы не пойти навстречу потребителю, для которого важнее экономия, чем окраска кузова на уровне мировых стандартов? Если использовать российский лист, а вместо красок американской фирмы «Пи-Пи-Джи» - те, которые