132
IМЫ И АВТОМОБИЛЬ |/НАРОДНЫЕ ПРАВИЛАI В МАТЕРИАЛАХ НОВОЙ РУБРИКИ МЫ ХОТИМ ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЯМ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИЙ, КОГДА НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЗВАТЬ НА ПОМОЩЬ ПДД. А ЕЩЕ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ЗДЕСЬ О НЕПИСАНЫХ ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ - ТЕХ, ЧТО НАЗЫВАЮТ «ПРАВИЛАМИ ХОРОШЕГО ТОНА». КСТАТИ, НЕДАВНО МЫ УЖЕ СДЕЛАЛИ ШАГ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ, ОБЯЗАВ СОТРУДНИКОВ РЕДАКЦИИ, А ЧИТАТЕЛЯМ ПРЕДЛОЖИВ ПОУЧАСТВОВАТЬ В НАШЕЙ АКЦИИ ВКЛЮЧАТЬ ФАРЫ ДНЕМ. ЭТОГО НЕ ТРЕБУЮТ ПРАВИЛА, НА ЭТО ТОЛКАЕТ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.ПО ЗДРАВОМУ СМЫСЛУТЕКСТ / ДМИТРИЙ МИТРОШИНКАЖДЫЙ ПРАВЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО В ЗР нередко обращаются читатели: попав в аварию, они не могут установить виновника происшествия. У таких аварий есть особенность: чаще всего они происходят вне пределов дороги, то есть «обустроенной или приспособленной и используемой для движения транспортных средств полосы земли либо поверхности искусственного сооружения» (именно так определяют дорогу Правила дорожного движения). Не смогли разъехаться на заправке, стоянке, не поделили дорогу во дворе. На такие вызовы представители ГИБДД порой даже отказываются выезжать дескать, это не ДТП, а, если хотите, несчастный случай (вызывайте участкового милиционера). Парадокс, но формально они правы. Нынешние ПДД трактуют дорожнотранспортное происшествие как событие, возникшее в процессе движения транспортного средства по дороге ис его участием, когда погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Казалось бы, все признаки Д111 налицо, да только произошло оно не на дороге, поскольку к ней не относятся дворы и прилегающие территории (стоянки, заправки). А Правила устанавливают порядок движения только в пределах дорог. Так что на пересечении дворовых проездов общий игринцип разъезда, изложенный в пункте 8.9 («правило правой руки»),не действует! Как быть? Туттолькоодин совет: не обращать внимания на недоговоренности в ПДД и соблюдать их основные положения даже в чистом поле. Этот же принцип действует ив ситуации, на первый взгляд, с позиции ПДД неразрешимой. Взгляните на рис. 1. На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог встретились три автомобиля: первый поворачивает налево, второй и третий следуют прямо. Пункт 13.11 Правил требует от водителя автомобиля № 2 уступить дорогу приближающемуся справа оппоненту № 3, который, в свою очередь, должен пропустить водителя автомобиля № 1. Все бы хорошо, да только пункт 13.12 требует от последнего при повороте налево предоставить преимущество транспортным средствам, движущимся навстречу (а это - автомобиль № 2). Неразрешимая проблема? Только на первый взгляд. «Узел» распутывается. Поворачивая налево, водитель автомобиля № 1 выезжает на перекресток и останавливается, так что автомобилю № 3 препятствие справа уже не мешает продолжить движение прямо. Дальше все очевидно: проезжает № 2, после чего № 1 может завершить поворот. ВОТ... НОВЫЙ РАЗВОРОТ... В ситуации, когда необходимо развернуться в месте разрыва разделительной полосы (рис 2), «рецепт» иной. Траекторию (А или Б), по которой можно выполнить маневр, Правила не оговаривают. Поэтому, если «конкурентов» нет, вопросов не возникает. Но кактолькопоявляется еше один желающий развернуться (он едет навстречу), конфликт налицо. Чтобы избежать столкновения, любым способом дайте понять о предполагаемом вами порядке разъезда: машите руками, шлите «морзянку» фарами и, главное, не торопитесь, не теряйте самообладания. В плотных транспортных потоках крупных городов, если вы притормозили на несколько секунд, «оркестра» клаксонов не избежать. Стерпите - избавитесь от куда более серьезных проблем. И еще одна конфликтная ситуация, которую, сами того не подозревая, устраивают дорожные службы, устанавливая порядок движения, заведомо противоречащий ПДД. На рис. 3 представлена довольно типичная ситуация, когда, строго говоря, преимущества нет ни у одного из водителей. Оба следуют в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции светофора, а значит, в соответствии с пунктом 13.5 Правил должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (то есть друг другу). Советуем и здесь руководствоваться общим принципом проезда перекрестков: движение могут начинать два автомобиля одновременно, однако в завершающей стадии маневра водитель, вьшолняющий разворот, должен уступить дорогутому,кто поворачивает - в тот момент он окажется справа. В заключение - пожелание. При нынешнем уровне автомобилизации недопустим укоренившийся у многих принцип: кто мощнее и больше (наглее, престижнее - нужное подчеркнуть), тот и едет первым. Садясь за руль, «не отключайте» голову, ну а если все-таки столкнулись с ситуацией, в которой нет ясных решений, проявите осторожность - избежите неприятностей. Iw I