200
201
СВОИМИ СИЛАМИ /ПРИЕМЧИКИЛУДИМ, ПАЯЕМСЕКРЕТЫ ПРОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВПаяных соединений в автомобиле немного. Но отремонтировать пайкой можно множество узлов: радиатор охлаждения двигателя, конденсор кондиционера, кузов, не говоря уже об электроприборах. При ремонте кузова пайка нередко предпочтительней сварки - меньше нагрев деталей, их деформация, проще исправить собственные ошибки. Однако процесс это кропотливый и хороших результатов можно достичь только при аккуратной работе. ПЛАТЫ, Д ИОДЫ , О БМОТКИ Заменить диоды обмотки возбуждения генератора или впаять шунтирующий провод вместо отгоревшей дорожки на печатной плате несложно (а отремонтированный монтажный блок служит, как правило, даже дольше нового). При обрыве внутри датчиков или электромагнитных клапанов проще купить новую деталь, но на редкой иномарке ремонт может быть оправдан. Нам понадобятся: оловянно-свинцовый легкоплавкий припой (см. табл.), флюс (для меди и ее сплавов подойдет сосновая канифоль), паяльник мощностью 40-60 Вт (лучше с регулятором температуры или трансформатором), дощечка для облуживания паяльника, кусачки, пинцет или пассатижи стойкими губками (фото 1). Жало паяльника должно бьпь не острым, а закругленным - так оно меньше охлаждается и разъедается припоем. Предварительно кончик жала проковываем легкими ударами молотка (при этом отлетает окалина) и напильникомпридаем ему нужную форму. Для облуживания разогретое жало натираем канифолью и припоем на дощечке, пока оно полностью не покроется слоем припоя. Паяльник нагрет правильно, если припой плавится на жале, но канифоль не обугливается. Чтобы уменьшить нагрев, понижаем напряжение на выходе трансформатора. Если нагрев недостаточен при максимальном напряжении, укорачиваем жало паяльника. Паять можно только хорошо облуженные детали. Для этого наносим на место пайки слой флюса и натираем жалом паяльника с каплей припоя. Флюс растворяет окислы и защищает поверхность металла от дальнейшего окисления. Избегайте перегрева, чтобы не повредить дорожки платы (они легко отслаиваются от подложки из гетинакса), да и сами детали, особенно полупроводниковые элементы и микросхемы. Хорошая пайка-блестящая, каплевидной формы. На необлуженных участках припой не держится, а при низкой температуре (недостаточной мощности паяльника) - не растекается, наволакивается комками. Для лужения эмалированных проводов хорош канифольно-аспириновый флюс: смесь порошков аспирина и канифоли в соотношении 2:1 разводим спиртом до пастообразной консистенции. Наносим эту пасту на дощечку и, погрузив в нее провод, проводим по нему разогретым жалом паяльника. Чтобы место пайки меньше корродировало, окончательное лужение проводим в обычной канифоли. Хороший результат получается и при использовании обрезков ПХВ-трубки (изоляции проводов): разогретая паяльником трубка заменяет флюс, и провод не топько очищается от эмали, но и хорошо облуживается. Не пытайтесь снять эмаль острым ножом - провод легко повредить, причем небольшой надрез можно и не заметить, но надежной работы после такого ремонта уже не жди. М ЕДНЫЙ РАДИАТОР Одним из главных достоинств медных радиаторов считается их ремонтопригодность. Действительно, медные сплавы хорошо лудятся с обычной канифолью и паяются дешевыми оловянно-свинцовыми припоями. Но радиатор - случай особый: хорошо прогреть его обычным, даже очень мощным паяльником не удается - ведь он создан как раз для охлаждения. Поэтому без горелки не обойтись. Подойдет любая - паяльная лампа, сварочная горелка (фото 2) или даже работающая на бытовом газе с наддувом воздуха от пылесоса. Паяльник нужен помощнее, не с узким жалом, а с большим «топором» (фото 3). Горелкой хорошо прогреваем область пайки и только после этого электропаяльником облуживаем поверхности и наносим припой. Проще всего паять верхний бачок - припой сам растекается по кольцевой канавке. Сложнее с патрубками - припаивая один край, легко отпаять другой. Поэтому зазоры между деталями лучше оставлять совсем небольшие - около 0,1-0,3 мм: тогда горячий припой будет проникать в них и удерживаться за счет капиллярных сил. ПАЯЕМ АЛЮМИНИЙ Алюминий - один из самых сложных металлов для пайки: его поверхность покрыта тонкой, но очень прочной пленкой оксида. Чтобы облудить поверхность, эту пленку приходится удалять. Тем, кто постоянно занимается пайкой алюминия, порекомендуем насадку на жало паяльника из каленой стали с мелкими насечками, как у напильника, - ее можно изготовить самостоятельно, подобрав форму и размеры в зависимости от конкретных задач. Покрыв алюминиевую деталь флюсом, рифленой насадкой сдираем оксидную пленку. Под слоем флюса алюминий не окисляется и облуживается обычными свинцово-оловянными припоями с содержанием олова не менее 50% (ПОС50, ПОС-61, ПОС-90). В качестве флюса можно использовать канифоль, ее спиртовой раствор (для пайки в труднодоступных местах), а также вазелино-канифольную пасту: одна часть канифоли, три части вазелина и этиловый спирт до пастообразной консистенции. Хорошие результаты получаются при лужении в оружейном щелочном масле. Для разовых работ можно обойтись без насадки - достаточно добавить во флюс железных опилок: при растирании жалом паяльника они хорошо очищают поверхность алюминия (кстати, этот метод применим и для лужения других металлов). Паяльник должен быть достаточно мощный, а для алюминиевых радиаторов вновь понадобится горелка (см. выше). РЕМОНТИРУЕМ КУЗОВ Руководства по кузовному ремонту не рекомендуют пользоваться сваркой во время «примерки» панелей - при ошибке точку или шов На правахрекламыПрипой пилим крупным напильником (мелкий быстро забивается), а флюс лучше взять глицерино-канифольный (на одну часть канифоли две части глицерина и этиловый спирт до получения пасты). Пасту наносим лопаточкой или кисточкой на место пайки. При пайке радиодеталей удобно пользоваться тонкой (1-2 мм) паяльной проволокой - припой быстро плавится и полупроводниковые элементы не перегреваются. Выпускают припой ив виде трубок с канифольной начинкой Для пайки твердыми припоями нужна хоро- они удобны для больших объемов работ. шая горелка, лучше с острым пламенем (фоДля выпаивания деталей с современных пето 2). В качестве флюса подойдут бура, хлоричатных плат порой нужен сверхмаломощный стый цинк, нашатырь (хлористый аммоний). паяльник с тонким жалом. Его успешно замеДля лучшей зачистки поверхности можно исняет медная проволока с заостренным концом, навитая на жало обычного паяльника. пользовать железные опилки (см. выше). Спаять провода (даже толстые) без паяльниПайка твердыми припоями по прочности не уступает сварке и способна успешно ее замека поможет «паяльная лента». Изготовить ее ненить (однако сварка все же намного быстрее и сложно: на миткалевую ленту наносим смесь опилок припоя и канифольнотехнологичнее). Существенный вазелинового флюса (см. выше). недостаток паянного латунью Для пайки достаточно обмотать шва - электрохимическая корэтой лентой скрученные провода, розия прилегающих участков смочить ее бензином и поджечь. черного металла. Свеча В дороге, когда сеть 220 В Смыть остатки канифольного накаливания недоступна, выручит самодельфлюса можно тряпочкой или ный паяльник на 12 В. Его оскистью, смоченной в спирте или нова - дизельная свеча накалиацетоне. Активные флюсы (хлоМедный вания. Подобрав подходящий стержень ристый цинк, нашатырь) смывамедный стержень, высверливают водой. ем в нем глухое отверстие и нарезаем резьбу, чтобы свеча МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ полностью вкрутилась. Полость Припой Часто приходится паять в между стержнем и свечой застесненных условиях, когда дополняем расплавленным принести флюс или каплю припоя поем (см. рис.). А корпус и ручна жале паяльника - проблема. ка подойдут от обычного паЗдесь поможет паяльная паста яльника. I3PI смесь опилок припоя и флюса. придется резать и маскировать их следы на деталях. При пайке таких проблем нет - ее и используют. Но здесь важна прочность шва, поэтому и припои используют другие-тугоплавкие. Самый распространенный Л-63 содержит 62-65% меди, остальное - цинк. Температура его плавления 950°С. Существуют припои с добавками олова; оно придает припою пластичность и улучшает растекаемость по металлу. Плавятся такие припои при несколько меньшей температуре, около 850°С.