194
195
/РЕМОНТПЕРЕКРЕСТИМ«ЖИГУЛИ»ЗАМЕНА КРЕСТОВИН КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИКруглогубцы, выколотка, молоток, тонкая отвертка.теКСТ / ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВУстановив стопорное кольцо, в свободную проушину вилки запрессовываем второй подшипник - при этом первый опирается на стопорное кольцо. Стопорим второй подшипник.ffiПриспособления для замены крестовин.С-Время работы 1,5 часа.Цена одной<gg@ крестовины -около 100 руб. После сборки шарнира легкими ударами молотка через отвертку или бородок помогаем стопорным кольцам расправиться в проточках Щупами замеряем зазор между стопорным кольцом и вторым подшипником. Он не должен превышать 0,04 им, иначе усилятся вибрации передачи. Для регулировки зазора требуются стопорные кольца разной толщины. В продаже бывают следующие: 1,50 мм - неокрашенные; 1,52 мм - темно-коричневые; 1,56 мм - синие; 1,59 мм - черные и 1,62 мм - желтые. HOnPOB>FM С ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ На рынке можно найти несколько недорогих (75-100 руб.) приспособлений для замены крестовин. По схеме передачи усилия от винта к подшипнику их можно разделить на две группы: воздействие только на один подшипник или сразу на два.Застучали крестовины - значит, карданную передачу пора ремонтировать. Важнейшие элементы передачи - передний и задний валы, связанные между собой ис главной передачей двумя карданными шарнирами. Сейчас карданные валы комплектуют усовершенствованными шарнирами повышенной долговечности, так называемыми «пятыми» (2105-2202025). Они отличаются усиленной крестовиной, штампованными корпусами игольчатых подшипников, улучшенными уплотнениями без металлической обоймы (см. ЗР, 1997, № 3). Новые и ранее выпускавшиеся крестовины взаимозаменяемы, но только комплектами, так как у новой диаметр шипа несколько больше и подшипник другой. Изношенные крестовины и подшипники заменяют. Лучше - на усиленные. Итак, приступим. ВНИМАНИЕ! Чтобы не нарушить балансировку карданной передачи, перед ее разборкой наносим (зубилом, краской и т. п.) метки взаимного расположения ее частей. Относительный поворот недопустим! Стопорные кольца шарниров также желательно установить на их прежние места. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫЧерез выколотку запрессовываем корпус подшипника глубже в вилку. При этом крестовина выдавливает из вилки противоположный подшипник. Обычно корпус подшипника выходит из вилки не полностью, так как сама крестовина начинает упираться во внутреннюю поверхность вилки. В этом случае, ударяя в кромку подшипника через тонкий бородок или отвертку, выбиваем его и выводим крестовину из вилки. Если крестовина не вынимается, то, ударяя по ней через освободившуюся проушину вилки, выбиваем противоположный подшипник. Аналогично демонтируем два других подшипника. Закладываем смазку «Фиол-2У» или «158» в новые подшипники. Надеваем уплотнения на шипы крестовины и ставим пластмассовые заглушки. Вводим шипы крестовины в отверстия вилки и осторожно наживляем подшипник, внимательно следя, чтобы иголки не выпали под торец шипа крестовины. Иначе подшипник будет разрушен.К первой группе можно отнести два похожих приспособления. Они состоят из разборной вилки с упорным винтом, двух опорных втулок и чашки. Заметьте: в черном комплекте чашка отсутствует, для пользования им необходима фантазия и изворотливость. В «светлом» же усилие прилагается через крестовину к одному подшипнику - и он выдавливается в чашку. При запрессовке чашкуСнимаем стопорные кольца специальными щипцами или круглогубцами с тонкими концами.Через выколотку запрессовываем подшипник в вилку глубже проточки под стопорное кольцо. переворачивают дном к подшипнику. Значит, запрессовать подшипник удастся только до уровня боковой плоскости вилки. Вторая группа приспособлений воспроизводит картину усилий, действующих на подшипники при традиционном подходе к ним с молотком и проставкой. Один тоже сдвигается внутрь вилки, а второй - через крестовину - выпрессовывается. Важно знать, что в продаже бывают подобные приспособления для крестовин разного размера. Определяющими являются внутренний диаметр втулки приспособления (связан с диаметром подшипника) и наружный (связан с размером фрезерованной площадки на наружной стороне вилки). Для «Жигулей» это диаметр около 35 мм.При затягивании болта боковые пластины с проушинами сильно выгибаются, и если подшипник «закис», приспособление мажет сорваться с вилки. Подшипник выпрессовываем внутрь чашки приспособления. Чтобы выпрессоватъ вторую пару подшипников, необходимо опорные втулки развернуть другими концами и надеть их на свободные шипы крестовины Втулки первого приспособления были предназначены для старых крестовин, с тонкими шипами (диаметр 14,8 мм). Поэтому пришлось рассверлить в них отверстия до диаметра 16 мм. У второго приспособления боковые пластины толще, не деформируются и надежнее крепят опорные втулки.А вот это приспособление устанавливать довольно неудобно.Скоба. Завинчиваем воротком резьбовой наконечник в скобу и выдавливаем противоположный подшипник во втулку скобы. Второй резьбовой наконечник применяется для запрессовки подшипников.Кстати, если для замены подвесного подшипника нет подходящего съемника, можно воспользоваться первыми двумя приспособлениями. Для этого, выпрессовав игольчатые подшипники из вилки переднего вала и торцевой головкой «на 27» ослабив гайку ее крепления, устанавливаем приспособление, создаем предварительный натяг через упор и ударами молотка постепенно спрессовываем вилку.выводыПервая группа приспособлений предпочтительнее, так как усилие передается только на один подшипник. Вторая вынуждает сначала задвигать один подшипник внутрь вилки и только потом выпрессовывать - возможны лишние повреждения отверстий. Общие недостатки приспособлений: нет инструкций по применению; нет универсальности по размерам крестовин. Индивидуальные недостатки: приспособления первой группы не позволяют полностью запрессовать подшипники. При этом первое (фото 11) неудобно устанавливать; у него тонкие боковые пластины; отверстия в опорных втулках не подходят к усиленным крестовинам. У второго (фото 13) в комплект не входит чашка; его неудобно устанавливать; мал размер головки упорного болта. У третьего (фото 14) и четвертого (фото 16) при больших усилиях на воротке отверстие в опоре может смещаться относительно выпрессовываемого подшипника. К тому же «пресс» неудобен при установке. Таким образом, ни одному конструктору этих приспособлений больше «тройки» поставить не можем. Есть над чем поработать. 1*1Однако на головке упорного болта этого приспособления только две лыски под ключ «на 13» (у первого - шестигранник под ключ «на 17»). Приспособление типа пресса. Действует так же, как и скоба, однако менее удобно при установке. Попробуем воспользоваться приспособлениями и дать им оценку. Предварительно снимаем стопорные кольца. Для установки приспособлений первого типа приходится частично вывертывать винты крепления боковых проушин Скоба устанавливается легко.Если подшипники «прикипели», то сначала приспособлением создаем преднатяг и наносим удар молотком по боковой части вилки шарнира - подшипник сдвинется.Учтите: при больших усилиях скоба начинает прол ашвш ворачиваться - и отверстие ее втулки может сместиться относительно выпрессовываеиого подшипника) ВЖ^РИК ч \ щшшУстанавливаем чашку и заворачиваем упорный болт.вш^\\^\1й i? J -