100
101
102
I РЫНОК IДИСКИ В КОЛОДКАХТОРМОЗНЫЕ колодки ЭТО НЕ ТОЛЬКО НАЗВАНИЕ, НО И ИНДЕКСТ КТ / ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, ЕС МИХАИЛ колодочкинлло , это автосалон? С кажите , сколько стоит автомобиль ВАЗ?»/ЭКСПЕРТИЗА4. Испытания в нагревном цикле (типа «Гирлинг«). Режим - 25 торможений с интервалом 45 с. Р=5,0 МПа, V=100 км/ч. 5. Проверка восстановления эффективности. 5-1. Режим постоянной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, P=vario=2,0,4,0,5,0,6,0,8,0 МПа. 5-2. Режим постоянного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40,60,80,100,120,140. 6. Измерение толщины колодок. 7. Определение прочности соединения каркаса колодки с накладкой. Методика - согласно ГОСТ Р ИСО 6312. Испытывались по две новые колодки каждого наименования. Ознакомившись с программой и методикой испытаний, можно переходить к их результатам. Вашему вниманию предлагаются пять графиков и на каждом из них семь разноцветных кривых - по числу испытанных комплектов. Сначала изучаем поведение колодок в «холодном» состоянии (рис. 1 и 2, слева), затем по рис. 3 оцениваем испытания в нагревном цикле, а в конце вновь возвращаемся к рис. 1 и 2: графики, расположенные справа, показывают, что характеристики большинства колодок после нагрева необратимо изменились. 3. ЕзАТИ Т-226Изготовитель / Россия, Егорьевск Цена /120 руб.Смешно, правда? Даже самая вежливая дама на том конце провода не выдержит, потому что и «классика», и «самары», и «нивы» - все это ВАЗ. Но примерно такие же «умные» вопросы мы иногда задаем при выборе запчастей. Например, передних тормозных колодок. Конечно, купить просто «колодки» куда легче, чем выискивать какогото определенного производителя, да еще разбираться в надписях на упаковках. Однако на то и экспертиза нас интересует, как ведут себя различные составы фрикционной смеси колодок при испытаниях, а такие сведения пригодятся всем. Модель автомобиля при этом особой роли не играет - пусть это будет, например, «Москвич-2141». МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ Испытания фрикционных свойств и износостойкости проводили на стенде СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля «Москвич-2141». Вал с инерционными массами и установленным на нем 1.ТИИР-260Изготовитель / Россия, Ярославль Цена /180 руб.Атормозным диском разгоняли до заданной частоты вращения, после чего затормаживали при заданном давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма. При этом определяли зависимость тормозного момента от давления в тормозном цилиндре, от приведенной скорости движения, (соответствующей началу торможения), а также от температуры тормозного диска. Износостойкость определяли микрометром по уменьшению толщины колодки за цикл испытаний. Прочность соединения фрикционной накладки с колодкой проверяли на специальном стенде типа СГП-1. ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ 1. Притирка колодок. Режим: скорость - 60 км/ч, давление в приводе 5,0 МПа. Притирка считается законченной после приработки 90% площади накладки. 2. Измерение толщины колодок. 3. Испытания «холодных» тормозов - температура не выше 100°С. 3-1. Режим постоянной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, P=vario=2,0,4Д 5Д 6Д 8,0 МПа. 3-2. Режим постоянного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40,60,80,100,120,140 км/ч. 2.СТССТД-123Изготовитель / Россия, Москва Цена /140 руб.«/як100Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - хорошие / самые высокие. Прочность - отличная. Износостойкость - лучшая из всех. Оценка: отлично.Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - хорошие/отличные. Прочность - высокая. Износостойкость удовлетворительная. Оценка: хорошаФрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / хорошие. Прочность - средняя, нестабильная. Износостойкость - средняя. Оценка: хорошо. ТИИР. шифр ТИИР-260ста шф стд-123 ирЕзАТИ. шифр Т-266 ТИИР шифр ТИИР-205 ДДФМИ.шифрД2АМ TP.ANSMASTEP. СКАРРис. 1. Результаты испытаний эффективности колодок в зависимости от давления в приводе до и после нагревного цикла.Давление. МПа406080100120140406080100120140Скорость, км/чРис. 2. Результаты испытаний эффективности колодок в зависимости от скорости до и после нагревного цикла.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК НА ВЕЛИЧИНУ ИЗНОСА И УСИЛИЕ ОТРЫВА Тип испытаний Величина износа, нм х1(Г3 Усилие отрыва (юл. т/кол. 2). МПа 7.0/6.0 ТИИР-260 1,75 6,0/5.6 CTC СТД-123 3,48 ЕзАТИ T-266 2,16 2.5/5.2 7.0/7.0 ТИИР-205 7.0/6.7 ДАФМИД2АМ 3,5/5.2 TRANSMITTER (DBB) T-779 3,08/4,2 СКАР'Измерения провести не удалось, поскольку после нагревного цикла колодки 'Разбухли- из-за недостаточной твердости.*1750 X3 11юоо"" 750 500;250!101520 25 Количество торможенийРис. 3. Результаты испытаний эффективности колодок во время нагревного цикла.