49
50
изготовить и новые, более прочные шатуны. Словом, от предшественника в новом моторе осталось немного. Даже топливную аппаратуру, вплоть до форсунок, применили оригинальную. Унифицированными остались только отливка блока цилиндров, клапанный механизм (кроме выпускных клапанов) и его привод, водяной и масляный насосы. Из «навески» сохранились стартер, сцепление и вакуумный насос, питающий усилитель тормозов. Обратной унификации с полуторалитровым дизелем не будет по двум причинам. Во-первых, использование более массивных деталей увеличит механические потери, что приведет к снижению моттгяостных показателей. Во-вторых, более дорогие, они значительно поднимут себестоимость 341-го мотора. Теперь о варианте с турбонаддувом. Ранее спроектированный полуторалитровый турбодизель 3411 прекратил существование, так и не встав на конвейер. Таким образом, этот агрегат останется лишь в атмосферном варианте. А версия с турбокомпрессором будет только у нового 1,8-литрового мотора (ее индекс 3431). Ее планируют оснащать отечественным турбокомпрессором разработки НАМИ, производство которого налаживается на Воронежском механическом заводе. Примечательно, что агрегат наддува, включаясь при 1800 об/мин, обеспечивает уже на этом режиме максимальный крутящий момент, который практически не снижается с ростом оборотов вплоть до срабатывания ограничителя. Позже у 3431 появится интеркулер охладитель сжатого компрессором воздуха. Это устройство, знакомое читателям лишь по иномаркам, позволит уложиться в нормы Евро II и снизить теплонапряженность двигателя. Выпускать новые моторы будет «БарнаулТрансмаш». Атмосферный дизель увеличенного объема ВАЗ-343, вероятно, появится уже в конце этого года (он предназначен для «лкжсового» ВАЗ-21048). Одновременно продолжится выпуск дизельного ВАЗ21045. Появления турбодизеля 3431 ожидаем в конце следующего года. Он пойдет, в первую очередь, на ВАЗ21213, а чуть позже - и на полноприводники, выпускаемые в ОПП. Его уже заждались и мини-вэн ВАЗ-2120, и пятиместные «нивы», и пикапы на ее платформе. 1»1/ТЮНИНГЖЕНЩИНЫ МЕЧТАЮТ ОБ ЭТОМ«НАДЕЖДА» И «НИВА»: ТЕПЕРЬ С ГИДРОУСИЛИТЕЛЕМкузова (в зоне выхода рулевого вала в салон) приходилось немного дорабатывать отверстие. Гидронасос усилителя СНАЧАЛА «НИВА» Этот полноприводник заставит даже приводился в действие своим ремнем от крепкого мужика попотеть при рулеждополнительного шкива. Мелкосерийное изделие оказалось ке. Что уж говорить о хрупких барышнях! Неудивительно, что первой обзаведорогим (около 1800 немецких марок) лась гидроусилителем именно «Нива». и на вазовский конвейер не попало. У Еще в конце восьмидесятых именитая нас такой «гидроруль» монтировали фирма «Цанрадфабрик» (ныне «Цан- лишь небольшие фирмы: с установкой радфабрикЛенксистемен», сокращенно - до двух тысяч «зеленых». ZFLS) адаптировала свою конструкцию Усилитель рассчитан на работу с ругидроусилителя к вазовскому вездеходу. левой трапецией старой «Нивы» ВАЗЗаказчиком выступила фирма «Дойче 2121. Гидроупор в конструкции ограЛада»: она устанавливала усилители на ничивает поворот вала сошки 31 гра«нивы» для Германии. Серийный руледусом в обе стороны от положения вой механизм снимали, вместо него на «прямо». У «двести тринадцатой» рыштатные отверстия кузова крепили корчаги поворотных кулаков удлинены, а пус усилителя с механизмом «винт - шасошка и маятниковый рычаг иной конриковая гайка». Правда, в щите передка фигурации. Поэтому применение немецкого агрегата на этой машине увеГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ф личивает радиус поворота более чем на метр. Чтобы сохранить радиус, неУ СИЛИТЕЛЬ РУЛЯ обходимо увеличить предельный угол поворота сошки до 36 градусов в обе стороны. Выход один: замена трапеции на старую, «двадцать первую».ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИНЗАТЕМ «ДВАДЦАТКА» Мини-вэн ВАЗ-2120 фазу задумывался с новым, доработанным гидроусилителем. Рулевая трапеция «Наде- ТЕХНИКАго типа*. Новая конструкция перекочевала ив «совместный» усилитель. Замечательно, что новинка оказалась дешевле, но самое главное - стало удобнее и надежнее управлять автомобилем.