ТЕХНИКА /БЕЗОПАСНОСТЬЛУЧШЕ ВСЕГО - ПЯТЬ ЗВЕЗДОЧЕКИСПЫТАНИЯ НА УДАР ПО МЕТОДИКЕ EuroNCAPСтепень защиты: зеленый хорошая желтый достаточная оранжевый удовлетворительная коричневый слабая красный плохаяТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙПожалуй, сегодня у автомобильных фирм нет более важной задачи, чем повышение безопасности машин. В Европе этот процесс стимулирует некоммерческая организация EuroNCAP (European New Car Assessment Programme - Европейская программа оценки новых автомобилей). Она проводит независимые крэш-тесты, позволяющие судить о безопасности той или иной модели. Мы решили поднять архивы EuroNCAP с момента проведения первого теста в 1995 году. Конечно, сравнивать в лобНАША СПРАВКАавтомобили разных классов и модельныхгодовнекорректно, но составить мнение о безопасности той или иной машины можно. Итоговый результат для протестированной модели складывается из оценок нагрузок на голову, шею, туловище и ноги манекена. Наивысшая оценка безопасности - пять звезд. Одна или две звезды означают вероятность серьезных травм или даже летального исхода, что одинаково плохо как для маленькой машинки, так и представительского лимузина. Тест с участием манекена-пешехода получает отдельную оценку максимум четыре балла. Итак, поищем ответы на интересующие нас вопросы, рассмотрев наиболее яркие примеры подробно; результаты остальных занесем в таблицы.КАКАЯ МОДЕЛЬ САМАЯ БЕЗОПАСНАЯ?Программа EuroNCAP зачастую оценивает те позиции, которые не входят в программу сертификации. Эксперты фиксируют перегрузки, испытываемые специальными манекенами (ЗР, 2002, № 4). Очки снимают за чрезмерную деформацию кузова, опасное смешение рулевой колонки и педального узла, невозможность открыть дверь разбитой машины и многие другие нюансы. Каждая новая фаза испытаний начинается с отбора машин одного класса. У дилеров инкогнито закупают товарные машины обязательно в базовой комплектации, по несколько штук одной модели. Почему несколько? Такова сегодняшняя методика испытаний: она включает лобовой удар о деформируемый барьер на скорости 64 км/ч с 40-процентным перекрытием (аварию «терпят» манекены на передних местах), боковое столкновение неподвижного автомобиля о движущееся со скоростью 50 км/ч деформируемое препятствие, имитацию наезда на пешехода на скорости 40 км/ч. В начале 2000годак этим испытаниям добавили еще один боковой удар, призванный сымитировать наезд на столб со скоростью 29 км/ч (ЗР, 2001, № 5).Если в начале деятельности EuroNCAP оценка в две-три звездочки считалась вполне обычной, то сегодня такая «выдержка» уже считается недостаточной. За несколько лет большинство участников доросло до четырех звезд, а вот «пятизвездочной» пока сумела стать лишь «Рено-Лагуна» 2001 модельного года.Продолжение на с. 71-74. ТАБЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ АВТОМОБИЛЕЙ КЛАССА MINI MPV год«Хонда-Стрим 1,7» «Рено-Сценик 1,4» «Ниссан-Апмера Тино 1.8» | «ФИАТ-Мультипла ITD» СААБ &-5 2,0 «Мерседес» Е-кгисса «BonbBO-S80 2,4» «Опель-Омега 2,0» 2001 2801 2001 2001 Боковой и фронтальным тесты тест###> —— —— — ###> •••• —— —###•• •• ••Ш)фКЛАСС Е1998 199» 2000.—•91*М— На правахрекламыКласс Mini MPVОценка безопасности(max - 5 звезд)Пешеходный тест(max - 4 звезды)*********ЭТАЛОН ЗАЩИТЫ АВТОМОбиЛЯ^ Метка присутствия владельца Magic Label™ с динамическим кодом спасет Вашу собственность при разбойном нападении«Ситроен-Ксара Пикассо 1.6». 2001 год. Кузов машины признан достаточно жестким, однако после теста самопроизвольно распахнулась пятая дверь. Манекен-водитель повредил ноги, подушка лишь частично удержала его голову: при более тяжелом ударе это может привести к удару о руль. Нижняя часть передней панели грозит травмами коленей и бедер. Неточной признана работа боковой подушки. которая все же защитила голову.