214
215
I ЦЕНЫ IВРЕМЯ СОБИРАТЬ «ГАЗЕЛИ»РОССИЯНЕ ПОКУПАЮТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗВОЗНЫЕ АВТОМОБИЛИТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОНАШИ Народным автомобилем последнего десятилетия XX века (и, видимо, первого - XXI) стала не вазовская «десятка» и не новая «Нива»: это - «Газель». Новое семейство легких грузовых автомобилей и микроавтобусов встало на конвейер ГАЗа летом 1994 года и буквально произвело переворот в экономике страны. Относительно недорогой, не требующий «грузовой» категории в «правах» автомобиль очень пригодился ив городе, и на селе. Конечно, конструкция его во многом несовершенна: агрегаты от «Волги» не слишком надежны, двигатель - не очень экономичен, а ресурс 100 тыс. км до капремонта крайне мал для автомобиля такого класса. Но все эти недостатки с лихвой окупались дешевизной «Газели», простотой, ремонтопригодностью. Именно эти качества всегда ставил во главу угла небогатый земляк-автомобилист. А ведь покупателем «Газели», как правило, был начинаюший предприниматель. Шли годы, разрослось семейство («газелей» и «соболей» уже больше двух десятков), только конструкция практически не изменилась да «детские болезни» остались. Но спрос-то был, и росли темпы производства (в прошлом году, к примеру, выпуск вырос еще на 4% и достиг почти 90 тыс. шт.). А параллельно росла и цена... Первый «звоночек» раздался перед кризисом 1998 года, когда цена бортовой «Газели» ГАЗ-33021 достигла 7 тыс. долл. Все площадки дилеров были затоварены и цены пришлось снижать - за полгода на 1-13 тыс. долл.! Но - не помогло, кризис все одно случился, а за ним упали и цены. В октябрю та же бортовая «Газель» стоила около 2 тыс. долл.... Но автопроюводители очень уж быстро забыли уроки кризиса. Страна потихоньку поднималась, а вместе с ней - цены на «газели», причем снова без изменений в качестве. Конечно, появились версии с дизельным двигателем, полноприводный вариант и т. д., но не они делают погоду на рынке. Зато базовые модели, выпуск которых исчисляется десятками тысяч в год, дорожают не подням, а по часам. Цельнометаллический фургон ГАЗ-2705: январь 2000 года - 4 тыс. долл., январь 2001 - 5 тыс., январь 2002 - 6,6... Колокольчики-то, между прочим, уже вовсю звенят: по сообщениям из того же Нижнего Новгорода, на площадках дилеров скопилось немало непроданных «газелей», в том числе 2001 года выпуска. Несмотря на это, в марте завод в очередной раз поднял пены на популярные трех- и семимесгные цельнометаллические «газели» с «402-м» двигателем на 5-8 тыс. руб. А вот цена на эти же модели, но оснащенные двигателем УМЗ, официально не изменилась, но в рознице все же «волей-неволей» потянулась вверх ив итоге увеличилась на 132 тысячи... Таки и живем. Конкурентов-то реальных у «газелей» пока не видать. Хотя многие зарубежные автопроизводители готовы предложить на нашем рынке свои коммерческие автомобили, только это иной порядок цен. ИМПОРТНЫЕ В силу разницы «весовых категорий» иностранцы не слишком активны в этой нише. Даже рекордсмен - «Фольксваген» за прошлый год сумел продать на всем необъятном российском рынке лишь 787 коммерческих автомобилей (основных конкурентов, «Форд-Транзит», и того меньше - 333). Они, конечно, сделаны «на века» («Фольксваген-Транспортер» или «Каравелла», отходившие по 300 тыс. км, будут ездить и ездить), экономичны, и комфорт для водителя и пассажиров, как в самолете (иностранном), но ведь стоят! Самый простой грузовой «Транспортер» в Москве обойдется в 22 тыс. долл., примерно во столько же - популярный (в узком кругу обеспеченных компаний) «Форд-Транзит», а комфортабельный микроавтобус «Каравелла» на 7-9 мест «потянет» на все 35 тыс. долл. Как ни странно, новые корейские машины этого класса в России найти не просто, хотя они относительно недороги. Обзвонив несколько столичных автосалонов, обнаружили лишь «Саньён-Исгана» за 18 тыс. долл. и «КИА-Беста» за 17. На и может ли быть иначе, если наш частный предприниматель (основнойпотребитель продукции Горьковского завода) пока все-таки предпочитает, купив за те же 5-6 тыс. долл. новую «Газель», «уездить» ее за год (у некоторых годовой пробег составляет 100 тыс. км) и продать, чтобы купить новую. Хотя выбор у него все-таки есть... «СЕКОНД»-ЖИЗНЬ В иных регионах люди практически не знают, что такое «Газель». Вернее, знают, но по публикациям в автомобильной печати. Потому что какой смысл покупать газовский микроавтобус жителю Владивостока? Во-первых, пока он сюда доедет - его цена, и так немалая, возрастет еще на добрую тысячу долларов. Во-вторых, проблема с запчастями, а они требуются регулярно, буквально с первого дня эксплуатации. И в-третьих, вообще - зачем? Ведь дальневосточный и сибирский рынки наводнены подержанными «праворульными» японскими автомобилями, в том числе и коммерческими. Стоят они значительно дешевле отечественных, причем даже новых (!), при этом надежны в эксплуатации, а если что случится - запчасти к ним найти несложно. Сегодня во Владивостоке, Находке или Хабаровске микроавтобус «Мицубиси-Делика» (стандартная комплектация - дизель 2,5-3 л, полный привод, коробка-«автомат») 1988-1990 гг. выпуска можно купить за 2,5-3 тыс. долл., а «свежий», 1995-1997 (уже с АБС, подушками безопасности и пр.) - за 7-8 тыс. За дизельные «Тойоту-Лай Эйс» или «Тойоту-Таун Эйс» начала 90-х просят тоже около 3 тыс., а вот машин выпуска 1995 года дешевле 5 тыс. не найти. Маленький бортовой грузовичок «Ниссан-AD» выпуск первой половины 90-х годов (дизель 1,7 л, АКП) обойдется в 13-23 тыс. долл. Кстати, с удалением от берегов Тихого океана слава «праворуких» автомобилей как надежных, экономичных и комфортабельных не убывает, зато цена - увы! - растет. За тот же праворульный микроавтобус «Тойота-Хай Эйс» (2,4 ТД, АКП) 1993 года в Москве просят уже около 7 тыс. долл. - цена по сравнению с приморской возросла ЦЕНЫ НА КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗЦЕНЫ НА ИМПОРТНЫЕМИКРОАВТОБУСЫГАЗ-2752 ГАЗ-33021 ГАЗ-2705 ГАЗ-33023 ГАЗ-33023 ГАЗ-33027 • С бл » бортовой цельномет. «Фермер» «Фермер» полно• ооь фургон фургон дизель приводный«Форд- «Фольксваген-«Фольксваген- «Хёндэ- «СаньёнТранзит Транспортер» Каравелла» H1 4WD» Истана» 190L»«КИАБеста»почти вдвое! Но в любом случае она ниже той, что просят за европейский аналог в более бедной комплектации «Хай Эйс» с турбодизелем и «механикой» будет стоит уже 8-9 тыс. А с запада наступают коммерческие автомобили, изрядно побегавшие по дорогам Германии, Бельгии и Голландии. Надежный десятилетний ДАФ400 с 2,5-литровым турбодизелем в Москве оценивается примерно в 3-3,5 тыс. долл., «Форд-Транзит» 1993-1994 гг. - 4-6 тыс., «Фольксваген-Транспортер» 1994-1995 - 5-6 тыс., а за «КараНа нравах рекламывеллу» 1995 года попросят тысяч 10. Но это все равно выгодная покупка для тех, у кого есть деньги. Для тех же, у кого их пока совсем мало, на вторичном рынке большой выбор подержанных «газелей» и уазовских «буханок». Не совсем «убитая» двух-, трехлетняя «Газель» обойдется в 2-3 тыс. долл., но при этом надо понимать, что содержание и эксплуатация ее обойдутся в немалую сумму и потребуют так же немало сил и времени. Про автомобили из Ульяновска можно даже не говорить...Что ждет нас дальше? К сожалению, только рост цен: новая концепция развития отечественного автопрома, которую недавно рассмотрело правительство, обещает резкое повышение таможенных пошлин на подержанные иномарки - в первую очередь на те, что старше 7 лет. Таких в страну завозят пока больше всего. Следом, как водится, вырастут цены и на автомобили отечественные, тем более, что ценовая планка для «народных автомобилей» в концепции повышена до 8 тыс. долл. Такчто-ждем-с... 1»1• жедневно "Радио России" слушают более миллионов человек во всех регионах России и миллионов человек за рубежом.I Для деловых людей новости, актуальные комментарии и прогнозы самых авторитетных экспертов обзоры печати. финансовые новости, аналитикаДля детей и подростковразвлекательные, образовательные и познавательные передачи, детский радиотеатр, встречи с любимыми писателями и композиторамиГОСУДАРСТВЕННАЯ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ I Для меломанов ' музыка на любой вкус передачи о роке и джазе, поп-музыке и классике бардовской песне новости музыкального бомонда, прямые трансляции из Большого театра. Метрополитен-опера и лучших концертных залов ЕвропыДля любителей истории вии литеротуры вии г>ал/оспектакли по известным гроизеедениям русских и зарубежных писателей и драматургов в исполнении популярных артистов Россиинопка проьшдиою 73 кГи ПВ -114?WWW.RADIORUS.RUУКВ - 66,44мГцPR-отдел: (095) 215 1446 e-mail: [email protected]О