ЛЕГКОПЛАВКИЕ ПРИПОИМарка припоя* ПОС-61 ПОС-50 Температура плавления, "С 190 222 Область применения Пайка тонких (диаметром до 0.1 мм) обмоточных проводов, радиоэлементов и микросхем. монтажных проводов в ПВХ-изоляции; пайка при повышенных требованиях к механической прочности и электропроводности. Пайка ответственных деталей из стали, меди. латуни, бронзы, когда нежелателен высокий нагрев в зоне пайки Пайка латуни, железа, медных проводов неответственного назначения, когда допускается более высокий нагрев чем для ПОС-61 или ПОС-50. Пайка умеренно вибронагруженных соединений Лужение и пайка латуни, меди, железа, стали, цинковых и оцинкованных листов, белой жести Пайка при пониженных требованиях к прочности шва. лужение перед пайкой. Пайка деталей неответственного назначения из меди и ее сплавов, оцинкованного железа, стали, свинца Пайка погружением в расплавленный припой Пайка деталей из меди и ее сппавов. не допускающих местного перегрева. Пайка полупроводниковых приборов Пайка плавких предохранителей Пайка и лужение при особо низких температурахДля тех, к омуза100 тысКак известно, в машины с пробегом за 100 тыс. км рекомендуется заливать более вязкое масло. Масло НРХ с вязкостью по SAE 20W60 является тем смазочным материалом, который в начале 90-х годов специально разрабатывался компанией FL SELENIA (до 2000 года входила в состав концерна ФИАТ) для применения в изношенных двигателях. История создания НРХ имеет свое рациональное зерно. Данное масло предназначалось для автопарка стран Северной Африки. где распространены машины ФИАТ. Их местная эксплуатация сродни нашей - пользовать без регулярного ТО, пока не «умрет». Для отсрочки «хирургического вмешательства» и был создан этот оригинальный продукт. Он сокращает расход масла не менее чем наполовину, устраняет дымность, увеличивает компрессию и способствует более мягкой работе мотора. Предельный верхний вязкостный показатель позволяет маслу сохранять отличные смазывающие свойства при любых температурах. Высокий индекс вязкости сводит к минимуму ее зависимость от температурных колебаний. Даже при термическом ударе масло сохраняет свои свойства и не разжижается. Как полусинтетика, НРХ устойчиво к окислению и угару, стабильно к сдвигу. Специальные присадки улучшают прилипаемость к трущимся поверхностям, что также способствует прочности масляной пленки НРХ благоприятно влияет и на резиновые уплотнения, повышая их эластичность. Интервалы замены - 10 000 км для бензиновых и7 500 км - для дизельных двигателей. Все эти качества приобретают выраженную актуальность в летний сезон, когда высокие температуры и режимы движения «бампер в бампер» в городе увеличивают термические нагрузки на двигатель. Тот, кто пробовал НРХ, убедился в его уникальных свойствах. Кстати, масло имеет зеленый (!) цвет. Москва (095) 916-8729 Санкт-Петербург (812) 317-8268 Пенза(8412)63-23-65 Краснодар(8612)53-25-96 Челябинск(3512)78-08-91 Оренбург (3532) 51 -17-65 Самара (8462) 34-93-27 Саратов(8452) 50-65-37 Геленджик (8614) 15-57-74ПОС-40 ПОС-30 ПОС-18 ПОССу 4-6 ПОСК-50 ПОСВ-33 Сплав Вуда Сплав д'Арсе Сплав Розе235256277265 145 13060,5 79,0 97,3Буквы ПОС в марке припоя означают припой оловянно-свинцовый цифры - содержание олова в процентах. Дополнительные буквы FLUIDS & LUBRICANTS обозначают добавки других металлов (Су - сурьмы. К - кадмия. В - висмута) для получения специальных свойств припоя, например: ПОССу4-6. ПОСК-50. ПОСВ-33.£SELENIAВ 201М