86
87
ЭКОНОМИКАКАК КОТИРУЕТСЯ ВАЗТЕКСТ / ИЛЬЯ ПИМЕНОВ/АКЦИИОБЫЧНО НАЗВАНИЕ АВТОЗАВОДА МЫ ОБОЗНАЧАЕМ ПРЕДЕЛЬНО ПРОСТО, ЗАБЫВАЯ ПРО АББРЕВИАТУРУ ОАО - ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВОБиржа, суета. Один из брокеров задумчиво произносит: «Вот мы тут сидим, а там снег падает». Другой хватается за телефон: «Снег! Продавай! Весь! Срочно!» Почти что с натуры. Но сегодня нас будут интересовать более серьезные вещи. Начнем с небольшого ликбеза (отвернитесь, брокеры). Акции бывают обыкновенными и привилегированными (их называют «префы»). Последние отличаются большими (и гарантированными!) дивидендами (долями прибыли), приходящимися на них. Правда, обладание ими не дает преимуществ права голоса на общих собраниях акционеров. Котировки акций обновляются мгновенно. Играя на бирже, можно в одну секунду обогатиться или потерять все. Что уж говорить о месяцах и годах! Но тут уже другой интерес - получить дивиденды от акций, которые в твоей собственности. ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ За прошедший год (с июня 2001 по июнь 2002) котировки менялись не раз. Сведения, поступающие от аналитических групп о курсах акций на фондовом рынке, о прогнозах на будущее, могут в чем-то расходиться, не совпадать, но абсолютно точные цифры нам и не нужны, куда важнее общие тенденции. Опираться будем на данные профессиональных консалтинговых фирм - «Росбизнесконсалтинга» и АКМ. Ура! В целом наши автопроизводители медленно, но верно идут в гору: повышаются капитализация, стоимость акций и их ликвидность. Лучше всего дела у АвтоВАЗа. Еше в декабре прошлого года эксперты рекомендовали покупать акции тольяттинского гиганта. Стало известно, что предполагаемая прибыль по итогам года составит 100 млн. у. е., чего давно не случалось. По итогам 2001 года ОАО, как и обещало его руководство, прибыль получило, но... на 20 млн. у. е. меньше, чем ожидалось. Основная причина - рост тарифов на энергоносители. Так что вместо запланированных в конце прошлого года дивиден-дов для всех акционеров их получат только держатели привилегированных ценных бумаг (по 47,5 руб. за акцию). Такой порядок определен уставом. Остальным остается тихо радоваться перспективности своего предприятия и ждать... Многие крупные акционерные общества обязаны выплачивать 10% от суммы чистой прибыли держателям «префакций». На то они и привилегированные. Впрочем, на Котировки акций ОАО «АвтоВАЗ» к «ГАЗ» за год. ВАЗе владельцам «префов» дивиденды не выплачивали в течение долAl "V /k гТ гих семи лет, и акции их котировались на рынке даже ниже, чем обыкно27 венные. Еще в прошлом году стоимость каждой из них (номиналом 500 13 рублей) была около отметки 1,7 у. е., тогда как 6 простые акции стоили по 4,6. Руководство АвтоВАЗа даже рассматривало ГАЗ явтоаяз вопрос о конвертации «префов» в обыкновенные, но вовреКотировки акций иностранных компаний за год. мя одумалось. Финансовые неурядицы 70 вокруг завода постепенно улеглись. ч/Ч—60 •*г Сейчас акция ОАО «АвтоВАЗ» стоит S С\ около 30 у. е. И то ли еще будет! За ши50 рокими спинами тольяттинцев маячит 40 «Дженерал моторе». 30 Неплохо идут дела иу ОАО «ГАЗ». Но владельцам его акций тоже пока 20 лучше их не продавать, а подержать *** \* V Л 15 в последние пару месяцев наметился некоторый спад, как полагают, вре10 менный. Как тут не вспомнить золо5 тые деньки октября 1997 года с рет, ! * ЕИШН •п «№ кордной стоимостью акций ГАЗа - более 150 у. е. за штуку! Именно тогда по•JJJuro«ivnrc ассампк Щщ\шптм явилась информация о создании совместного предприятия с итальянскимVv^ /£Л"1• концерном ФИАТ. Теперь это в прошлом, и акции сильно упали в цене. Тем не менее уже в первом квартале 2002 года по сравнению с первым кварталом прошлого года объем производства увеличился на 13,5%, а это значит, что акционеры получат дивиденды за прошлый год: 3 руб. за обыкновенную акцию и 12 - за привилегированную номиналом 1 рубль. Всего на эти цели выделен 31 млн. рублей. Кстати, уставный капитал акционерного общества разделен на 4,5 млн. обыкновенных и 1,45 привилегированных акций. Сегодня обыкновенная акция ОАО «ГАЗ» стоит около 35 у. е. По словам генерального директора ОАО «Северсталь» А. Мордашова, стоимость акций АО «УАЗ» в 2000 году выросла на 227%, и к концу прошлого года цена каждой из них (номиналом 1 рубль) поднялась до 20 у. е. В общем, если говорить о котиров-ках, можно констатировать положительные сдвиги. Так-то, дорогие акционеры, храните акции у сердца - пока не продавайте. А ЧТО У НИХ? За границей сегодня несколько иная тенденция - никаких значительных подъемов в ближайшее время не предвидится. Теракты в США 11 сентября прошлого года потрясли все биржи мира, и котировки акций автопроизводителей, конечно, рухнули. Постепенно они возвращаются на прежние позиции, хотя это удается не всем. Неважно обстоят дела у «Форда». Концерн продолжает терпеть убытки: вместо прежних 25 долларов за акцию теперь только 17, а на распродаже и того меньше. Как повезет. Примерно такой же график иу «Тойоты». Сейчас ее акция стоит около57 долл., а было 70. Лучше всех положение у корпорации «Дженерал моторе». Она вернула свои прежние позиции на биржах и продолжает набирать обороты. Правда, в начале мая был короткий «перекур»... Сейчас акции «Джи-Эм» стоят 65 долл. Есть успехи иу «ДаймлерКрайслер». Аналитики прогнозировали заметный провал в котировках, но его не случилось. Цена акции - 50 долл., и это далеко не предел. Котировки у «Ниссана» удивляют тем, что скачут, как пульс марафонца. Трудно назвать наверняка, сколько стоит акция в данный момент. Попробуем угадать... 15 долларов! И тут открывается непредвиденное. Оказывается, котировки акций наших автопредприятий по сравнению с «ихними» растут намного быстрее. И в успехе «Дженерал моторе» даже видится тень АвтоВАЗа. А может, так оно и есть? 1»1На правах рекламыЛЕТОМ ИЗИМОЙrun well with wellrunwell i runSAE 5W - 4 01 00% - синтетическое универсальное моторное масло последнего поколения на основе полиальфаолефинов (PAO'S) Представительство в России: офис в Москве: (095) 234 3942; [095] 564 8636. офис в С.-Петербурге: (812] 338 0286,