«d Микроиммобилайзеры Magic Relay™ заблокируют двигатель в случае опасности. Они получают команды по штатным проводам автомобиля, что существенно затрудняет их нейтрализацию <J Дистанционный запуск двигателя с брелока, по таймеру, по температуре, по напряжению аккумулятора и автоматический турботаймер сделают Ваш автомобиль более комфортным *4 Выбор мелодии и громкости сигналов сирены Magic Voice™ позволит узнать голос Вашего авто из десятков других «* Безопасная автопостановка на охрану и автоматическое снятие с охраны при приближении к автомобилю не потребуют от Вас никаких действий при управлении сигнализацией <J Цифровые микропроцессорные датчики с дистанционной регулировкой и системой автоматической коррекции чувствительности ISLA™ не портят вид салона и не боятся влажной уборки*****-****ьМ*^щ1ВМ\**« ''«Мицубиси-Спейс Стар 1.3», 2001 год, После фронтального удара выяснилось, что подушки сработали на пределе. Опасную травму манекен получил при ударе о руль, большая нагрузка пришлась на бедра водителя, повреждена голень. Машина оборудована лишь передними подушками, поэтому при боковом ударе водителю грозят травмы груди и брюшной полости.^ Многозоновые пейджеры серии RP-10/100/1 OOx-MR позволяют постоянно контролировать автомобильВсе известные функции присутствуют*********«Опель-Зафира 1.8". 2001 год. Во время первого теста не сработал травмобезоласный педальный узел. Опель- настоял на «переэкзаменовке». Но педали вновь «устояли». Кроме того, оценку снизили за сильное повреждение груди манекена, пострадали также колени, зафиксирован контакт головы о руль.MAGIC RIIMC, LTD. (095) 924-1779,92J-0271WWW.EXCEIIENT.RU . Пешеходный тестТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ АВТОМОБИЛЕЙ КЛАССА DМодельный гол 1998 1999 1999 1997 2001 1997 1997 1997 Боковой и фронтальный тесты Пешеходный тест*********«Тойота-Авенсис» «Хонда-Аккорд 1,8iLS» СААБ 9-3 «Ниссан-Примера» «Опепь-Вектра» «Ауди-А4 1,8» «Мерседес» С-класса BMB-316J*..,«~• ••• ####'»#> ••• •••—4— •4•• ••• •- половина балла.Примечание:- один балл по пятибалльной шкале: 4Лив-Латука 111». 2001 гад. Рулевая колонка практически не сместилась : -:;,_•-' ::з;с - а. _ 1" -э crasi - в итоге •"" защите грудной клетки. Двойные :*.:;»-»:> «эсть тела от контактов с передней па-4.• ••* * * * *** * * *Французы сконструировали машину с чрезвычайно жесткой структурой кузова и оптимально деформируемым передком, благодаря чему манекен при ударе даже не коснулся деталей интерьера! Конечно, внесли свою лепту «интеллектуальные» подушки безопасности с двухступенчатым срабатыванием и боковые «занавески». Если машина не оборудована боковой подушкой, показатель возможной травмы головы HIC (head injury criterion) может впятеро превысить допустимый порог, достигая величины 5000. С внедрением занавесок на моделях бизнескласса - таких, как «Мерседес» Е-класса, СААБ 9-5 или «Вольво-БвО», произошел прорыв - более чем десятикратное снижение риска смертельного исхода. Лавры победителя в «пешеходном» тесте пока принадлежат «Хонде-Сивик» 2001. Машина «мягко» приняла на себя манекен благодаря оригинальной конструкции петель, замка капота и крепления крыльев, за что заработала три звезды. ХУЖЕ НЕКУДА! Среди аутсайдеров порой оказывались не только молодые автомобильные фирмы, но и титулованные. Например, в число неудачников ухитрилась попасть «трешка» БМВ 1997 модельного года. В разное время компанию ей составляли «Ситроен-Ксантия» и «Ровер-600», СААБ также подмочил складывавшуюся годами репутацию, провалив тест «900-го» в 1997 году. Первопричина неудачи «трешки» в устаревшей конструкции: ведь машину поставили на конвейер в 1990 году и затем лишь слегка модернизировали. Тогда еще не применяли компьютерной имитации аварий, позволяющей вносить коррективы еще на «бумажной» стадии разработки. Свою роль сыграла и скудная базовая комплектация «трешки»: водительская подушка да брусья-усилители в дверях. Сейчас во многих автомобилях даже малого класса - до шести защитных «мешков».