58
60
ТЕХНИКАЗАМЫКАЯ КРУГАВТОМОБИЛЮ - ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬТ КТ / МИХАИЛ гзовскии ЕС/экология^^f^B^^^^b^^^Щ•••№ •••:,СЕКТОР ПЕРВЫЙ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ Пожалуй, ни один месяц не проходит без мажорного рапорта одного из производителей: снова побит рекорд по выпуску тех или иных моделей. А вот сколько автомобилей ежегодно «умирает», слышали далеко не все. Между тем только в Германии при 30миллионном частном автопарке каждый год встает на прикол до 3 миллионов машин, по всей Европе их число превышает 9 миллионов. Бросить старый автомобиль на дороге здесь не позволят, а число свалок уменьшается с каждым годом. Куда же исчезают «мертвые души»? Идут в переработку. Так называемой проблемой рециклинга (recycling) мир серьезно озаботился еще в 80-х годах, когда стало очевидно, что без утилизации автомобилей сохранить окружающую среду невозможно. Правительства большинства европейских стран и США прореагировали на это известие вполне адекватно: предупредили автопроизводителей о грядущей обязательной переработке машин. СЕКТОР ВТОРОЙ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ По данным концерна «Фольксваген», масса среднестатистической легковушки 1200 кг. Из них 200 кг приходится на долю чугуна, 170 кг - на легкосплавные элементы и цветные металлы, 90 кг - на резину, 50 кг - на стекла, 25 кг - на краску, 65 кг - на «второстепенные» материалы. Преобладает же пока сталь - ее в машине около половины.При утилизации самыми сложными материалами были и остаются пластики. Их доля растет с каждым годом, увеличившись за последние десятилетия в семь раз. Сложность вызывает то, что, в отличие от стали, в каждой машине применяют до нескольких десятков типов пластмасс пяти основных групп, доминируют в которых поликарбонаты, полипропилены и полиамиды. После непростой сортировки каждый вид требует своего подхода к переработке. Но и металлические детали не так легко использовать повторно. Для решения проблемы крупные автомобильные фирмы строят заводы, по масштабам сопоставимые со сборочным производством. Впрочем, это неудивительно: ведь процесс рециклинга - по сути та же сборка, но в обратном порядке. Сначала автомобиль попадает в цех так называемой первичной разборки, где из него на виброустановках буквально вытряхивают остатки топлива, масла, тормозную и охлаждающие жидкости - в общей сложности около 20 л. Далее снимают шины - с их переработкой особых проблем не возникает. Многие фирмы используют отрабоНАША СПРАВКАг~мш^^^*ш ех-. ^Ятж¥ » •ш^>А-'Чкрышки для производства новых, а некоторые «перегоняют» из них... нефть! Из одной тонны резинового утиля удается получить около 400 л. Высвободившиеся в процессе 135 л газа вместе с отработавшими жидкостями идут в топку собственной ТЭЦ. Положительным побочным эффектом можно считать и «намытые» с 1 тонны старых шин 140 кг стальной проволоки!Основные этапы рециклинга: 1. Демонтаж: первым делом с автомобиля снимают и сортируют все, что подлежит отдельной утилизации. 2. Полная переработка: остов кузова уходит в шреддер, после которого от него останется лишь пыль. 3. Сепарация: из 300 кг неоднородной массы предстоит выделить пластики, металл и резину. 4. Изготовление нового автомобиля: крут замкнулся - все эти детали сделаны из того, что еще недавно выкидывали на свалку.Не так давно страны Европейского Содружества одобрили проект закона, в соответствии с которым производители обязаны безвозмездно принимать у автомобилистов отслужившие свое машины. Правда, возможности подготовиться к «тяжелым временам» фирм не лишили - закон, вероятно, вступит в силу лишь к 2006 году. I ТЕХНИКА |Машина между тем попадает в руки рабочих, которые заставляют «выстрелить» подушки безопасности, сработать преднатяжители ремней. Следом снимают аккумулятор - его судьбой займутся специализированные заводы; параллельно демонтируют детали, которые невозможно утилизировать. Любопытно, что до последнего времени в их число попадали... ветровые и задние стекла. Дело в том, что «триплекс» состоит из нескольких слоев стекла, разделенных пластиком, препятствующим переработке. Еще одним камнем преткновения был электрообогрев заднего стекла. Недавно проблему удалось решить с помощью барабанных фильтров, отсеивающих пластик и нити нагрева. Но проследим до конца последний путь автомобиля. Он ненадолго прерывается: полуразобранные машины сортируют по маркам и моделям, моют и складируют в огромном торговом зале, где покупатели выбирают и даже самостоятельно снимают приглянувшиеся детали. Естественно, предварительно оплатив их! Спустя несколько недель приходит время уступить место следующему «старичку», и полураздетый остов уходит в окончательную разборку. Здесь демонтируют оставшиеся невостребованные узлы, которые возвращаются на прилавок, а скелет машины спускается на последний «крут ада», где его измельчают в гигантских «мельницах». Установки мощностью до нескольких тысяч киловатт в считанные минуты перемалывают останки автомобиля массой около 300 кг в «кашу». Наступает самый деликатный и ответственный момент - сепарация. Сначала в ход идут электромагниты, вылавливающие черные металлы. Затем, «играя» на различной плотности материалов и их реакции на смачиваемость водой (так называемая флотация), отсеивают цветные металлы от крупинок стекла, резины и пластмасс. Такой метод, к примеру, позволяет «добыть» до полусотни килограммов чистой меди, содержащейся в проводке и электронных блоках «Мерседеса» С-класса! СЕКТОР ТРЕТИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Сегодня каждая уважающая себя фирма еще на стадии прюектирования предусматривает будущую переработку автомобиля. А как же иначе - ведь СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙлизании сирых актомобилсй?Программа рециклинга «Джи-Эм» позволила за пять лет снизить количество отходов на 30%. Так выглядит один из заводов фирмы, перерабатывающий ежегодно до 17 тысяч тонн отходов.I 27% заводы-изготовители 14% местные власти 122% владельцы машин J каждый из вышеназванныхсвою долюразбирать и утилизировать машину предстоит самим изготовителям! Прежде всего, стараются использовать те материалы, которые проще перерабатывать. Но это лишь полдела: массивные пластиковые детали должны легко поддаваться идентификации и демонтажу. Как решают эти задачи, наглядно демонстрирует «Мерседес» А-класса: с машины в течение получаса легко снять до 50 кг пластика и отсортировать его, ориентируясь по специальным штампам-маркировкам на деталях. Вскоре после проведения первых экспериментов по рециклингу фирмы с удовлетворением выяснили, что, казалось бы, убыточное дело может приносить прибыль! Взять к примеру БМВ третьей серии: 85% алюминия и 65% пластмасс в каждой новой машине вторичные. Современные технологии производства не стоят на месте. В стенах рециклинг-центра БМВ под i Мюнхеном, построенного в 1994 году, сегодня утилизируют 75% автомобиля, но уже в ближайшей перспективе переработке подвергнут все 95%. Таким образом, совсем немного остается, чтобы автомобили совершали полный жизненный круг... не затрагивая природу. 1»1