НАША СПРАВКАЦифро-буквенные индексы - ТИИР-260, ЕзАТИ Т-226 и др. - обозначают тип фрикционной смеси, используемой в колодках. Поэтому в предложении На правах рекламы«комплект колодок ТИИР» информации не больше, чем, скажем, в словосочетании «автомобиль ВАЗ»...ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕРЫ г. Волгоград «Хом-Ти Трейд», тел. (8442) 33-06-33. г. Екатеринбург «Фаворит», тел. (3432) 29-47-49, «Форум», тел. (3432) 12-13-03. г. Краснодар «Мир Автомузыки», тел. (8612) 69-08-52. г. Москва (095) 152-40-01, ТВЦ «Горбушка», пав. №21 тел. (095) 995-67-58. г. Набережные Челны маг. «Элекам», тел. (8552) 59-97-61. г. Новосибирск «Автозвук», тел. (3832) 21-52-88. г. Обнинск маг. «Колизей», тел. (08439) 3-20-58, «Стел», тел. (08439) 3-36-34. г. Пермь «Союз», тел. (3422) 64-10-25. г. Самара «Стал-Авто», тел. (8462) 16-51-15. г. Сургут маг. «Зайди-Купи», тел. (3462) 32-34-49. г.Тольятти ООО «СТК», тел. (8482) 40-73-71 СЕТЬ УСТАНОВОЧНЫХ ЦЕНТРОВ «БЛЮЗМОБИЛЬ» www.bluemobil.ru Блюзмобиль-Москва. (095) 450-81-6662002 I РЫНОК I4. ТИИР-205Изготовитель / Россия, Ярославль Цена /160 руб.Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / отличные. Прочность - лучшая из всех. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: хорошо. Вообще говоря, в «холодном» состоянии колодки пребывают недолго, однако к их поведению в этот период нужно относиться осторожно. Так вот, лучше других реагируют при этом на движение тормозной педали изделия ЕзАТИ и ТИИР-260: на скорости 80 км / ч при любом давлении в приводе они «схватывают» лучше своих коллег. Отстающих тоже двое - ДАФМИ и ТИИР-205. А на разных скоростях? Здесь лучше других выглядят колодки СТС, показавшие «независимость характера» - их тормозной момент во всем диапазоне скоростей оказался не только постоянным, но и высоким. Худшие - изделия ДАФМИ. Нагревный цикл типа «Гирлинг» это жестоко... Температура колодок после 25-го торможения подскочила на сотни градусов. Меньше других нагрелись изделия ТИИР-205 (ровно 400°С), а самыми «горячими» оказа5. ДАФМИ Д2АМИзготовитель / Украина, Днепропетровсклись СТС (примерно 470°С). Что касается эффективности торможения, то на протяжении всего цикла лидировали колодки СТС - лишь в последнее мгновение их догнали ТИИР-205. Хуже других... впрочем, не будем бить лежачего - и так все видно. Колодки остыли, «успокоились» но их характер необратимо изменился. При этом особняком встали изделия СКАР - их довольно заурядные параметры почти не изменились, а на педаль они начали реагировать хуже, чем в «холодном» виде. Зато все остальные колодки стали тормозить лучше! Лидером по эффективности торможения на 80 км/ч остался ТИИР260, совсем немного уступили ему ЕзАТИ и ТРАНСМАСТЕР. Худшим, как уже отмечалось, оказался СКАР. А вот при постоянном давлении, но на разных скоростях лучшим опять стал СТС. Отстающие - все те же: СКАР и ДАФМИ. После изучения кривых перейдем к цифрам (см. таблицу). Средний износ колодки, приведенный к одному торможению, любопытный показатель. Однако его удалось измерить только у четырех комплектов колодок из семи остальные после нагрева... увеличились в размерах! Разбухли, стало быть. Не страшно, но другие-то не разбухают... Меньше всего износились ТИИР260, а самыми «мягкими» оказались 6. TRANSMASTER (DBB) Т-779Изготовитель / Россия, Москва Цена / 200 руб.СКАР. Хотелось бы напомнить, что изнашивается не только колодка, но и тормозной диск, а потому к полученным цифрам нужно отнестись соответственно... В испытаниях на усилие отрыва проверялись по два образца новых колодок, поэтому ив таблице приведены по два показателя - через дробь. С лидерами все ясно - это оба комплекта ТИИР и ДАФМИ. А вот показатель типа «2,5/5,2» заставляет задуматься: двойной разброс, да еще на грани выхода из допуска - это, как говорится, не есть хорошо. Что ж, досье изучены - пора расставлять оценки. Начнем с того, что все представленные на испытаниях колодки обеспечивают эффективность торможения согласно нормативным документам. К тому же прочность соединения колодки с накладкой у всех изделий соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН № 9 0 - усилие отрыва не должно быть ниже 2,5 МПа. Таким образом с формальной точки зрения «зачет» получают все. Что касается неформальных оценок, то больше других нам понравились комплекты колодок ТИИР-260 и СТС - в обоих есть к чему придраться, но в целом они выглядят достойно. А меньше других... впрочем, и так все ясно. Экстремальных оценок - как лестных, так и ругательных - мы старались избегать. А все, кто имеет собственное суждение, сами и вынесут вердикт. 1*4 7. СКАРИзготовитель / Россия, Ярославль Цена /130 руб.Цена /180 руб.L VФрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/удовлетворительные. Прочность отличная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/хорошие. Прочность - удовлетворительная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / удовлетворительные. Прочность удовлетворительная. Износостойкость - худшая из всех. Оценка: удовлетворительно.