ТАБЛИЦА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ АВТОМОБИЛЕЙ КЛАССА С гон«Форд-Фокус 1,6» «Фольксваген-Гольф» «Опель-Астра 1,6i» 1999 1998 1999 2001 1997 1998 1998 1997 Боковой и фронтальный тесты Пешеходный тест«_IT:;S:I-1 J Пи». 2001 гад. ремни, не оснащенные ограничителями наклепе водителя и пассажира Неудачная ног. Вблизи ступней пос* элементы пола. Пои боковом иепьгтэо стойку, но нагрузки были признаны неопасными.ЕС•±3• • « •ч?2*****"****EV-;.-;-=;:;;-_-•••• •••• ••••фф«Альфа-Ромео 147» «neMO-3061,6GLX» «Дэу-ЛаносМЭЕ» «ФИАТ-Брава1,45» «Мицубиси-Лансер GLX»" оказалась достаточно прочной, но водитель все же Чи -сзредил чоги Боковой удар также принес -е:м:т?я на хорошую защиту головы, манекен получил•:s»: : : - : _ - > -;:::-»•••• ••••Ч— •4•• • •• • •• •• На правахрекламы V ^ )А вместо сердца - топливный насос Р - -к ЯРДОьОценка безопасности Пешеходный тест4 звезды"Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи", - гласит народна Покупатели отечественных карбюраторных машин в большинстве своем - люди небогатые, бюджет семьи расписан, как правило, строго, и поломка в автомобиле, влекущая за собой внеплановые траты, чувствительно бьет по кошельку. Отсюда вполне естественное желание - как можно больше сэкономить на ремонте автомобиля, в первую очередь сократить затраты на покупку запчастей. Рассмотрим, к примеру, одну из важных деталей карбюраторного двигателя - топливный насос. Ценовой разброс по представленным на российском рынке бензонасосам весьма существенен. Принцип действия и конструкция данного агрегата устоялись много лет назад. Казалось бы, какие могут быть отличия, если данные изделия мало чем отличаются друг от друга? "А если отличаются мало, то надо брать самое дешевое", - именно так рассуждает наш рядовой потребитель, привыкший считать каждую копейку. Но покупка дешевого товара очень часто дает только кажущуюся выгоду, которая потом оборачивается дополнительными финансовыми и временными затратами. А время, как известно, тоже деньги, особенно если ваша машина - это дополнительный источник заработка в семье. Итак, среди одинаковых на первый взгляд изделий есть одно существенное различие: это соотношение "цена - качество". И разница эта столь существенна, что стоит остановиться на ней отдельно. Для простоты условно разобьем весь рынок топливных насосов на три группы - дешевые, средние и дорогие. В самой дешевой ценовой категории, до 50 рублей, находятся бензонасосы, использующие чужие товарные знаки - эмблемы известных производителей, а также мелкие полулегальные производители, создающие товарные знаки, приближенные к известным брендам. Обычному покупателю их распознать трудно: мало кто будет выискивать на товарном знаке лишние черточки, измененные линии... . Проще говоря: это узаконенное жульничество, если знак отличается хоть черточкой, - это самостоятельный товарный знак, имеющий право на существование. На деле же расчет идет на то, что покупатель просто что-то не разглядит, не распознает и приобретет подделку, будучи уверен, что купил деталь известной торговой марки. Производятся такие насосы, что называется "на коленках" - местными умельцами в гаражах, а качестве сырья для корпуса используется алюминиевый лом, а вместо обрезиненной