«Обвязка»жды» сконструирована с учетом накопленного на «Ниве» опыта, с предельным поворотом сошки в 31 градус. За поставку агрегатов из Германии в Тольятти взялась научно-производственная фирма «СпецАвто». Для снижения цены импортного изделия монтажную «фурнитуру» решили делать в России. Чертежи на разные кронштейны и прочую мелочевку согласованы с ZFLS, уже организовано производство монтажного комплекта. Из-за границы теперь поставляется усеченный «комплект 8052» с самыми ответственными элементами - рулевым механизмом со встроенным усилителем, насосом, бачком и шлангом высокого давления. С ростом объема поставок отпускная цена такого комплекта снизилась до 1100 марок, позже до 900. Производство монтажного комплекта в Тольятти обходится примерно в 100 марок. В итоге усилитель стал почти вдвое дешевле. Но рыночная стоимость с установкой (с учетом всех налогов, транспортных и накладных расходов) все же весьма высока - до 1000 долларов. А ТЕПЕРЬ - «РУЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ» Попытки уговорить немцев изменить настройки узла, дабы увеличить угол поворота вала сошки до 36 градусов, ни к чему не привели. Они отказались вносить конструктивные изменения в мелкосерийный узел. В 2000 году директор «СпецАвто» предложил изготавливать корпус рулевого механизма и организовать сборку в России, а из Германии получать лишь начинку. Для этого в Тольятти была создана фирма «Рулевые системы». На нее же возложили решение перспективных конструкторских задач. Специалисты «Рулевых систем» разработали чертежи, изготовили образцы корпусов, а немцы, испытав корпуса и собранные узлы, дали «добро». В ходе доводочных работ пришлось поменять материал корпуса - обычный серый чугун на высокопрочный. Отливать деталь поручили ВАЗу и КамАЗу - чтобы не создавать монополии поставщика. «Рулевые системы» взяли на себя обработку отливки на станках с ЧПУ и сборку механизма. Немцы к тому времени решили модернизировать конструкцию - заменить устаревший механизм распределения с золотником осевого типа на компактный распределитель роторноВсе механизмы, собранные в «Рулевых системах», проверяют на компьютерном стенде.Ныне регулировка, позволяющая поворачивать вал сошки на 36 градусов, закладывается прямо при сборке усилителя. Стало быть, он легко состыкуется с «двести тринадцатой» и «тридцать первой» трапециями. Кроме того, этот усилитель подойдет и новой «Ниве» ВАЗ-2123, и даже «классике» ВАЗ-2104...2107 (на остальных заднеприводных ВАЗах потребуется заменить рулевой вал). Объем производства комплектов для ГУРов в «Рулевых системах» в ближайшее время будет доведен до 12 тысяч штук в год. Такая цифра подразумевает стопроцентное оснащение гидроусилителями автомобилей ВАЗ2120 и ВАЗ-2131, выпускаемых опытным производством ВАЗа, и продажу на «свободном рынке». При таких объемах выпуска стоимость гидроуси* Принцип работы распределителя роторного типа сродни роторному двигателю. В статоре (неподвижном корпусе) расположены отверстия для прохода масла, а вращающийся ротор либо перекрывает их, либо открывает Такая схема гораздо быстрее реагирует на изменения в работе рулем, чем традиционная золотниковая.лителя с установкой уложится в 500 «условных». Установить усилитель можно и своими силами, при определенной квалификации. Одна из сложностей - доработка отверстия в щите передка. НА ХОДУ Управлять машиной с гидроусилителем легко и приятно. Особенно это ощутимо при парковке в стесненных местах, где скорость минимальна, а баранку требуется крутить от упора до упора. Информативность на руле вполне внятная (сопротивление в начальный момент поворота слегка возрастает), не сдерживаются быстрое вращение и перекладывание баранки при быстром прохождении серии поворотов. Шумит вся эта система заметно меньше отечественного аналога, установленного, например, на «Волге». Легкий шум появляется лишь при вывернутом в крайнее положение руле. А «Рулевые системы» уже озабочены подготовкой производства гидроусилителя для автомобилей «десятого» семейства - тоже на базе конструкции ZFLS. 1»1