I ТЕХНИКА |НАДДУВНЫЕ СИЛЫНА ВАЗЕ ГОТОВ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН/МОДИФИКАЦИЯЕще несколько лет назад отечественные легковые дизели существовали только на бумаге. Сегодня «четверки», заправляющиеся вместе с КамАЗами, уже не удивляют. А тем временем вазовцы обкатывают новый, более мощный двигатель рабочим объемом 1,8 л, причем как в атмосферном, так ив турбонаддувном вариантах. Наверное, закономерно, что одним из первых кандидатов на новое «сердце» стал ВАЗ-2131 - поклонники «Нивы» уже давно ждали появления под капотом чего-нибудь дизельного, под стать настоящему вседорожнику. Начнем с ездовых впечатлений, приняв за точку отсчета базовую модель.но сам момент включения отследить сложно. Нет ни рывка, ни ощущения провала перед ним - просто плавный и мощный разгон. Обычно наддувный мотор, эффективно работающий в узком диапазоне оборотов, заставляет водителя активно «шуровать» рычагом коробки передач, этот же позволяет ехать в режиме «автомата», почти не переключаясь. Не снижая ускорения, двигатель «выкручивается» до ограничителя - 4500 об/мин. В светофорных гонках эта «Нива» даст фору многим легковушкам. Кстати, и на ходу автомобиль радует низким уровнем шумов и вибраций - причем без дополнительной шумоизоляции. Лишь слегка выделяется стрекот топливной аппаратурыс «головой». Еще бы: крутящий момент двигателя не только увеличился по сравнению с бензиновым ВАЗ-21214, но и переместился в область низких оборотов - от ЗОЮ к 1800. Новый мотор с индексом 343 вырос из своего предшественника, полугоралитрового ВАЗ-341. Объем нарастили, увеличив диаметр цилиндров до 82 мм, рабочий же ход остался неизменным - 84 мм. Но ограничиться только новым блоком, головкой и поршнями не получилось. Понадобилось усилить поршневые пальцы (теперь их диаметр 25 мм вместо 22), увеличить диаметр коренных шеек коленчатого вала (с 50,8 до 60 мм) и противовесов. Соответственно, пришлосьТо, что под капотом ВАЗ-21315 дизель, выдает лишь сигнализатор работы свечей накаливания: прежде чем пустить двигатель, приходится ждать, пока погаснет лампочка на панели приборов. Работает же мотор на удивление тихо, как бензиновый. Непривычно тугое сцепление схватывает резко, но обороты двигателя почти не падают под нагрузкой, словно это не легковой автомобиль, а трактор без бороны. Разгон с низких оборотов также вызывает ассоциации с сельхозтехникой, но стоит стрелке тахометра перевалить отметку 1500, как ускорение превращается в мощный спурт. Понимаю, что включился турбокомпрессор,(на холостом ходу он заметней), да рычаг коробки передач вибрирует при оборотах свыше 3000. Стихия «Нивы» - бездорожье, поэтому сворачиваю с асфальта в глубокий снег. Даже на повышенной передаче в «раздатке» полноприводник без труда преодолевает тяжелый сырой снег в пределах дорожного просвета. Только на более глубоких участках приходится переходить на пониженный ряд. И уж тогда проходимость ограничивается лишь шинами и мастерством водителя - силенок у нового дизеля с избытком. Теперь «Нива» может брать препятствия не только с наскока, но и штурмовать их неспешно, взвешенно,Источник дополнительны! сил - турбокомпрессор. ДИЗЕЛИ ВАЗ ОБЪЕМОМ 1.8 Л Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Мощность. кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин343 82 8443/58 4500 110 2300343182 8455/75 4500 135 1800