диафрагмы в таких бензонасосах можно встретить схожую по цвету медицинскую пеленку. Детали механической части выполняются из дешевых сталей, не подвергаются необходимой термообработке. О сроках службы такого насоса Вы можете догадаться, и совсем не обязательно проводить эксперименты, выбрасывая при этом на ветер никогда не бывающий лишним полтинник. Поступают подобные изделия так же и из вездесущего Китая, и если такой топливный насос не развалился на части во время монтажа - Вам сильно повезло. "Скупой платит дважды" - а в случае с дешевыми бензонасосами: и дважды, и трижды... бесконечно. И вот тут автовладельца подстерегает другая опасность... . Из одной крайности он может броситься в другую. Намаявшись с дешевыми подделками, он решает купить самое что ни на есть ... Как говорится: раз и навсегда, но и здесь чуда не происходит... Механизмы имеют обыкновение ломаться, даже очень дорогие. Правда, вопрос как скоро? Н "Жигулях',' в силу особенностей механического привода, конструкция служит исправно а до 60000 км пробега. Хорошая обрезиненная диафрагма столько же, либо немногим меньше. В дорогих насосах применяют импортную диафрагму. Да, она может исправно работать до 120000 км пробега Но выдержит ли столько механический привод? А представьте себе, что все-таки возникла необходимость отремонтировать насос. Конструкция либо не разборная, либо отсутствуют запасные части. К тому же большинство автолюбителей будет разочаровано отсутствием на импортных насосах рычага подкачки топлива. Наиболее приемлемый вариант, как всегда, посередине. Ярким представителем данной ценовой****•••**«Пежо-307 LHD . 2001 год. Удачный характер деформации кузова вселял оптимизм, но после расшифровки данных были выявлены и минусы. Водитель ударился грудью о руль, а голова пассажира достала до передней панели однако риск серьезной травмы все же невелик. Наибольшие повреждения зафиксировали датчики в ногах манекена. При боковом тесте Пежо-, не потерял ни единого балла, что редкость для машины такого класса.******•**•Хонда-Сивик 1.4S». 2001 год Кузов машины при столкновении повел себя очень хорошо, а легко открывшаяся водительская дверь подтвердила отсутствие деформации передней стойки. Нарекания вызвали нагрузки от ремней и неудачная конструкция передней панели. Зато ноги водителя и пассажира остались невре-*****,,****I«Ниссан-Алмера 1.4». 2001 год. Алмера» предыдущего поколения выступала в тестах неудачно. Современная модель заработала -слабую четверку». Подушки раскрылись. но водитель получил травму груди. Опасными оказались повреждения бедер и левой голени.категории относятсятопливныенасосы "Рекардо" Все изделия производятся в больших объемах на конвейере со строгим контролем качества и ТУ. За вполне приемлемую цену Вы получите нормальную сработу изделия в течение всего га Рантийногоосжа службы Только будьте осторожны! Как всегда, хорошая продукция подделывается "умельцами". На литьевом корпусе оригинальных продуктов расположен товарный знак' Рекардо"- латинская Rв овале. Не стоит ждать чудес, но соотношение цены и качества в топливных насосах "Рекардо" действительно оптимально. И Вам не придется переплачивать за красивый импортный бренд, который вряд ли прослужит дольше, и Вы избежите дополнительных затрат, как материальных, так и временных и, наконец. нервных, которые влечет за собой покупка дешевых кустарных подделок. Торговое представительство в Москве: 0 0 3-26-73, 3-82-71, 3-29-78 000 «Рекардо», отдел сбыта: т/ф: (84235) 0 «ДОЖДЬ» т/ф: 311-87-90 www.rekardo.rain-auto.ruI ^fk^ I :.-^ag'\^ ^ Р ^ ^ ^ I I I^^j^L^^^PW II 4mSJ SfJ I вИЬвшЯИ- • I {*>: Щ Класс ВОценка безопасности(max - 5 ЗВЕЗД)Пешеходный тест(max - 4 звезды)*****_****«ФИАТ-Пунто S60» «Тойота-Ярис 1,0 терра» «Хёндэ-Атос GLS» «МСС Смарт» «СЕАТ-Ивиса 1,4 Стелла» «Фольксваген-Поло 1,4L» «Форд-Ка 1,3» «Рено-Клио 1,2 RL»Модельный год 1999 2000 1919 2000 ] 2060 1998 2000 1999Боковой и фронтальный тестыПешеходный тестш»•••• •••• ••• ••• ••• ••• ••••• •• •• •• ••••I«Шкода-Фабия 1.4». 2000 год. «Фабия» с честью выдержала цикл тестов и уберегла людей от увечий. Но «Шкода» схитрила, уговорив взять EuroNCAP на тест машину с пассажирской подушкой, не входящей в «стандарт». Водитель не коснулся руля, датчики зафиксировали лишь довольно высокие нагрузки на бедра«Трешка» 2000 модельного года реабилитировала себя, уверенно заработав четыре звезды. Такова и общая тенденция от старшего поколения к младшему автомобили становятся все безопаснее.ЧЕМ КОМПАКТНЕЕ, ТЕМ ОПАСНЕЕ?*****"****«Пежо-206 1,3», 2000 год. Структура кузова признана специалистами удачной, жизненное пространство салона после тестов оказалось достаточным. Однако, несмотря на применение ограничителей нагрузки ремня, пассажир все же рискует травмировать им грудь. Небезопасна также передняя панель, поранившая ноги пассажира. Педаль тормоза сместилась в салон слишком далеко. повредив ступни водителя.п* *Владельцев маленьких машин выпуска середины 90-х нечем порадовать. На первых крэш-тестах EuroNCAP дотянули до трех звезд лишь «Форд-Фиеста» и «Фольксваген-Поло». Роковую роль в большинстве случаев сыграл недостаточно жесткий кузов и компактный салон, отнимающий драгоценные сантиметры жизненного пространства. Нынешние «малыши» на голову выше своих предшественников. На следующей ступеньке - класс С, он же «гольф-класс» - четыре звезды здесь встречаются чаще. Портят благоприятную картину лишь «Сузуки-Балено», «Хёндэ-Акцент» и «Мицубиси-Лансер». Среди зрелых моделей почти не найти троечников. Даже те машины классов Dи Е, что заняли последние места, гарантируют жизнь своим хозяевам. ВЛИЯЕТ ЛИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ТИП КУЗОВА? Однозначного ответа нет, но слабых все же можно выделить: полноразмерные мини-вэны середины 90-х. По невеселой иронии судьбы, как раз семейные машины, которые обязаны надежно защищать экипаж. Однообъемный кузов с коротким носом при фронтальном столкновении не в состоянии поглотить энергию удара, а масса больших и высоких машин весьма значительна. В результате крупные и внешне такие крепкие «Крайслер-Вояджер» или «Опель-Синтра» удостоены разочаровывающих показателей. Оценки могли быть еще хуже, если бы не высокая посадка пассажиров и водителя, благодаря которой мини-вэны традиционно выходят «сухими из воды» в боковых тестах. Впрочем, сложившийся имидж не успел укрепиться - новый тип мини-вэнов, выделенный в рейтинге NCAP в отдельный класс Mini MPV, выступает более чем достойно. «Ситроен-Ксара Пикассо», «Хонда-Стрим» и «Ниссан-Алмера Тино» не уступают по безопасности седанам и хэтчбекам.БЫВАЕТ ЛИ «НАЦИОНАЛЬНАЯ» БЕЗОПАСНОСТЬ?*******«Дэу-Матиз SE», 1999/2000 год. После первой неудачной попытки пройти тест «Дэу» снабдила машину штатными преднатяжителями ремней, но они не намного улучшили результат. Голову обоих манекенов хорошо защитили подушки, но ремни не удержали водителя. Он ударился грудью о руль и поранил ноги о низ передней панели Сообщили о травме также датчики в груди манекена-во-До последнего времени немецкие, французские и шведские машины, в разработку которых вкладывали огромные средства, как правило, занимали верхние строчки в «хит-парадах», оттесняя корейцев, американцев и японцев. Нынче места на подиуме все чаще достаются «Тойоте», «Хонде» и ФИАТу. Хотелось бы верить, что однажды место среди победителей займет и российский автомобиль. I»!